TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.09.2017
16:50

Шандриков, да, омский, но не Высоцкий.

    Признаюсь сразу: я чувствую себя обманутым. А мне всего лишь сказали, что был такой омский Высоцкий – Шандриков. – Ну разве из этого следовало, что он таки второй . . .

04.09.2017
07:35

Феникс, всегда восстающий из пепла.

    Я просто обязан о Шнурове написать. Ну, буду иметь в виду его “Экспонат”, например (см. тут, только опечатка там: не "мне нужны твои деньги”, а наоборот – "НЕ . . .

02.09.2017
12:43

Ура Беляеву-Гинтовту.

    Уважаемый читатель! Разрешите мне без вашего согласия вывалить на вас свои сомнения насчёт того, что такое настоящее искусство и является ли его творцом . . .

31.08.2017
14:26

Почему неувядаем вальс Хачатуряна.

    Вопрос: может ли обычный человек адекватно воспринять произведение искусства, если его сочинил автор-экстремист? И, если может, то не кратковременное ли это . . .

27.08.2017
12:32

Зачем я живу?

    Я пишу это после смотрения фильма “Точка” (2006). Удручающего донельзя. Возникает вопрос, зачем жить. А фильм “говорит”: “По инерции”. Я же думал до сих пор, что . . .

27.08.2017
12:30

Зачем я живу?

    Я пишу это после смотрения фильма “Точка” (2006). Удручающего донельзя. Возникает вопрос, зачем жить. А фильм “говорит”: “По инерции”. Я же думал до сих пор, что . . .

17.08.2017
15:21

Невероятная затея.

    Для начала мне надо представиться. – Я экстремист в эстетике. Я считаю, что неприкладное искусство призвано для общения подсознаний: автора и восприемников. Что . . .

12.08.2017
08:19

Что-то щемящее.

    Мне грустно. Грустно потому, что мне надо долго объяснять, чтоб меня поняли. Уж как-то так вышло, что то, что меня восхищает и чем мне хочется поделиться, настолько . . .

09.08.2017
10:22

Выморочное.

    Надо начать с признания. Тогда, может, оно не будет надо мной довлеть и не повлияет на мою объективность. Признание вот в чём. На днях я допустил безответственность. . . .

08.08.2017
08:43

Эмиль Галле.

    Люблю издеваться над собой. В смысле – загонять себя в тупик, а потом выкарабкиваться из него. Трудно, аж жуть. А приятно. Этакий мазохизм. В этот раз поиздеваюсь-ка . . .

29.07.2017
20:28

Муки надстраничные.

    Данный абзац вписываю впереди всего, дочитав до 209-й страницы. Я ведь вообще зачем пишу? – Чтоб открывать читателю непонятное у автора. То есть я обязался как бы . . .

25.07.2017
07:57

Отчаяние.

    Меня приводит в отчаяние то обстоятельство, что полувековые мои занятия искусствоведением не гарантируют мне компетентности верно ценить то или иное . . .

23.07.2017
13:02

Нельзя себе доверять. (Продолжение)

    Начало см. тут. Берём быка за рога и сразу демонстрируем… Гойя. Маркиза де ла Солана. 1793-1795. Холст, масло. Ну что за уродка… И как квёло нарисована… Как-то всё . . .

21.07.2017
10:25

Нельзя себе доверять.

    1. Уважаемый читатель. Вы меня простите, но я рассчитываю на человека, у которого есть время. Раз. А также на человека, согласного почитать, как я буду разбираться в . . .

14.07.2017
12:57

Опять я попался?

    Я остолбенел, красно говоря, от этой картины. Названия не нашёл. Художник Павел Кузнецов. Был символистом в начале ХХ века. Борисов Мусатов на него когда-то . . .

13.07.2017
21:18

Если нельзя, но очень хочется, то можно.

    Ну как можно позволить себе толковать театральную постановку, которую не видел? – А я её как бы увидел, прочитав воспоминания видевших. Речь о “Гамлете” . . .

10.07.2017
19:22

Бессознательное в Ригведе.

    Начнём с цитаты, чтоб быть конкретными. К божествам поля 1 Благодаря господину поля, Как с помощью доброго (друга) мы покоряем (поле), Кормящее скотину (и) коней . . .

30.06.2017
09:16

Окститесь!

    У меня плохая эмоциональная память. Вообще, замечаю, что с годами я всё меньше способен волноваться из-за действительности. Но что-то всё же я почувствовал от . . .

14.06.2017
12:29

33 "фэ" по поводу поединка: Проханов - Архангельский.

    Уважаемый читатель! Я обращаюсь к вам с просветительской точки зрения. Я, мол, знаю то, что вам абсолютно неведомо. Это – минус для моей позиции: неуважение к . . .

05.06.2017
09:16

Пирогова. "Давайте играть. Почему бы и нет?"

    Я попробую понять, что хотела сказать Пирогова своим перформансом 2015 года “Давайте играть. Почему бы и нет?” (см. тут).

    Хоть оторопь берёт, этот перформанс глядя.

    Но. Мало ли что на свете вводит в оторопь.

    Я оттолкнулся от одного слова, применённого Пироговой, сказанного в интервью мимоходом: "Был полный дзен…” (http://www.colta.ru/articles/art/11140).

    Ну слышал звон, что такое дзен…

    А ну, подробнее.

    Это пассивный демонизм, насколько я понимаю. Уйти от всего возмущавшего в Этой жизни в бесчувствие. Только не созерцанием своего пупа, а – у Пироговой в “Давайте…” – “созерцанием” своего безмысленного движения, каким-то чудом синхронизированного с партнёрами.

    Можно думать, что это достижимо не столько предварительной тренировкой, как у артистов, а "чтобы атмосфера внутри была заряжена получением удовольствия от процесса, а не то, что мы просто выполняем какое-то задание” (Там же).

    Мне это трудно представить. Меня раз позвали петь в хоре, раздали упрощенные какие-то ноты со словами. А я в нотах не понимаю. И мелодия – незнакомая. Пришлось в долю секунды улавливать, как поют соседи, и присоединяться – Ад для меня. Я тотчас отказался дальше присутствовать. С другой стороны, я наблюдал раз за девочкой двух лет на дне рождения. Дети старше её довольно бессмысленно, копируя друг друга, что-то ритмически кричали и прыгали – довольно организовано. Она подражала и попадала в такт лишь чуть хуже старших. И радовалась лишь чуть менее естественно, чем они – из-за необходимости подражать. А у тех всё так быстро схватывалось вслед заводиле, который то и дело менялся, что казалось, что у них полностью синхронная радость и движения.

    Начинается перформанс (временная метка 06:27) с детской игры “Колдуны”. Водящий (колдун) заколдовывает (обездвиживает), кого догнал и дотронулся рукой. Заколдованный останавливается и разводит руки в стороны. Любой незаколдованный, коснувшись его, может расколдовать. Что чревато тем, что сам окажешься заколдованным сторожащим колдуном. (Мы, класс, помню, разбивались на две части и в перемены так отчаянно носились по школьному двору, что ой.) У перформансистов, чтоб не заколдовал явно догоняющий, ещё можно лечь на пол, и колдуну придётся искать другую жертву. У нас такой пощады не было. И страсти кипели.

    А эти – тяготятся. Ясно: по правилам же игра. А правила – это несвобода. Хочется же – Свободы. Свободы от всяких правил. Дзена хочется. Ухода не только от правил, но и вообще от всякого смысла. И – парадокс – это достигается коллективом из семи человек.

    Сперва (на временной отметке 14:00) одна заколдованная вдруг начинает не просто держать руки в стороны, а периодически их поднимать, чтоб раз хлопнуть в ладоши и – опять в стороны. Другая участница со сложенными наверху ладонями молитвенно полусклонилась к первой. Первая осложнила себе жизнь, становясь на одну ногу. Вторая наклонилась совсем и взяла себя руками за щиколотки. (Остальные смотрят.) Третья наклонилась влево, вытянув правую руку в сторону. К редкому аплодисменту первой присоединяется какая-то песенка. Вторая, так же в три погибели склонённая, начинает почти под песенку подскакивать. Третья в таком же ритме начинает правой рукой махать. Остальные перестают стоять и смотреть, а пошли. По кругу, получается. И начинает складываться вместо ритма-хлопания ритм-мычание идущих. На четырёх нотах: соль – ми – фа – ре (16:05). Кто-то из парней прокричал что-то дурным голосом (16:23). А мычание не прервалось. Вопль повторился (16:28). Хор-мычание не прервалось. Ещё вопль (16:36). Ещё (16:44). Ещё несколько воплей – желание освободиться от мычания. Мычание побеждает (17:12). Идут все по кругу, как лошадь, привязанная к столбу, и мычат четыре ноты. Одна отстала и стоит (17:42). Примкнула (18:11). Парень с девушкой остановились и целуются (18:31). Остальные мычат и идут. Когда к ним приблизились шедшие по кругу, эти двое с ними слились (19:18). И мычание с ходьбой продолжились. Всем, чувствуется, надоело. Один падает на пол (20:19). Две оторвались от бредущих по кругу и стали парня поднимать. Подняли. Одна из поднимавших упала. Стоящие принялись её поднимать. Подняли. Вторая упала. Стали поднимать её. Подняли. Парень упал. А хор ходит и мычит. А те по очереди падают и их поднимают. И ещё раз. И ещё. Наконец (21:20) встроились в толпу понуро бредущих и мычащих. Заводила отстала и стоит (22:09). Ещё одна – тоже (22:20). Смотрят друг на друга (кажется, улыбнувшись – вышла из игры одна). Подошедшая к ним толпа их втягивает (23:02). Целовавшаяся пара отстала (23:16). Пошла прочь (23:32). Остановилась. Втянулась в толпу (24:08). Вместо “м” как-то незаметно “а” стали петь. Откуда-то иные звуки слышны, а один парень смотрит на наручные часы (24:47). Нет. Это не часы, а якобы младенец у него на руках, и он ему козу показывает и качает. И пришедшая к ним на следующем круге толпа их втягивает в себя (25:35). И – те же четыре ноты всё… Все, кроме целовавшихся, начинают друг на друга махать руками (26:15). То не махание руками, а какой-то танец дикарей. Всем телом (26:26). Но четыре унылые ноты звучат не прерываясь. Подошедшие к ним на следующем круге двое когда-то целовашихся втягивают дрыгавшихся опять в мерную ходьбу и нытьё (26:53). Хор звучит стройно. Но недолго. Один стал колени (в изнеможении?), а его по голове гладит другая (27:55). Хор расстраивается (28:34). Но толпа на следующем круге втягивает отставших. (Получается принудиловка какая-то, а не свобода…) Хор восстановился (28:52). Но что-то они остановились, и девушки занялись своими волосами (29:23). Однако хор не прекратился. Но поют только два парня, так и идущие по кругу (29:38). На следующем круге они втягивают девушек в своё шествие, и хор восстановился. Всё возвращается на круги своя… Скука. Какой-то гвалт (30:29). Строй распался и все дико хохочут (30:34). Истерика. Сцена понемногу пустеет (31:06). Сгибаясь от смеха с неё уходят артисты. Остаётся молча идти по кругу заводила с волосами, свесившимися на лоб (31:10). Истерика утихает (31:23). Заводила идёт по кругу понурившись и что-то тихо поёт (31:27). Круг. Второй. Умолкает. Уходит (32:57).

    Вы выдержали?

    Такова цена Свободы. И ухода от впечатлений бытия.

    Я б сказал, что Пирогова добилась доведения зрителя до чеховского предвзрыва. Ну да, Чехов был ницшеанец, активный демонист, а Пирогова дзен-буддистка, пассивная демонистка. Просветление (не меньше), которого требует после предвзрыва сам взрыв, даже и процитировать нельзя. Как в настоящем произведении неприкладного искусства.

    Вот только слово “дзен” Пирогова знает. Значит, не подсознателен её пробуддистский идеал. Значит, иллюстратор она, а не художник. А?

    11 мая 2017 г.

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100