TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.11.2014
12:28

Фантазёр.

    Фантазёром обозвали меня за предыдущую статейку о Светлове. А вообще, можно за каждую так обозвать. Когда-то, в несознательные времена, я для себя решил, что . . .

05.11.2014
16:43

Чем проверить миролюбие в "Гренаде"?

    Оно слабо доказано (см. тут) подсознательностью образа такого подбора согласных в слове ⌠Гренада■, как звонкие согласные. А внелитературного доказательства . . .

02.11.2014
13:25

Грешен!

    Грешен я в самонадеянности. Мне столько необычностей случилось обнаружить в связи с произведениями искусства, что я, наверно, тайно от себя самого зазнался . . .

31.10.2014
14:56

Марчук и морок.

    Хотелось найти что-то такое невероятное, а его, может, и в природе не существует. Марчук. Картины Марчука как-то магнетизируют и озадачивают. Не то, чтоб . . .

30.10.2014
12:11

Плохая живопись как образ плохого отношения к плохой жизни народа.

    Укра©на це сука, яка ©сть сво©х щенят. ╡ван Степанович Марчук. Эпиграф √ слова человека не простого, одного из сотни величайших гениев современности по версии . . .

28.10.2014
14:25

Улётный.

    Есть, оказывается, так называемый аксиоматический метод в науке. Эмпирика по нему есть лишь следствие. Надо следствие предсказать и сравнить с реальностью. Если . . .

28.10.2014
11:05

Стихия изовранья на Украине или?..

    ┘или закономерный процесс оформления искусством эпизода недавнего спасения от уничтожения украинскости? Есть такая теория происхождения героического эпоса . . .

25.10.2014
18:40

Кавалеридзе и нынешнее этногосстроительство на Украине.

    Несмотря на то, что замысел Ленина (начать Мировую революцию со слабого звена капитализма, с России, в расчёте на догонящие Россию революции в Западной Европе) . . .

12.10.2014
14:15

Шупляк.

    Грешен. Признаюсь сразу. Подозреваю, что этническое государственное строительство на Украине, с громкостью на весь мир начавшееся с переворота 21 февраля 2014 года . . .

08.10.2014
21:00

Чудеса подсознания.

    Это впечатляет √ до какой неосознаваемой тонкости доходит поэт, сочиняя┘ Я - изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты - предтечи, Я . . .

07.10.2014
13:30

Проверка Мейерхольда-режиссёра на ницшеанство.

    Берём сначала дореволюционную режиссёрскую деятельность Мейерхольда.

    1907 год, ⌠Балаганчик■.

    Блок над мейерхольдовским ницшеанством (мир √ царство Зла, так вон из него √ в метафизический иномир или в искусство, которое есть почти иномир) в своём ⌠Балаганчике■ посмеялся (см. тут). √ Мейерхольду плевать. Ему даже тем интереснее перебороть Блока.

    ⌠Прием балаганчика дал эффект остранения, образ бессмыслицы для феномена повседневности. Уподобил человека марионетке и тем заострил его страдание. Тогда ⌠сквозь пошлые привычности внезапно открылась вечная трагедия жизни■. Речь шла о положении человека в мире, где Неизбежность осуществляет себя как случайность, к тому же часто нелепая. Об этом экзистенциальном мотиве спектакля так отозвался современник: люди, защищаясь от истины, пытаются выдумать другой, удобный мир, ⌠с суфлером, режиссером, сценарием, программой, последовательным развитием действия, нужным количеством дверей и окон, диванов и героинь. И вдруг ≈ все это рушится. Декорации летят вверх, незримая рука тащит автора за кулисы, громадный паяц встает во всю величину сцены и высовывает публике длинный красный язык■ <┘> Сергей Глаголь (С. Голоушев) описал очень характерные впечатления от спектакля, долго не покидавшие его: все окружающее ⌠приобрело какой-то особый скрытый смысл■. Дома ⌠тупо смотрели┘ своими темными стеклами■, казалось, что за их стенами ⌠уже не было жизни■. Только в единственном здании, на площади, ярко горели окна ≈ ⌠то было вечно стоящее на бессменной страже ⌠Бюро похоронных процессий■. Жуткая пустота царила в ярко освещенных залах за этими окнами, и было непонятно, зачем и для кого они освещены, ≈ описывал Глаголь видения, внушенные ему мейерхольдовским ⌠Балаганчиком■. ≈ В окна, сверкая золотом и серебром, глядела неподвижно и тяжело лежащая парча покровов, а над нею загадочными кругами и знаками виднелись жестяные надгробные венки с их ярко выкрашенными листьями и такими похожими на живые мертвыми фарфоровыми цветами. А мимо окон, обдавая их брызгами грязи, на дутых шинах лихачей, красиво изогнувшись и обнимая своих дам за талию, мелькали силуэты офицеров и штатских щеголей, спешащих после театра к Яру■.

    Трагикомедия беспечной и картонной жизни дана Глаголем на фоне густого траурного колера■ (http://teatr-lib.ru/Library/Mejerhold/method/#Text_285).

    1918-й год √ это первый год победы революции, самый честный (комиссары в пыльных шлемах) с точки зрения будущего коммунизма, который есть безгосударственность. ⌠Буквально за ночь рухнули столетние усилия, затраченные на строительство государства... Официальный лозунг └Вся власть Советам" облегчал этот процесс, позволяя региональным советам различных уровней ≈ краевым, губернским, уездным и даже волостным и сельским ≈ требовать независимой власти над подчиненными им территориям <┘> Существовало летом 1918 года по крайней мере 30 └правительств"... Края и губернии, в свою очередь, распадались на более мелкие административные единицы, самой важной из которых была волость... Крестьяне одной волости, как правило, отказывались делить награбленную собственность с крестьянами соседней■ (Пайпс, цитируется по книге Ахиезера).

    А что случилось дальше?

    А дальше всё покатилось назад. Особенно после победы в гражданской войне. Силу стало набирать мещанство. Власть не могла или не хотела с ним сладить. И что? √ И надо прокоммунистическому художнику самому браться, например, за искоренение мещанства в душах народа. И вот ⌠Фабрика эксцентрического актёра■, ФЭКСы, Козинцев, ставят ⌠Женитьбу■ Гоголя. Нет, название другое: ⌠Женитьба. Электрификация Гоголя■. И как ставят?

    ⌠Параллельно истории женитьбы мисс Агаты и выбора претендентов развивалась с этим действием не связанная детективная интрига, существовавшая где-то на окраине спектакля. Собственно, представление строилось как антре [комедийная или разговорная сценка] двух клоунов, Сержа и Таурэка, которых режиссёры назвали Альбертом и Эйнштейном, заставили говорить с сильным иностранным акцентом и снабдили периодически повторяющейся репликой: ⌠Всё в мире относительно■. Детективная история рассказывалась с конца. Для номера клоунов нужен был труп. Поэтому злодей убивал Чарли, жениха Агаты. Клоуны оживляли его, подключая к электросети (в зад Чарли вместо клистира старых фарсов вставлялась ⌠вилка■ на шнуре). На репризах [повторениях] клоунов и ⌠логике наоборот■ держалось действие, перебиваемое действием персонажей, не связанных ни с одним его планом ┘■ (Чернов. http://seminariumhumanitatis.info/23%20almanax/smex.htm). И Чернов пишет, что ⌠Идеологический потенциал трюка и механизм его воздействия на человека сродни смеху■. Это, может, так: ⌠Манипулятор добивается своего постоянным перебиванием мысли объекта■ (http://psyfactor.org/lib/zelinski2-11.htm). А мысль-то пьесы была об обесценивании мещан как таковых.

    Они где-то вот как выглядели.

    Эскиз костюма Анучкина к спектаклю ⌠Женитьба■.

    (Для Анучкина ж у Гоголя важно было, чтоб Агафья Тихоновна по-французски говорила.)

    Власть же перед мещанином заискивала.

    ⌠Брик пишет: ⌠Мещанство не любит фактов, слишком бедна и убога его жизнь, чтобы стоило долго на этой жизни останавливаться. Поэтому мещанство, испокон века создало себе иную героическую действительность, в которой все факты не реальны, но в тысячу раз пышней реальных■ ■. (http://teatrdoc.ru/stat.php?page=matvienko).

    И ФЭКСы оказывались против власти. Их авангардизм, бег впереди паровоза революции, властью не одобрялся так же, как и враг-Мейерхольд.

    Но как мог ницшеанец Мейерхольд издеваться над массами и властью показом любимого массами цирка в театре, когда цирк в прокоммунистических целях стали использовать недовольные советской властью, этим тормозом на пути к коммунизму? √ И Мейерхольд стал против циркизма.

    ⌠отказаться от скандальной модернизации┘ от дурно понятого гротеска с его когда-то производившими впечатление и теперь приевшимися приемами, вроде цирковой клоунады, частушек на злободневные темы, пляски вприсядку и пр.■ (http://teatr-lib.ru/Library/Matskin/Na_temi/).

    Проверка этого мыслима на послереволюционной режиссёрской деятельности Мейерхольда.

    У Мейерхольда в ⌠Ревизоре■ (1926) ⌠Презрительный, саркастический и отчаявшийся Гоголь звучит со сцены■ (Марков. http://teatr-lib.ru/Library/Mejerhold/method/#Text_273).

    Ну, давайте поверим пока этому Маркову на слово.

    ⌠В этом ⌠Ревизоре■ узнавали себя люди новой, советской империи■ (Там же). Дрянные мещане, ненавистные ницшеанцу. ⌠┘герой современной цивилизации. Слепое, безличное, бессознательное существование■ (Там же).

    Бессюжетной-де сделал режиссёр пьесу: рядом настроений, мол, сделал, не связанных друг с другом. √ Поверим.

    Нет, вот нашёл кое-что: ⌠Вкатная ⌠сценка быта■, освещенная ⌠мороком■ в мейерхольдовском ⌠Ревизоре■, ≈ своеобразная трансформация сценической конструкции блоковского спектакля, театрика, населенного марионетками. По наблюдению П. Зайцева, вкатные площадки, на которых играется ⌠Ревизор■, дают прием остранения. Они возникают из неизвестности: ⌠Та жизнь, которую мы видим на сцене в ⌠Ревизоре■, притекает к нам┘ откуда?■ Скученное на крохотной фурке существование, пестрое и неверное, над которым человек не властен, ≈ образ, что строит сама площадка для действия, сцена на сцене, идея которой восходит к ⌠балаганчику■. В площадках для игры, по мнению критика, ⌠отражена вся┘ зыбкость и непрочность той почвы, на которой стоит во внешнем мире человек, подчиненный закону неотвратимых сил■■ (http://teatr-lib.ru/Library/Mejerhold/method/#Text_285).

    Каких сил? Да уж Зла, конечно. В смысле √ советская власть есть Зло, пусть субъективно и хочет Добра. Само это повсеместное процветание мещанства √ уже есть Зло.

    В общем, сходится. Выглядит, как авангардизм (впереди революции), а √ ницшеанство.

    26 сентября 2014 г.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
317864  2014-10-07 13:36:44
Воложин
- Куклину.

Ещё специально для вас.

Если б я имел подобный материал по Любимову, я б за него вам бы отомстил.

07.10.2014
11:45

Я что-то понял в Мейерхольде?

    Пожалейте меня, люди, кто это читает. Я давно перестал читать книги для получения удовольствия. Я читаю художественную литературу, чтоб открыть, - если повезёт, . . .

04.10.2014
14:45

Смирная ли Смирнова.

    Попросили меня растолковать фильм ⌠Кококо■ (2012) Авдотьи Смирновой. А у меня √ особые подходы и критерии. Так что не обессудьте. Начну с них. Я произведения . . .

28.09.2014
10:14

Ругаясь, недолго и глупость сморозить.

    Очередной срыв. Опять обсуждаю публицистику, в которой по определению нет никакого сознательно скрытого смысла. И рождено стихотворение (на уровне идеала) без . . .

20.09.2014
10:10

Тоска по полной жизни.

    Один филолог, Александров (фамилию помню), на моё предложение посмотреть, что это за новые картины повешены в одной из гостиных Одесского Дома учёных, пошутил, что . . .

17.08.2014
18:06

Зло берёт.

    ⌠Я вырос на его песнях, всегда с уважением относился к его творчеству. И когда люди, которых уважаешь, делают такие поступки, теряешься: а что он делает?■ (Иосиф . . .

17.08.2014
12:04

Глухая ненависть.

    Глухую ненависть испытывал я к Марку Розовскому, когда читал его ⌠Установочную беседу перед началом репетиции■ спектакля по ⌠Роману о девочках■ Высоцкого. √ . . .

12.08.2014
22:14

Не боись!

    Слыхали ль вы, читатель, ⌠Увертюру 1812 год■? Там борются мотивы двух гимнов: Французской республики и Российской империи. Есть какая-то аналогия между темой той . . .

12.08.2014
16:15

Не боись!

    Слыхали ль вы, читатель, ⌠Увертюру 1812 год■? Там борются мотивы двух гимнов: Французской республики и Российской империи. Есть какая-то аналогия между темой той . . .

10.08.2014
11:47

Рафаэль во гневе.

    Где-то я читал хлёсткие слова о Ветхом Завете, что это роман Бога с его избранным народом, таким жесковыйным, что никак Он его не может и не может ввести в стойкую . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100