TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.09.2018
15:47

Стоит ли иное у Сорокина читать.

    Я считаю субъектную организацию важнейшим критерием авторского намерения. О. Меерсон Начну издалека и признаюсь, что я уже проверил ту мысль, которая у меня . . .

24.09.2018
12:08

Накрутил себя.

    Александров, помню, его фамилия. Председатель научной Пушкинской комиссии при Одесском Доме учёных… Я пришёл на заседание этой комиссии рановато. Он пришёл ещё . . .

23.09.2018
09:36

Есть шанс...

    Есть шанс как-то доказать, что у Эдуарда Мане идеал абы какой жизни (то есть – импрессионистский) был подсознателен. Мане. Гражданская война. 1871. Самым чётким . . .

21.09.2018
18:28

Над чем смеётся Рубин.

    Вначале я предложу читателю посмеяться надо мной. Я с произведениями искусства похож на кота из известной басни. Во всеоружьи юный кот На первую охоту вышел И . . .

19.09.2018
22:50

Николай Чоччасов

    Я не раз отступал от своего правила – открывать скрытый художественный смысл произведения неприкладного искусства. И обращался к произведениям и неискусства . . .

16.09.2018
14:11

Исписался.

    "В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка Ильи и Эмили Кабаковых “В будущее возьмут не всех”. Это итог работы за 6 десятилетий. И впервые . . .

15.09.2018
15:36

Наобум лазаря.

    Как я ни уверен в себе (из-за многочисленных совпадений моих мыслей с, в общем, общепринятыми), но меня угнетает непризнание больших авторитетов, и я в себе . . .

12.09.2018
10:23

Насколько чуток Владимир Крылов?

    Недавно (см. тут) я познакомился с репродукциями картин Владимира Крылова и (см. тут) поспорил с ним о Малевиче в связи с его, Крылова, видео https://www.youtube.com/watch?v=XMablvmxspg . . .

11.09.2018
12:30

Наваждение.

    Не могу оторваться от художника Андрея Тутунова. Я посмел спорить с именитым Маниным о художественном смысле иных его картин. И у меня совесть скребёт: не натянул . . .

09.09.2018
16:49

Не верьте своим впечатлениям, пока не дочитаете до конца.

    Читаю книгу “Они” (2005) – Слаповского и неприятно. Была б сатира – просто б бросил с самого начала. А тут не сатира. Вот уж которого персонажа по очереди вводит . . .

08.09.2018
12:26

Тяжело любить советский народ.

    Надо же… Написал статью, которую не взялся печатать обычно печатающий меня журнал. И отправили её оттуда в более смелое издание. А то пребывает под какой-то . . .

07.09.2018
10:34

Я допустил ошибку.

    Я когда-то допустил ошибку относительно Ильи Кабакова – назвал одну его картину произведением постмодерниста, художника не имеющего идеалов. А, получается, идеал . . .

06.09.2018
19:45

В муках отсутствия хорошего чтения.

    Я (вечно я с себя начинаю…) раз обратил на себя внимание редакции “Литературной газеты”. Принял участие в конкурсе критиков, по итогам была редакционная статья – . . .

05.09.2018
07:48

Бедность как ценность.

    Я слаб в анализе картин. Поэтому вынужден пользоваться чужими анализами. Но у меня есть претензия на силу синтеза. Так и там меня поджидают ловушки. Я ж себе . . .

31.08.2018
16:46

Сезанн: "Сезам! Не открывайся!"

    Нельзя возразить этому: "Сезанновский кубизм 1907-1909г. Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм . . .

29.08.2018
15:15

Упрямство.

    Начинаю, как обычно, с себя. У меня есть (тут и тут) доказательства, что Рахманинов с самого начала был ницшеанцем и лишь иногда из него выныривал. А ницшеанство – . . .

28.08.2018
13:33

Разоблачение вранья о роли Прохоровки.

    Можно ли верить тому, что рассекреченная к 75-летию карта сражения под Курском http://kursk-75.mil.ru/ действительно была изготовлена когда-то тогда же, в 1944-м году? На том . . .

28.08.2018
09:01

Попытка поспорить с Вейдле.

    Он написал в “Умирании искусства”: "…усиливаются религиозные побуждения… и в изобразительном искусстве, где можно напомнить такие, все еще, правда, . . .

27.08.2018
13:43

Империя как федерация.

    Всё началось в вопроса самому себе: зачем Гоголю понадобился в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Рудый Панько (он – якобы автор всего сборника)? А ответ . . .

25.08.2018
09:24

Насилие.

    Насилие – над собой. Я не имею музыкального образования. Но умею слушать музыку. Мне удаются длинные связные ассоциации, происходящие синхронно со слушанием. Так насилие над собой – это записывание этих ассоциаций. А в данном случае мне и не пришлось записывать, так сказать, самому. Ассоциации в записи дала Виктория Левина в интернет-издании P.S. №76, июль 2018.

    Плач по погибшим

    конникам

    Виктория Левина

    Вариации на тему трио Сергея Рахманинова "Lento lugubre" ("похоронный слышен звон "), 1892 г. И как написано в "Житие Александра Невского", "и бысть сеча зла, и треск от копий ломления и звук от сечения мечного, яко же и озеру промерзшию двинуться. И не бе видети льду покры бо ся кровию". Немецкие рыцари потерпели полное поражение. Вопрос о потерях сторон до сих пор является спорным. О русских потерях говорится туманно – много храбрых воинов пало"...

     

    Похоронный слышен звон

    "Lento lugubre"

    то ли крик а то ли стон

    сомкнуты губы

    запредельной скрипки плач

    вторят аккорды

    там казненный и палач

    конские морды

    кони Невского во льду

    склеены гривы

    там виолончель в бреду

    несуетливо

    нот фортепианных лёт

    смерть подступала

    уходили все под лёд

    подняв забрала

    содрогались телеса

    тонущей рати

    уходили в небеса

    плач и проклятье

    зал потерянно молчал

    слёзы как комом

    пульс у каждого стучал

    мет-ро-но-мом

    но последний звук осел

    снежною пылью

    тихий ангел пролетел

    сломлены крылья

    Элегическое трио звучит почти 14 минут (2- я дорожка https://songhouse.me/q/l_m8wLTW5c-R94rptvrn3qrtg8JGtvW9z7bCpdSI4pPJ6fiZ5eHAuIaU_2aE9L_1pOm51g/). А вариации Левиной касаются 2-х минут 53-х секунд.

    "Одночастное Элегическое трио начинается сумрачным и в то же время взволнованным звучанием, такой эффект создаёт тревожный ритм в сочетании с особым тембром открытых струн скрипки и виолончели. На таком фоне фортепиано излагает главную партию (Lento lugubre), в которой выделяются два элемента. Один из них устремлён вверх, но остановка на квинтовом тоне смягчает его решительность…

    Сопоставление поступательного движения и терцового хода придаёт взволнованность этому мелодическому обороту. Второй элемент – “обречённая” нисходящая секвеция... Прозвучав у фортепиано, тема переходит к струнным с их “поющим”, длящимся звуком и тёплым тембром” (https://musicseasons.org/sergej-vasilevich-raxmaninov-elegicheskoe-trio-1-sol-minor/).

    Поразительный взгляд на Ледовое побоище как на поражение "тонущей рати”. То есть немцев, по Старшей ливонской Рифмованной хронике.

     

    2205 Есть город большой и широкий,

    который также расположен на Руси:

    он называется Суздаль.

    Александром звали того,

    кто в то время был его князем:

    2210 он приказал своему войску готовиться к походу.

    Русским были обидны их неудачи;

    быстро они приготовились.

    Тогда выступил князь Александр

    и с ним многие другие

    2215 русские из Суздаля.

    Они имели бесчисленное количество луков,

    очень много красивейших доспехов.

    Их знамена были богаты,

    их шлемы излучали свет.

    2220 Так направились они в землю братьев-рыцарей,

    сильные войском.

    Тогда братья-рыцари, быстро вооружившись,

    оказали им сопротивление;

    но их [рыцарей] было немного.

    2225   В Дерпте узнали,

    что пришел князь Александр

    с войском в землю братьев-рыцарей,

    чиня грабежи и пожары.

    Епископ не оставил это без внимания,

    2230 быстро он велел мужам епископства

    поспешить в войско братьев-рыцарей

    для борьбы против русских.

    Что он приказал, то и произошло.

    Они после этого долго не медлили,

    2235 они присоединились к силам братьев-рыцарей.

    Они привели слишком мало народа,

    войско братьев-рыцарей было также слишком маленьким.

    Однако они пришли к единому мнению атаковать русских.

    2240 Немцы начали с ними бой.

    Русские имели много стрелков,

    которые мужественно приняли первый натиск,

    [находясь] перед дружиной князя.

    Видно было, как отряд братьев-рыцарей

    2245 одолел стрелков;

    там был слышен звон мечей,

    и видно было, как рассекались шлемы.

    С обеих сторон убитые

    падали на траву.

    2250 Те, которые находились в войске братьев-рыцарей,

    были окружены.

    Русские имели такую рать,

    что каждого немца атаковало,

    пожалуй, шестьдесят человек.

    2255 Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись,

    но их там одолели.

    Часть дерптцев вышла

    из боя, это было их спасением,

    они вынужденно отступили.

    2260 Там было убито двадцать братьев-рыцарей,

    а шесть было взято в плен.

    Таков был ход боя.

      Князь Александр был рад,

    что он одержал победу.

    2265 Он возвратился в свои земли.

    Однако эта победа ему стоила

    многих храбрых мужей,

    которым больше никогда не идти в поход.

    Тогда как автор – не немка, а, вроде, русская. (Хотя, чего не бывает. Например, такой либерал, как Александр Николаевич Сытин, считает себя немцем по ментальности. Я тоже. Считаю себя русским потому же.) – Диво. А там, где поразительно, я подозреваю участие подсознательного идеала автора, что я называю художественностью. Сами стихи никакой необычайностью не отличаются. В печатном издании строф в 2 раза меньше. Но я подозреваю, что это не авторская, а редакторская компоновка, стремящаяся уменьшить территорию, занимаемую стихотворением. Отсутствие знаков препинания – это просто мода такая, "чтобы читатель терялся в тексте без ориентиров, как герой теряется в своем внутреннем или окружающем его мире” (http://litcult.ru/blog/17456). Правда, этому противостоит какая-то ритмическая стройность.

     

    / - / - / - /

    / - - / -

    / - / - / - /

    / - - / -

    А столкновение потерянности со стройностью даёт итоговый катарсис – надмирность. Как у первых христиан: "…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” (Кол. 3:11). По-современному же – общечеловеческие ценности.

    Которые, к сожалению, понимаются либералами практически, как отказ русских от себя ради ценностей западной цивилизации. – Как факт: ТАКУЮ победу русских воспринимать как "Плач по погибшим”.

    Но стихи – хороши. Автор, возможно подсознательно, глубоко сожалеет, что тогда, при Александре Невском, утвердилась русская самобытность из-за отказа от вливания и растворения в западном христианстве. И какой я лично ни русский националист, но надо признать художественное качество стихотворения Виктории Левиной.

    К какому типу идеала это стихотворение отнести? Я думаю, к ницшеанству. Для того всё – полностью безысходно, как наличие в жизни смерти. Всё. Больше не о чём говорить. Этот уход Руси от Запада при Александре Невском (с точки зрения западника) – такая же абсолютная безнадёжность, как и смерть для жизни.

    Но самое интересное, что ницшеанцем-то был и Рахманинов! Это даже и не я первый сказал (если счесть неоромантизм – ницшеанством). В школьной энциклопедии, например, в статью “Неоромантизм” внесли кроме Рахманинова (я для чёткости и, чтоб не объясняться насчёт сомнительных, перечислю только тех, кого и сам твёрдо и обосновано считаю ницшеанцами): Ницше, Шопенгауэра, Гамсуна, Гумилёва, Ахмадуллину.

    Или вот:

    "…трагические мотивы, тревожные предчувствия грядущих социальных потрясений в музыке его сверстника С.В. Рахманинова” (Щербакова. Ницше и музыка. http://www.nietzsche.ru/userfiles/dos/musik.doc).

    Всё Элегическое трио от начала до конца вовсе не элегическое, а про скуку безнадёжности принципиально плохого мироустройства. – Там даже слышна альтернатива (тут). То же дрожащее звучание эфира, собственно, и в самом-самом начале. Это образ метафизического иномирия, антагониста христианского того света с его благим для всех в виде бесплотных душ сверхбудущим в Царстве Божием на небе.

    Скажете, какая ж альтернатива христианству у Левиной, если у неё в конце "тихий ангел пролетел”. А я отвечу: так ведь у него "сломлены крылья”.

    6 августа 2018 г.

    Наверно, нужно продолжить насилие над собой – проверить ницшеанство Виктории Левиной. Я ж могу сам себя подозревать в самообмане, в подгонке под готовый результат. И метод катарсиса (если его так назвать) способствует же подгонке. Третье переживание (надмирности) ведь не логически вытекает из столкновения двух противочувствий (растерянности и стройности). Это вам не образность у Рахманинова (дрожание → иномирие).

    Нет, можно, конечно, вспомнить, что трудно что-то иное, чем надмирность, помыслить от столкновения и иных реалий стихотворения: русскости с нерусскостью, победы со смертью. Такое совпадение, да, не может быть случайностью. Но. Кто его знает… Может, какой-то чёрт самообмана во мне сидит и не даёт помыслить что-то иное, кроме антихристианской надмирности.

    Я захотел себя с этой надмирностью поймать: ведь на христианство ж по словосочетанию похоже. И что-то знакомое вообще словосочетание… – Спросил Интернет. – Ответ: "Устар. О внезапно наступившем глубоком молчании среди общего разговора. — Она к вам пишет? — Нет, никогда, к нам через людей вести доходят. Сделалось внезапное, глубокое молчанье: “вот тихий ангел пролетел” — подумали все (Тургенев. Дворянское гнездо). Он вздохнул из приличия и помолчал. Пролетел тихий ангел (Чехов. Рассказ неизвестного человека)” (Академик). – Так парадокс в том, что мною доказано, что и Тургенев, и Чехов – тоже ницшеанцы. Нелогичное "внезапно” уж что точно доказывает, так это нелогический скачёк в цепи причинностей, логичностей. И да, такой ход лишь ассоциативно подсказывает про Алогизм, Апричинность, характерные для ницшеанского иномирия. Катарсисов столько по типу, сколько есть в мире типов идеалов. Зато идея о превращаемости идеалов из одного в другой (с одной стороны) и (со стороны другой) наличие инертности в идеале даёт же возможность проверять тип идеала: его нахождением для соседнего по времени произведения. Совпадут – значит всё верно.

    Наверно же, соседнее в издании стихотворение Виктории Левиной недалеко отстоит по времени создания от разобранного.

    Смотрим.

    "Детский уголок". Клод Дебюсси.

     

    Ребёнок Клода Дебюсси – его дочурка Шушу*.

    Фортепианных мук этюд. Затрачен целый день!

    А солнце золотит в саду и яблони, и груши.

    И бабочки на лепестки отбрасывают тень.

    Затем - свобода! Поскорей к слону – и убаюкать.

    И серенаду кукле спеть, хоть кукла и нема.

    Потом - январь. Танцует снег. А птицы все – на юге,

    и только маленький пастух смеётся, что зима!

    Ещё есть друг - полишинель. Секрета не нарушу,

    если скажу, что от него всё в доме - набекрень!

    Ребёнок Клода Дебюсси и ученица - Шушу.

    Фортепианных мук этюд. Затрачен целый день.

    * Сюита для фортепиано К. Дебюсси "Детский уголок" была написана и опубликована в 1908 году. Композитор посвятил её своей маленькой дочке. Наряду с высокой поэтичностью, Дебюсси привнёс в музыку цикла и шутливую иронию, и мягкий ласковый юмор. Все это показывает его отношение к дочери, к её детским выдумкам.

    Сюита состоит из следующих пьес: 1) “Doctor Gradus ad Parnassum” (лат. – Степень доктора Парнаса – "ирония Дебюсси по адресу Клементи [пианист, педагог], а заодно и по поводу всевозможных упражнений”); 2) “Колыбельная слонов” (""слоновые нежности”, но несколько монотонно”); 3) “Серенада кукле” ("сквозят и черты равнодушия”); 4) “Снег танцует” ("удивительная тонкость оттенков и свойственная всей музыке щемящая печаль”); 5) “Маленький пастух”; 6) “Кукольный кэк-уок” ("дань американским остро ритмованным танцам, которые он высмеивал”).

    Дебюсси музыкальный импрессионист. А весь импрессионизм в общем выражал позитив по отношению к абы какой жизни, при том что сама жизнь довольно негативна. Живописцы брали при изображении случайные компоновки и ракурсы, не гнушались изображать отбросы общества и краткие миги переменчивых состояний природы. Позитив абы какого – это довольно радикальное мнение, но я не знаю, можно ли его опровергнуть. Соответственно, думаю, стоит прислушаться к "мнению Вюйлермоза, “Детский уголок” вообще не отвечает детскому восприятию (недаром, мол, поэтому Дебюсси извинялся перед Шушу)”. Извинение таково: "моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями отца за то, что последует” (все цитаты отсюда: http://www.belcanto.ru/debussy_corner.html).

    Виктория Левина вне стихотворения это всё проигнорировала. И понятно почему. От невнимания. Потому что главное в стихах. А там уловлены черты, сближающие импрессионизм с ницшеанством: вообще-то всё вокруг – плохо, а миг – представитель Вечности как метафизики.

    Попытка Левиной вне стихов соотнести стихи с темами музыки показывает лишь, что ницшеанства нет в её сознании. Что очень хорошо, по-моему. Подсознание же её ухватило общее впечатление Алогизма в темах сюиты. Скачки какие-то непонятные. Никто ж не будет, как я, справляться с тем, о чём сюита Дебюсси тематически. И мало кто её слышал, а тем более – помнит.

    Так что, считаю, проверку Виктория Левина прошла.

    7 августа 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340790  2018-08-25 17:02:24
Sweetheart
-

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100