TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.11.2014
12:28

Фантазёр.

    Фантазёром обозвали меня за предыдущую статейку о Светлове. А вообще, можно за каждую так обозвать. Когда-то, в несознательные времена, я для себя решил, что . . .

05.11.2014
16:43

Чем проверить миролюбие в "Гренаде"?

    Оно слабо доказано (см. тут) подсознательностью образа такого подбора согласных в слове ⌠Гренада■, как звонкие согласные. А внелитературного доказательства противоестественности немиролюбия и анархизма вообще там нет.

    И я подумал, а не поискать ли мне, как относился Светлов к Махно?

    Правда, искать надо где-то в ранние годы жизни и деятельности Светлова. Потому что после предательского уничтожения большевиками армии Махно после гражданской войны анархизм оказался настолько опозоренным как бандитизм, мол, что в годы репрессий просто нельзя было произнести слова доброго о Махно без угрозы для жизни.

    Но были ж и годы до репрессий, подумал я. И нашёл искомое.

    КОЛЬКА.

     

    В екатеринославских степях,

    Где травы,

    где просторов разбросано столько,

    Мы поймали махновца Кольку,

    И, чтоб город увидел

    и чтоб знали поля,

    Мне приказано было его

    расстрелять.

    Двинулись...

    Он ≈ весел и пьян,

    Я ≈ чеканным шагом сзади...

    Солнце, уставшее за день,

    Будто убито,

    сочилось огнями дымящихся ран

    Пришли...

    Я прижал осторожно курок,

    И Колька, без слова, без

    звука,

    Протянул на прощанье мне

    руку,

    Пять пальцев,

    Пять рвущихся к жизни дорог...

    Колька, Колька... Где моя злоба?

    Я не выстрелил,

    и мы ушли назад:

    Этот паренек, должно быть,

    При рожденье вытянул туза,

    Мы ушли и долгий отдых

    Провожали налегке

    Возле Брянского завода

    В незнакомом кабаке.

    И друг друга с дружбой новой

    Поздравляли на заре,

    Он забыл, что он ≈ махновец,

    Я забыл, что я ≈ еврей.

    1924

    Лирическое ⌠я■, видно, из такого же анархистского (без центральной власти) отряда самообороны евреев (от погромов), как и махновские отряды самообороны крестьян (от центральной власти). И суть отрядов не в ограблениях соседей или в противостоянии им, а в чём-то другом, раз не предвидится никаких последствий от нарушения того, что ⌠приказано■. Суть в том, что приказ и анархия √ не совместимы.

    Что если образом ненасильственной сути анархизма является выдуманный Светловым немыслимый поступок лирического ⌠я■?

    Почему немыслимый?

    Потому что анархизм √ это не абсолютное отсутствие власти, а её приближенность к коллективу: самоуправление. Т.е. подчинение решению коллектива √ обязательно. Иначе коллектив накажет неслуха.

    А в стихотворении √ и вторая невероятность: не предвидится наказание.

    Почему? Из-за такой общечеловеческой ценности, как дружба? Не зря-де стихотворение называется ⌠Колька■: оба действующих лица знают друг друга по имени. Понимай, друзьями были до того, как гражданская война за идеи началась. Дружба-де всесильна? И что ей √ предвидеть наказание┘ Ведь не опьянением объясняется исчезновение из поля зрения лирического ⌠я■ наказания коллектива: кабак был после поступка.

    Так зачем Светлову понадобились немыслимость и невероятность?

    Затем что страна пошла неанархическим путём центральных приказов. Нет, речь не о попытке продолжить военный коммунизм после гражданской войны. Речь о неизживаемом пороке центральности власти как таковой и при НЭПе.

    ⌠┘впечатления, вынесенные А. И. Рыковым, тогда председателем Совнаркома, из его поездки летом 1924 г. по приволжским районам. Наблюдения убеждали Рыкова, что причины недовольства деревни лежат далеко не в одних "ножницах" [цен: дорогие промышленные товары и дешёвые - сельскохозяйственные], даже далеко не в одной только экономике: деревня уже осознавала, что она недовольна и политической диктатурой компартии. Она брала эту диктатуру, как ее видела.

    "Никакой выборности в управлении деревней нет, -- так подводил итог своим наблюдениям Рыков, -- начальство все приезжее, назначенное; по приезде обзаводятся первым делом хорошей квартиркой, хозяйством, коровками, свинками и прочими прелестями. Живет начальство обособленно от населения, обставляет себя всеми атрибутами, так что простому смертному без рекомендаций и не узреть начальства"■ (http://www.kulichki.com/moshkow/HISTORY/FELSHTINSKY/tajnye_stranicy.txt).

    А в самой партии √ драчка за первенство на самом верху.

    Апологеты же централизма по-прежнему воспевают приказ и верность ему.

     

    Но мертвые, прежде чем упасть,

    Делают шаг вперед -

    Не гранате, не пуле сегодня власть,

    И не нам отступать черед.

    Тихонов. Перекоп. 1922

    Для поэта, чувствующего, что только самоуправление есть дорога в коммунизм, оказалось возможным воспеть в условиях воспевания централизма аж вообще безуправление. И это безуправление оказалось √ в условиях царствования в поэзии противоположного идеала √ минус приёмом для выражения идеала среднего между этими крайностями √ анархизма.

    Безуправление в тексте + принятый примат централизма = анархизм как идеал.

    5 ноября 2014 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
318463  2014-11-05 15:54:27
Воложин
- Куклину спасибо.

За ляп ╚Светлов прошел сквозь четыре партийные чистки троцкистом быть он не мог╩, применённый по отношению к стихотворению.

(Для незнающих: разбор стихотворения есть разбор текста, а не биографии автора.)

Благодря вашему ляпу мне удалась третья статья об анархизме как идеале Светлова.

318464  2014-11-05 16:52:32
Куклин - Воложину
- Секретарь СП СССР - анархист? Член ВКП (б) - анархист? Лауреат пяти большевистских премий - анархист7 ПО-МОРЕМУ. у вас крыша поехала. ЧИТАТЬ НЕ буду.

318466  2014-11-05 17:02:11
Воложин
- Куклину.

Не читайте, пожалуйста. Кому-то я на днях уже пенял, что надо отличать автора от его произведения. Но что значит НАДО для вас. Правда?

Все культурные люди отличают автора от произведения, а вам на это Да?

318468  2014-11-05 17:46:04
Воложин
- * - утверждение, что произошедшее основано на былой дружбе персонажей, сомнительно. По тексту там: ...И друг друга с дружбой НОВОЙ / Поздравляли на заре...

- А что если дружба потому и новая, что сперва была старая, потом вражда, а теперь новая.

318476  2014-11-05 21:36:47
ВМ /avori/hlumov.html
- Интересно. Мне понравилось размышление. Однако рождается не идея, а предчувствие ее появления. (вот загнул, скажете).

318482  2014-11-06 08:32:36
бракодабр
- Воложину

Был ли Светлов анархистом? Если и был, то что удивительного? Тинейджеров эпохи перелома мотало (как мотает и сегодня, тоже времечко непростое) из стороны в сторону, благо, что предложение на политич. рынке было широчайшее. И нет в этом необыкновенного. Вспомним Фадеева. У того тоже в послужном списке найдется немало интересного, точно характеризующего судьбу поколения. (Тут Воложин цитату потребует! Искать не стану, просто помню, что юноша вращался в кругах анархистских).И у целого ряда маститых советских писателей найдется в биографиях и анархизм, и эсеровщина, и эсдековщина. И было тогда ребятишкам по 15-17 лет.

Как там говорилось? "Кто не был юности либералом - подлец, кто остался им в зрелости - дурак".(Ссылку для Воложина искать не буду)

Только одно в методе Воложина непонятно! Если Колька махновец и дружит с лирическим героем, то при чем здесь сам Нестор и идеи анархизма? Его бойцы могли дружить с кем угодно, даже и с монархистами, с которыми за одной партой сидели . И, конечно, надо отделить лирического героя от автора! Иначе получится чистейшая куклинщина: если твои герои в кабаке, то и ты -завсегдатай.

318489  2014-11-06 10:48:08
Воложин
- Ороеву.

╚Был ли Светлов анархистом? Если и был, то что удивительного?╩

Нет. Ну всё-таки Я только один файл нашёл (и на него сослался), где его анархистом назвали. Ведь больше нигде в интернете ни слова про это нет. И что я ни читал про Светлова вне и до интернета (очень мало, правда) об анархизме ни слова не было. И ни от кого такое не слышал (хоть и мало про Светлова слышал).

318490  2014-11-06 11:49:48
Воложин
- Ороеву.

╚Только одно в методе Воложина непонятно! Если Колька махновец и дружит с лирическим героем, то при чем здесь сам Нестор и идеи анархизма?╩

Спасибо за подколку, но Выготский таки избегал описывать словами конкретный катарсис от столкновения противочувствий от конкретного произведения. А я не избегаю. И к этому стремлюсь. Раз за разом. Годами. И даже десятилетиями. За то и презираем. Масса каталогов мой сайт называет: ╚спорные толкования╩.

А что делает Выготский? Он вместо прямых слов о катарсисе применяет намёки.

Но (мне так думается) и намёков хватило, чтоб искусствоведы и литературоведы стопроцентно отказались применять его теорию художественености-противоречивости. Стопроцентно! Надо же!?

Вот и вы подкалываете

И все правы. Например, тут: из ╚Безуправление в тексте + принятый примат централизма╩ не получается в явном виде (или не знаю, как точнее сказать), - не получается ╚= анархизм как идеал╩.

Я попользовался текстовым намёком Светлова: ╚махновец╩.

А вы мне пеняете: ╚при чем здесь сам Нестор и идеи анархизма╩

Я же не знаю, как защищаться по сути. Текстовые противоречия материальное (они напечатаны буквами на бумаге). Возникающие из-за этих противоречий противочувствия: безуправление и централизм духовны, но их связь с текстом Свкетлова и Тихонова ещё не оспаривается. (На этом ╚Психология искусства╩ Выготского останавливается и права: она ж всего лишь психология, она открыла, что в акте искусства ЕСТЬ дразнение. И всё. Дальше не её дело. Она осталась на уровне физиологии.)

А мне что делать, если я хочу иметь дело именно с тем, что дальше? Мне нельзя пользоваться текствым намёком ╚махновец╩, мне нельзя пользоваться социологией: ╚у целого ряда маститых советских писателей найдется в биографиях и анархизм╩, мне нельзя пользоваться политологией (или чем?), утверждающей, что анархизм в чём-то ближе к безгосударственности-коммунизму, чем марксовый централизованный социализм.

Мне ничем пользоваться нельзя, потому что тут, в месте, которое я обозначил знаком =, происходит разрыв самой причинности. То есть присходит ненаучность. Да?

Или, может, пользование внетекстовым (пусть и второстепенным по сравнению с текстовым) всё же возвращает в научность, если не с бухты барахты взято внетекстовое (тем паче текстовый намёк ╚махновец╩). А?

318509  2014-11-07 09:19:10
Скиф-азиат http://www.stihi.ru/avtor/njaoksksksmur
-
Туман...

туман разноцветный, меняются краски,
под бубен шамана - осенние пляски...
как будто бы город съедает лавина...
и светит прожектор, и луч такой длинный...

мелькают огни, стробоскопы, афиши...
под капли тумана становится тише...
туман разноцветный, меняются краски...
и вспомнится что-то, и хочется сказки...

сигналят клаксоны - пророки аварий...
спешат все куда-то, спешат божьи твари...
украсят туман маячком проблесковым,
туман разноцветный, лоб в лоб бестолково...

живая энергия - символ запретный...
спешат божьи твари, туман несусветный...
туман разноцветный из символов разных...
запретные знаки - это заразно...

318511  2014-11-07 10:39:11
Скиф-азиат http://www.stihi.ru/avtor/njaoksksksmur
-
Внимая голосу совести

кто построил столько перекрёстков,
умножая трудности езды?
от ума ль большого в одну плоскость
свёл для преткновения ходы?..

две беды... а надо две дороги...
чтоб одна другой не вопреки...
две беды... никто не внемлит богу,
да неужто вправду...

02.11.2014
13:25

Грешен!

    Грешен я в самонадеянности. Мне столько необычностей случилось обнаружить в связи с произведениями искусства, что я, наверно, тайно от себя самого зазнался . . .

31.10.2014
14:56

Марчук и морок.

    Хотелось найти что-то такое невероятное, а его, может, и в природе не существует. Марчук. Картины Марчука как-то магнетизируют и озадачивают. Не то, чтоб . . .

30.10.2014
12:11

Плохая живопись как образ плохого отношения к плохой жизни народа.

    Укра©на це сука, яка ©сть сво©х щенят. ╡ван Степанович Марчук. Эпиграф √ слова человека не простого, одного из сотни величайших гениев современности по версии . . .

28.10.2014
14:25

Улётный.

    Есть, оказывается, так называемый аксиоматический метод в науке. Эмпирика по нему есть лишь следствие. Надо следствие предсказать и сравнить с реальностью. Если . . .

28.10.2014
11:05

Стихия изовранья на Украине или?..

    ┘или закономерный процесс оформления искусством эпизода недавнего спасения от уничтожения украинскости? Есть такая теория происхождения героического эпоса . . .

25.10.2014
18:40

Кавалеридзе и нынешнее этногосстроительство на Украине.

    Несмотря на то, что замысел Ленина (начать Мировую революцию со слабого звена капитализма, с России, в расчёте на догонящие Россию революции в Западной Европе) . . .

12.10.2014
14:15

Шупляк.

    Грешен. Признаюсь сразу. Подозреваю, что этническое государственное строительство на Украине, с громкостью на весь мир начавшееся с переворота 21 февраля 2014 года . . .

08.10.2014
21:00

Чудеса подсознания.

    Это впечатляет √ до какой неосознаваемой тонкости доходит поэт, сочиняя┘ Я - изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты - предтечи, Я . . .

07.10.2014
13:30

Проверка Мейерхольда-режиссёра на ницшеанство.

    Берём сначала дореволюционную режиссёрскую деятельность Мейерхольда. 1907 год, ⌠Балаганчик■. Блок над мейерхольдовским ницшеанством (мир √ царство Зла, так вон . . .

07.10.2014
11:45

Я что-то понял в Мейерхольде?

    Пожалейте меня, люди, кто это читает. Я давно перестал читать книги для получения удовольствия. Я читаю художественную литературу, чтоб открыть, - если повезёт, . . .

04.10.2014
14:45

Смирная ли Смирнова.

    Попросили меня растолковать фильм ⌠Кококо■ (2012) Авдотьи Смирновой. А у меня √ особые подходы и критерии. Так что не обессудьте. Начну с них. Я произведения . . .

28.09.2014
10:14

Ругаясь, недолго и глупость сморозить.

    Очередной срыв. Опять обсуждаю публицистику, в которой по определению нет никакого сознательно скрытого смысла. И рождено стихотворение (на уровне идеала) без . . .

20.09.2014
10:10

Тоска по полной жизни.

    Один филолог, Александров (фамилию помню), на моё предложение посмотреть, что это за новые картины повешены в одной из гостиных Одесского Дома учёных, пошутил, что . . .

17.08.2014
18:06

Зло берёт.

    ⌠Я вырос на его песнях, всегда с уважением относился к его творчеству. И когда люди, которых уважаешь, делают такие поступки, теряешься: а что он делает?■ (Иосиф . . .

17.08.2014
12:04

Глухая ненависть.

    Глухую ненависть испытывал я к Марку Розовскому, когда читал его ⌠Установочную беседу перед началом репетиции■ спектакля по ⌠Роману о девочках■ Высоцкого. √ . . .

12.08.2014
22:14

Не боись!

    Слыхали ль вы, читатель, ⌠Увертюру 1812 год■? Там борются мотивы двух гимнов: Французской республики и Российской империи. Есть какая-то аналогия между темой той . . .

12.08.2014
16:15

Не боись!

    Слыхали ль вы, читатель, ⌠Увертюру 1812 год■? Там борются мотивы двух гимнов: Французской республики и Российской империи. Есть какая-то аналогия между темой той . . .

10.08.2014
11:47

Рафаэль во гневе.

    Где-то я читал хлёсткие слова о Ветхом Завете, что это роман Бога с его избранным народом, таким жесковыйным, что никак Он его не может и не может ввести в стойкую . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100