Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
27.09.2018 |
Стоит ли иное у Сорокина читать.
|
|||||
24.09.2018 |
|
|||||
23.09.2018 |
|
|||||
21.09.2018 |
|
|||||
19.09.2018 |
|
|||||
16.09.2018 |
|
|||||
15.09.2018 |
|
|||||
12.09.2018 |
Насколько чуток Владимир Крылов?
|
|||||
11.09.2018 |
|
|||||
09.09.2018 |
Не верьте своим впечатлениям, пока не дочитаете до конца.
|
|||||
08.09.2018 |
Тяжело любить советский народ.
|
|||||
07.09.2018 |
|
|||||
06.09.2018 |
В муках отсутствия хорошего чтения.
|
|||||
05.09.2018 |
|
|||||
31.08.2018 |
Сезанн: "Сезам! Не открывайся!"
|
|||||
29.08.2018 |
|
|||||
28.08.2018 |
Разоблачение вранья о роли Прохоровки.
|
|||||
28.08.2018 |
Попытка поспорить с Вейдле. Он написал в “Умирании искусства”: "…усиливаются религиозные побуждения… и в изобразительном искусстве, где можно напомнить такие, все еще, правда, исключительные явления… как иллюстрации к четвертому Евангелию Петрова-Водкина” (https://predanie.ru/veydle-vladimir-vasilevich/book/73253-umiranie-iskusstva/). Потому попытка, что наобум Лазаря. Нет того, чтоб я знал, что это за вещи художника, ни того, чтоб я знал, когда они написаны, ни того, чтоб я знал, что Петров-Водкин, став выражать Гармонию в связи с революцией (см. тут), так в этой фазе идеала и остался навсегда (и потому есть вероятие, что и иллюстрации к четвёртому Евангелию не прорелигиозны, а прореволюционны). – Прогореть – ничего не стоит. И ещё я не знаю, чем четвертое Евангелие отличается от трёх остальных. Но. Постараюсь не натягивать. Начнём с отличия четвёртого Евангелия. "Четвертое Евангелие, написанное апостолом Иоанном, отличается от предыдущих трех евангелий и содержит больше теологических размышлений по отношению к особе Христа и значению веры… подчеркивает Божественную природу Христа… Но Иоанн также отмечает факт человеческой природы Иисуса, желая показать ошибочность учения религиозной секты его дней, гностиков, которые не верили в это” (https://otvet.mail.ru/question/72560891). Теперь, что это за иллюстрации четвёртого Евангелия? "Первые полгода [1924] пребывания в Париже не принесли ожидаемых доходов: осенью Кузьма Сергеевич продал французскому издательству “Плеяды” (Plйiades) 28 рисунков на евангельские сюжеты, выполненные в России в 1920 году (к сожалению, судьба этих рисунков неизвестна). Вероятно, из дошедших до нас первых вариантов этой серии являются рисунки тушью “Отречение Петра (Страстная ночь)” и “На кресте. (Страстная ночь)”, хранящиеся в настоящее время в Русском музее” (http://www.zolotayapalitra.ru/Article/147). Петров-Водкин. Отречение Петра. 1919. Бумага, тушь. Может, вторая вещь неверно названа… И на самом деле вот она… Петров-Водкин. ГоловаХриста. 1921. Бумага, тушь. А вот ещё нечто близкое по используемым материалам и времени. Петров-Водкин. Целование Иуды. 1919. Бум., тушь, перо. В своём экземпляре Евангелия он делал пометки, подчёркивания, записи (http://www.zolotayapalitra.ru/Article/211). Значит, просто религиозным человеком он не был. Но Иисуса считал исторически жившим человеком. "…когда в Евангелии от Матфея речь идёт о молитве Христа в Гефсиманском саду (26:39, 42, 44), Петров-Водкин пишет: “Кто же мог слышать? Нет, молитва была не такою! Словом не выразить этой молитвы”” (Там же) Что там, в Евангелии? " 39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. 40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? 41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. 43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. 44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово”. Ну что значит – не выразить этой молитвы? Просто взволнован художник и слова ему кажутся кощунством. Ну что может сказать человек, предчувствующий свою смерть и решивший ею искупить зло в любимых им людях? "Обращение К.С. Петрова-Водкина к этой книге датируется маем 1920 года, о чём свидетельствует запись на титульном листе” (Там же). В апреле Япония начала мстить вторжением за расстрел своего гарнизона в Николаеве. Но в апреле началась Бакинская наступательная военная операция частей XI Красной армии и Волжско-Каспийской военной флотилии, проведённая в тесной координации с азербайджанскими большевиками с целью свержения азербайджанского правительства и установлению Советской власти в стране. Но в мае началось просоветское восстание в Армении. 18 мая отняли у англичан корабли Каспийской флотилии, отведённые белыми в Иран. Зато 31 мая бой под Гомелем не выиграли, контрнаступление против вторгшихся до Киева белополяков сорвалось. Зато 30 мая был страшно проигран бой под Викторовкой РККА с махновцами. А те вообще как бы свои, за коммунизм, только без центральной власти. Кровь, кровь, кровь… Второй год гражданской войны. 12 апреля Рурская Красная армия была ликвидирована. Было подавлено революционное движение рабочих в Рейнско-Вестфальской области, где рабочие пытались создать свою Красную гвардию… Лидеры социал-демократии теряли авторитет в массах рабочих. Мировая Революция не зажигалась. Жертва Христа ничего почти за два тысячелетия не дала. Даст ли что вот уже двухлетнее жертвование собою России? Пётр нарисован потрясённым: насколько сильна оказалась в нём слабость человеческая! Даже будучи предупреждён Христом, он всё равно струсил. Он не годится для новой жизни. Провидчески смотрит вдаль Иисус, игнорирующий Иуду. Он что: ещё надеется, что его жертва всех людей переделает в антииуд? Или он провидит, что вряд ли? А уже распятый, не ещё не умерший… О чём говорят его щёлочки-глаза? Он, Иисус, теперь только тут, в страдании личном? Или он о будущем печалится? Это уже два года спустя. Гражданская война явно идёт к победе. Что Петра-Водкина опять смущает? Нет никакой тенденции к духовному перерождению людей? Церковь, она верит, или делает вид, что верит. А он? Для чего он сделал лицо Христа не похожим на привычное? Чтоб отличаться от церкви? Он смел в прошлом году не верить истинности слов Матфея. (И правда, похоже, что он больше верил Евангелию от Иоанна, который единственный из четырёх евангелистов не свидетельствовал о человеческой слабости Христа.) Так он поверит Церкви? А власти, взошедшей на крови, он поверит? Он достиг, наконец, темноты, землистости лика, какого требовала настоящая русская иконопись. Значит ли, что он перенял, наконец, от веры её идеал благого для всех сверхбудущего? В пику власти-силе, обещающей благое историческое будущее… Или это сияние кожи тоже не зря? Это – вместе с темнотой лика – всё то же, что и прежде у него: соединение низкого и высокого, то есть подсознательный идеал Гармонии! Да идея Справедливости и не может умереть! Ведь Вейдле почему ратует за религию как за спасение искусства? Он просто упустил, что чудо не только в религии есть. Оно как бы есть в действии подсознательного идеала любо типа, а не только типа благого для всех сверхбудущего, к которому относится и христианский идеал. Один из типов – Гармония. – Вот картины Петрова-Водкина и пронимают ЧЕМ-ТО, словами невыразимым. Но на что можно всё-таки намекнуть моим косноязычием. 23 июля 2018 г.
|
|||||
27.08.2018 |
|
|||||
25.08.2018 |
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"