TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.09.2017
10:08

Донос или Об "Ученике" Серебренникова.

    Устав от оболванивающей (сериалами) политики центрального ТВ, я вошёл в поисковик и спросил: “Призёры Кинотавра 2016”. И посмотрел фильм “Ученик”. И опять . . .

18.09.2017
12:47

Почему нравятся произведения искусства.

    Поводом к этой статье явился фильм Борматова (но на самом деле Эрнста) “Чужая” (2010), никем не премированный, который я посмотрел по ошибке, хотев смотреть . . .

09.09.2017
17:34

Обожаю мистику.

    Люблю начинать с себя для разбега… Почему я люблю мистику? И не вспомнить. Всем детям она нужна для познания границ возможного. Юношам – для убегания от . . .

08.09.2017
16:50

Шандриков, да, омский, но не Высоцкий.

    Признаюсь сразу: я чувствую себя обманутым. А мне всего лишь сказали, что был такой омский Высоцкий – Шандриков. – Ну разве из этого следовало, что он таки второй . . .

04.09.2017
07:35

Феникс, всегда восстающий из пепла.

    Я просто обязан о Шнурове написать. Ну, буду иметь в виду его “Экспонат”, например (см. тут, только опечатка там: не "мне нужны твои деньги”, а наоборот – "НЕ . . .

02.09.2017
12:43

Ура Беляеву-Гинтовту.

    Уважаемый читатель! Разрешите мне без вашего согласия вывалить на вас свои сомнения насчёт того, что такое настоящее искусство и является ли его творцом . . .

31.08.2017
14:26

Почему неувядаем вальс Хачатуряна.

    Вопрос: может ли обычный человек адекватно воспринять произведение искусства, если его сочинил автор-экстремист? И, если может, то не кратковременное ли это . . .

27.08.2017
12:32

Зачем я живу?

    Я пишу это после смотрения фильма “Точка” (2006). Удручающего донельзя. Возникает вопрос, зачем жить. А фильм “говорит”: “По инерции”. Я же думал до сих пор, что . . .

27.08.2017
12:30

Зачем я живу?

    Я пишу это после смотрения фильма “Точка” (2006). Удручающего донельзя. Возникает вопрос, зачем жить. А фильм “говорит”: “По инерции”. Я же думал до сих пор, что . . .

17.08.2017
15:21

Невероятная затея.

    Для начала мне надо представиться. – Я экстремист в эстетике. Я считаю, что неприкладное искусство призвано для общения подсознаний: автора и восприемников. Что . . .

12.08.2017
08:19

Что-то щемящее.

    Мне грустно. Грустно потому, что мне надо долго объяснять, чтоб меня поняли. Уж как-то так вышло, что то, что меня восхищает и чем мне хочется поделиться, настолько . . .

09.08.2017
10:22

Выморочное.

    Надо начать с признания. Тогда, может, оно не будет надо мной довлеть и не повлияет на мою объективность.

    Признание вот в чём.

    На днях я допустил безответственность. Возразил довольно эрудированному человеку суждением по вероятности. Он назвал с сарказмом некого Ройтбурда политическим украинцем (тогда как тот так себя называет без сарказма). А я оспорил сарказм, не зная этого Ройтбурда, предполагая, что тот простой обыватель, прислоняющийся к силе (нацистской), раз та на Украине сейчас в силе (близко к власти стоит). – Эрудированный мне ответил цитатами из этого Ройтбурда. И они такие, что видно, что тот не прислонился, а, - сломя голову и будь, что будет, - выражает нацистские идеи, а не помалкивает дипломатично. – И мне пришлось извиняться за то, что я, не проверив, высказал мнение, что Ройтбурд простой обыватель.

    А тот, оказывается, считает себя художником. И я подумал, что будет честно с моей стороны (ведь гений и злодейство совместны, в том числе и словесное злодейство), если я проверю, действительно ли он художник (по моим меркам). А моя мерка – чтоб был в картине след подсознательного идеала. Именно подсознательного.

    До чрезвычайности сомнительная задача, надо признаться.

    Но всё-таки.

    Начинать с рассматривания репродукций – смысла нет. Там так отвязано всё нарисовано, что опупеешь.

    А есть подозрение, что человек проколется, если станет говорить о своём творчестве. Не зная, что, "если художник способен вербализовать… он… выявляет (если произведение уже создано) его [произведения] фальшивую "псевдо-художественную" природу" (Frоhlich, Aesthetic Paradoxes of Abstract Expressionism and Pop Art, BJA, 1966, vol. 6. № 1, p.p. 17-25).

    И я стал читать, что он изрекает. И наткнулся на уважительное упоминание о Савадове. А я о том Савадове писал (см. тут). И там так и не решил окончательно, от подсознания у того его постмодернизм или нет. То есть художник он или притворщик.

    Что Ройтбурд по идее нацист, раз считает 2 мая 2014, когда спалили 48 человек в Одессе, за “День перемоги над руською весною” (временная метка 8:36 https://www.youtube.com/watch?v=4wNTp4R7ELA), заставляет подумать, что такой человек, имеющий осознанный идеал, не может иметь в подсознании идеал постмодернизма, т.е. что нет ничего, достойного быть идеалом. Но, с другой стороны, почему бы и нет. Почему б и не вдохновляться ему в глубине души отсутствием в мире идеалов (и оттого как раз и говорить вслух такое, что у иного уши вянут слушать). И вдохновение должно ж выдавать в “текст” произведения неожиданное.

    Не поискать ли всё же неожиданного у него в репродукциях?

    Однако, как я отличу неожиданное от выморочно надуманного? Плюс в Одессе, когдатошнем городе смеха, как-то развелись художники-шутники (см. тут о Дульфане).

    Вот чего можно ждать в виде отклика на то, что в Одессе из музея украли картину Караваджо “Поцелуй Иуды”?

    Вот сама картина.

    Караваджо. Поцелуй Иуды. Ок. 1602. Холст, масло.

    А вот, как откликнулся Ройтбурд.

    Ройтбурд. Прощай, Караваджо. 2008. Холст, масло.

    И если это – хохот, то что такое его слова о краже: “Когда из одесского музея украли Караваджо, у меня было ощущение, что умер кто-то из близких. Или что отрезали кусок меня” (http://xn----7sbbhnalk3aocq1b4e.xn--p1ai/hudozhnik-kotoryj-sporit-s-karavadzho-i-evrejami)? Где он врёт?

    Если считать, что в произведении искренний художник высказался весь, то слов его можно не слушать. Но искренний ли он изо-шутник?

    Факт репортёрски быстрого отклика не говорит ни за искренность, ни за неискренность. Но наименее вероятно, что он говорит нам о подсознательном постмодернизме.

    Неожиданны ли каляки-маляки? – Не совсем. Так как и словно бы повторенные караваджевские куски выглядят нарочито грубой халтурой.*

    Да и возможна ли подсознательность постмодернизма через многие десятки лет после возникновения его в мире?

    Так что слова “художник-затейник", применённые для этого человека, достаточно адекватны.

    Он, возможно, этим занимается поневоле, так как не умеет копировать. Разве он не сделал бы всех Битлз одинаково узнаваемыми, если б умел.*

    Ройтбурд. The Beatles (из серии “Если в кране нет воды”). 2011.

    Пушкин, правда, получился.

    Ройтбурд. Пушкин (из серии “Если в кране нет воды”). 2011.

    Но Пушкин уж очень характерен, его легко нарисовать.

    С Шевченко, по-моему, то же.

    Ройтбурд. Шевченко (из серии “Если в кране нет воды”). 2011.

    Кто не знает – на голове Шевченко хасидский (такая секта в иудаизме) головной убор.

    И потом – это ж типичное прикладное искусство. Приложено в данном случае к усилению смеха над крайними антисемитами. "…эти орлы разжалуют в евреи любого, кто им не угодил. “Горбачёв со своей Хайкой”, “Борис Элькин”” (Мелихов). – Для смеха берутся Ройтбудолм для изображения те, кто угодил.

    Поймают меня: характерный для рисовальщиков Ленин не угодил же теперь?

    Ройтбурд. "И Ленин такой молодой...". 2009.

    Тут тоже знаемые переживания он усиливает. Ведь при украинском националисте мэре Одессы Гурвице были переименованы все улицы, называвшиеся именами, связанными с коммунизмом, все соответствующие памятники сняты. Задолго до нынешней декоммунизации.

    Так что и тут – прикладное искусство.

    Впрочем, он слишком много написал. Так что я могу только констатировать, что из того, к чему я присмотрелся, я художественности (подсознательности) у него не увидел.

     

    Для контраста надо дать пример обнаружения нецитирируемого идеала. Великий Караваджо поможет. Мне безразлично, что специалисты в итоге (после того, как украденную картину нашли) обнаружили, что это не авторское повторение подлинника, находящегося в Дублине.

    Я стану цитировать Якимовича, глубокого специалиста по барокко, к которому и принаждежит Караваджо.

    "Поднимаясь на борьбу с бесконечным и безмерно превосходящим его миром, человек уже велик… Не так уж велика трудность охватить мироздание, обладая всеведением и всесилием бога; но отважиться на это смертному, слабому, ничтожному существу - это беспримерный подвиг и величайший трагический триумф” (Советское искусствознание '76. М., 1977. С. 101).

    Я вижу в этой жуткой темноте, что в картине, то самое, с чем поднимаются на борьбу, "с бесконечным и безмерно превосходящим миром”. Для протестантов таким миром был тогда развратный католический мир, продажа индульгенций и т.д.. Для католиков же таким страшным миром был мир протестантов, посмевших снизить сакральное до земного (избирать себе пасторов и т.п.) А "смертному, слабому, ничтожному существу”, по-моему, в картине соответствует второй слева человек. Он тут самый некрасивый, самый слабый (как страдальчески руки сложил!). В картине специально всё заземлено, лишено божественного.

    В "триумф” же вы не ткнёте указкой. Потому что он существует только в вашей душе, ошарашенной этим поразительным контрастом света и тени.

    "…барокко… видит человека через “принижение”… Ту же антиномию мы встретим… у Караваджо…” (Там же).

    6 августа 2017 г.

    *- Это может быть не халтура, а “Демонстрация дистанции по отношению к современной культуре” (http://www.gif.ru/people/sinie-nosy). Под современной культурой, может, Ройтбурд понимает благоговение общественности перед тем фактом, что такой заштатный музей имеет картину такого знаменитого художника. То же, может быть и с Битлами. Ройтбурд, может, насмехается над непреходящей знаменитостью Битлов. То есть он настоящий постмодернист. И не боится смеяться над чем угодно уважаемым. Например, он поиздевался над трагическими событиями непосредственно перед переворотом на Украине. Убитых протестантов на Майдане теперь на Украине уважительно называют Небесной сотней. Хоть, собственно, не известно, кто стрелял. Может, и провокаторы по своим, как при штурме безоружными советскими солдатами вильнюсского телецентра в 1991 году, захваченного литовскими националистами.

    Ройтбурд. Поднимающий знамя. 2014, 20-21 февраля.

    Коржев. Поднимающий знамя. 1960.

    ""В произведениях Коржева постоянно звучит тема героизма, во многом дискредитированная сусальной трактовкой в работах соцреалистов, но возобновленная у Коржева в ее истинном значении”, — пишет известный искусствовед В.С. Манин” (http://www.stoletie.ru/fotoreportazh/velikij_gelij_korzhev_913.htm).

    Картина Коржева очень известна. И Коржев, шестидесятник там, - за истинный социализм, который по сути предали коммунисты.

    Чтоб надсмеяться над настоящими коммунистами, не предателями, дальними (цивилизационными, прорусскими) наследниками которых украинские националисты, заправлявшие на Майдане, считали Януковича, Ройтбурду, чтоб националистам подпеть, имело смысл взять объектом издевательства именно коржевскую картину. Что он и сделал. И надсмеялся. Ноги вместо рук у коммуниста и руки вместо ног. И гол он. – Беркутовец, мол, это проклятый (майдановцами).

    Но.

    Что за знамя он поднимает? Разве России? У России красное внизу, а тут синее. Если над синим не красное, а жёлтое, то это и не флаг Украины (на том синее вверху). Если всё же красное, то это и не флаг УПА (Украинской Повстанческой Армии, профашистской), потому что вместо синего должно быть чёрное.

    Над кем тогда смеётся Ройтбурд? – Не над захватившими ли власть в результате переворота? (А те не замечает.)

    Если и над ними, то чем не постмодернист: надо всем смеётся.

    - Даже если так, то это чисто из головы смех. И ничего – из подсознания. То есть настаиваю, что художником Ройтбурда назвать нельзя.

    9.08.2017.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
339445  2017-08-09 13:24:13
Константин Бучельников
-

08.08.2017
08:43

Эмиль Галле.

    Люблю издеваться над собой. В смысле – загонять себя в тупик, а потом выкарабкиваться из него. Трудно, аж жуть. А приятно. Этакий мазохизм. В этот раз поиздеваюсь-ка . . .

29.07.2017
20:28

Муки надстраничные.

    Данный абзац вписываю впереди всего, дочитав до 209-й страницы. Я ведь вообще зачем пишу? – Чтоб открывать читателю непонятное у автора. То есть я обязался как бы . . .

25.07.2017
07:57

Отчаяние.

    Меня приводит в отчаяние то обстоятельство, что полувековые мои занятия искусствоведением не гарантируют мне компетентности верно ценить то или иное . . .

23.07.2017
13:02

Нельзя себе доверять. (Продолжение)

    Начало см. тут. Берём быка за рога и сразу демонстрируем… Гойя. Маркиза де ла Солана. 1793-1795. Холст, масло. Ну что за уродка… И как квёло нарисована… Как-то всё . . .

21.07.2017
10:25

Нельзя себе доверять.

    1. Уважаемый читатель. Вы меня простите, но я рассчитываю на человека, у которого есть время. Раз. А также на человека, согласного почитать, как я буду разбираться в . . .

14.07.2017
12:57

Опять я попался?

    Я остолбенел, красно говоря, от этой картины. Названия не нашёл. Художник Павел Кузнецов. Был символистом в начале ХХ века. Борисов Мусатов на него когда-то . . .

13.07.2017
21:18

Если нельзя, но очень хочется, то можно.

    Ну как можно позволить себе толковать театральную постановку, которую не видел? – А я её как бы увидел, прочитав воспоминания видевших. Речь о “Гамлете” . . .

10.07.2017
19:22

Бессознательное в Ригведе.

    Начнём с цитаты, чтоб быть конкретными. К божествам поля 1 Благодаря господину поля, Как с помощью доброго (друга) мы покоряем (поле), Кормящее скотину (и) коней . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100