Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
22.08.2018 |
|
|||||
16.08.2018 |
|
|||||
14.08.2018 |
|
|||||
11.08.2018 |
Апокалипсис, ветренная Свобода и постоянный Традиционализм.
|
|||||
11.08.2018 |
Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин?
|
|||||
05.08.2018 |
|
|||||
04.08.2018 |
|
|||||
03.08.2018 |
|
|||||
01.08.2018 |
|
|||||
31.07.2018 |
Хуан Хеновес что: всех обманул невольно? Гримасы гиперреализма. Хеновес. Заключён. 1967. Он испанец. "Репрессии против политических противников (к ним относились коммунисты, социалисты, анархисты, республиканцы и сепаратисты из Каталонии и Страны Басков) продолжались вплоть до са́мой смерти Франко” (Википедия). Франко умер в 1975-м. "Мировые державы содействовали сохранению status quo в Испании. Существующий режим устраивал западные державы, хотя бы потому, что с Испании снималась “коммунистическая” угроза, что для Запада было намного страшнее, чем диктаторский режим Франко” (Там же). С другой стороны: "После начала холодной войны в начале 50-х гг. последовала волна дипломатических признаний Испании…” (Там же). Партия (единственная) руководствовалась политикой социальной “гармонизации”. "Уже в ходе войны Франко начал ограничивать влияние Фаланги, а после войны партия в основном занималась социальной работой” (Там же). В 1958-м закончилась стройка памятника всем павшим в гражданской войне. "С середины 50-х гг. началось “испанское экономическое чудо”, выведшее Испанию из состояния одной из беднейших стран Европы на уровень вполне развитой европейской страны. В 1959 году был принят стабилизационный план, направленный на либерализацию экономики страны… В конце 60-х гг. в Испании начались политические реформы, был принят закон о прессе и разрешены забастовки неполитического характера, расширено местное самоуправление, принято несколько конституционных законов, расширивших права граждан” (Там же). Ну, всё хорошо! Как мне было всё хорошо в СССР до разоблачения культа личности Сталина в 1956 году. Мне тогда было 18 лет. И ни я, ни моя мама, провинциалы, ничегошеньки не знали про несправедливые сталинские репрессии. И товарищи по школе и двору или тоже ничего не знали, или не велено им было говорить. Думаю, первое. Родители помалкивали – дети и не знали. Да и много ли репрессий было в провинции? Одну я знал по рассказу мамы. В 20-х или 30-х годах. Отца жены её брата арестовали и пытали (посадили в бочку с дерьмом); хотели, чтоб он сказал, где прячет золото; он не признавался, что оно у него есть; и мамин ухажёр, где-то там служивший, по её просьбе способствовал, чтоб подозреваемого отпустили. А золото у него таки было. В общем, Хуан Хеновес, видно имел основание считать, что нужно показывать, что бесчеловечность режима Франко имеет место быть. При всех плюсах патернализма, всегда сопутствующего тоталитаризму. Вот и потребовалось пользоваться "оскорбительной антиживописностью фотодокументальной формы” и демонстрировать "имитационно точное воспроизведение всех признаков фотографии [не художественной, а плохой, документальной]" (Советское искусствознание ʻ74. М., 1975. С. 56). – Плохое кадрирование, плохая выдержка, уничтожившая детали, растровое клише, получающееся при репродуцировании. Растровое клише в крапинку. У Хеновеса (в трёх из четырёх кадров) – растровое клише в линию. Мол, имеем дело "с реальностью, полученной из вторых рук” (Там же). Ибо из первых рук – невозможно: тоталитаризм. Значит, такое плохое качество есть признак достоверности. "П. Фаветон… высказывается без обиняков: для него гиперреализм – это искусство безоговорочной правды о том, что свойственно всему человечеству, всем странам, всему миру, населённому усталыми людьми, ощущающими навязчивость банальной обыденной среды [во франкистской Испании – с политическими арестами]… Повсюду эти люди живут в тревоге, сталкиваются с трагедиями, инцидентами, полицейскими акциями и т.п. Этот мир и есть реальный мир, он естествен и закономерен. Констатируя такой мир с его добродетелями [ну не ведут же арестованного так, в согнутом положении] и пороками, гиперреализм утверждает его истинность и незыблемый исторический резон. Это и есть, так сказать, свободно высказанная сущая правда о сущей жизни” (Там же. С. 57-58). То есть никакая не публицистика, которая совершенно понятна и зла. И не сатира. Потому же. Это самый обычный реализм, когда художник замечает в реальности то, что другим ещё не дано. В данном случае – дескать, ничего, можно жить и при тоталитаризме. Как Репин и Шишкин открыли могущество и расцвет народа в годы модного плача прогрессивной публики о страдающем от капитализма бедном народе, освобождённом от крепостничества без земли, - в годы плача при народниках и после их поражения. Как факт. Хеновеса не арестовали. "Он был награжден, среди прочего, “Почетным званием” (XXXIII Биеннале ди Венеция, 1966), Золотой медалью (VI Биеннале Интернационале де Сан Марино, 1967), Премией “Марзотто интернационале” (1968)” (Википедия). Он работает на грани фола, но всё-таки работает. Хеновес. Против стены. 1965. Хеновес. Лицом к стене. 1967. Ну подозрительных задержали. Страна расколота. Есть мятежники. Сейчас задержанных обыщут и отпустят, если ничего опасного не найдут. А? Хеновес. Разочарованный человек. 1965. Именно такой перевод даёт словарь. А “подвисший”, видно, аура главного значения. Хеновес. Наведение. 1966. Людей поманили, и они… В едином порыве… – Жуть, вообще-то. Но какая-то остранённая. "1968 год стал переломным не только для Франции — различные протестные выступления с требованием перемен прошли в десятках стран Европы и Америки. Студенческие волнения прошли в Западной Германии, Швеции и Италии; крупные забастовки — в Испании и Великобритании; беспорядки и столкновения с полицией — в Мексике, Бразилии и Аргентине” (https://meduza.io/feature/2018/05/10/stydnye-voprosy-pro-may-1968-go). Сказано ж, что в Испании стали "разрешены забастовки неполитического характера”. Вот и выпускают пар из дурачья. Хеновес. Один, два, семь, семь. 1968. Собственно, то же. Поершились и устали. Показано через окуляр бинокля. Издали. Холодно. Хеновес. Улица. 1969. Хорошо управляемые массы. Из демократических, так называемых, стран думают, что таковы массы только в тоталитарных странах. Но… Открытие состоит в том, что таковы они во всех странах. Хеновес. Объятие. 1976. Старинные фотографии были в коричневых тонах… Если люди на данной псевдофотографии радуются годовщине смерти Франко, то надо ли этому радоваться людям мудрым, которых не надо якобы-фото-убеждать что кто-то таки радовался его смерти? Но не зря все со спины показаны. Личностей нет – толпа. В этом надо убеждать. Это от большинства скрыто. И Amnesty International лишь будучи нечуткой могла взять себе такое в качестве своего плаката. Не думать же, что там именно ёрничая над обманываемым ими общественным мнением, облюбовали себе эту сомнение рождающую картинку. Есть такая фраза о Хеновесе: "В шестидесятые годы, после краткого живописного кризиса и глубоких отношений с движениями оппозиции режиму Франко…” (http://www.europapress.es/castilla-y-leon/noticia-museo-patio-herreriano-cuelga-exposicion-trayectoria-artistica-juan-genoves-20180627104836.html). Верный своему пристрастию искать следы подсознательного идеала в произведениях и поведении знаменитых художников, я склонен думать, что "провокационным характером” Хеновес обманывал нечутких окружающих и собственное сознание. Ибо он в глубине души не был политически ангажированным. И ТАК мне хочется понимать слова о краткости "глубоких отношений с движениями оппозиции режиму Франко”. Хеновес. Крик. 1977. То же самое. Что за крик мог быть в 1977-м в Испании? – Крик членов "террористических вылазок ультраправых и националистов" (https://revolution.allbest.ru/history/00636309_0.html)? Ведь только в "1995… Испания полностью отменили смертную казнь" (https://amnesty.org.ru/node/671/), мол? – Не знаю. Знаю зато, что никаким общностям Хеновес больше не верит. Вообще, от его самоповторений моя снисходительность исчезает. Если поначалу я был готов думать, что это таки реализм, т.е. нечто, порождённое подсознательным открытием социального явления, ещё неосознаваемого другими… То от повторения подобных друг другу (антиколлективистских) открытий становится не понятно, как они могли сохраниться как подсознательные. А он до сих пор живёт и что-то то же рисует. Хеновес. Упорствовать. 2017. Пусть и, казалось бы, прямо противоположное прежде выражавшемуся бараньему единству. – Нет! Люди-то, очень свысока глядя, явно ж почему-то сгрудились ближе к центру и низу. И стоят тут упорно. Большинство. Словно автор “фэ” говорит такому явлению, как веками не меняющийся менталитет народа. Про который народ ТАК думает. Когда на самом-то деле это не так. Взять хотя бы динамику отношения к гомосексуализму на Западе за буквально десяток-другой лет. Каждый думает, что он неколебим в своей самости, а на самом деле и не замечает, как меняется под влиянием сил, просто-напросто с их точки зрения массам не известных. 29 июня 2018 г.
|
|||||
29.07.2018 |
|
|||||
28.07.2018 |
|
|||||
26.07.2018 |
|
|||||
24.07.2018 |
|
|||||
17.07.2018 |
|
|||||
14.07.2018 |
|
|||||
09.07.2018 |
Чего не знал о себе сам Уайльд: идеала иномирия.
|
|||||
01.07.2018 |
|
|||||
28.06.2018 |
|
|||||
27.06.2018 |
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"