TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.09.2017
10:08

Донос или Об "Ученике" Серебренникова.

    Устав от оболванивающей (сериалами) политики центрального ТВ, я вошёл в поисковик и спросил: “Призёры Кинотавра 2016”. И посмотрел фильм “Ученик”. И опять . . .

18.09.2017
12:47

Почему нравятся произведения искусства.

    Поводом к этой статье явился фильм Борматова (но на самом деле Эрнста) “Чужая” (2010), никем не премированный, который я посмотрел по ошибке, хотев смотреть . . .

09.09.2017
17:34

Обожаю мистику.

    Люблю начинать с себя для разбега… Почему я люблю мистику? И не вспомнить. Всем детям она нужна для познания границ возможного. Юношам – для убегания от . . .

08.09.2017
16:50

Шандриков, да, омский, но не Высоцкий.

    Признаюсь сразу: я чувствую себя обманутым. А мне всего лишь сказали, что был такой омский Высоцкий – Шандриков. – Ну разве из этого следовало, что он таки второй . . .

04.09.2017
07:35

Феникс, всегда восстающий из пепла.

    Я просто обязан о Шнурове написать. Ну, буду иметь в виду его “Экспонат”, например (см. тут, только опечатка там: не "мне нужны твои деньги”, а наоборот – "НЕ . . .

02.09.2017
12:43

Ура Беляеву-Гинтовту.

    Уважаемый читатель! Разрешите мне без вашего согласия вывалить на вас свои сомнения насчёт того, что такое настоящее искусство и является ли его творцом . . .

31.08.2017
14:26

Почему неувядаем вальс Хачатуряна.

    Вопрос: может ли обычный человек адекватно воспринять произведение искусства, если его сочинил автор-экстремист? И, если может, то не кратковременное ли это . . .

27.08.2017
12:32

Зачем я живу?

    Я пишу это после смотрения фильма “Точка” (2006). Удручающего донельзя. Возникает вопрос, зачем жить. А фильм “говорит”: “По инерции”. Я же думал до сих пор, что . . .

27.08.2017
12:30

Зачем я живу?

    Я пишу это после смотрения фильма “Точка” (2006). Удручающего донельзя. Возникает вопрос, зачем жить. А фильм “говорит”: “По инерции”. Я же думал до сих пор, что . . .

17.08.2017
15:21

Невероятная затея.

    Для начала мне надо представиться. – Я экстремист в эстетике. Я считаю, что неприкладное искусство призвано для общения подсознаний: автора и восприемников. Что . . .

12.08.2017
08:19

Что-то щемящее.

    Мне грустно. Грустно потому, что мне надо долго объяснять, чтоб меня поняли. Уж как-то так вышло, что то, что меня восхищает и чем мне хочется поделиться, настолько . . .

09.08.2017
10:22

Выморочное.

    Надо начать с признания. Тогда, может, оно не будет надо мной довлеть и не повлияет на мою объективность. Признание вот в чём. На днях я допустил безответственность. . . .

08.08.2017
08:43

Эмиль Галле.

    Люблю издеваться над собой. В смысле – загонять себя в тупик, а потом выкарабкиваться из него. Трудно, аж жуть. А приятно. Этакий мазохизм. В этот раз поиздеваюсь-ка . . .

29.07.2017
20:28

Муки надстраничные.

    Данный абзац вписываю впереди всего, дочитав до 209-й страницы. Я ведь вообще зачем пишу? – Чтоб открывать читателю непонятное у автора. То есть я обязался как бы . . .

25.07.2017
07:57

Отчаяние.

    Меня приводит в отчаяние то обстоятельство, что полувековые мои занятия искусствоведением не гарантируют мне компетентности верно ценить то или иное . . .

23.07.2017
13:02

Нельзя себе доверять. (Продолжение)

    Начало см. тут.

    Берём быка за рога и сразу демонстрируем…

    Гойя. Маркиза де ла Солана. 1793-1795. Холст, масло.

    Ну что за уродка…

    И как квёло нарисована… Как-то всё нерезко (и это не результат бракованного увеличения кадра мною). Верхняя губа еле видна. Верхняя губа с нижней как бы смазаны в одну. Нос, вроде, и не выступает над лицом. Блестящий накрахмаленный бант должен бы сиять, а он… И как-то совсем без энтузиазма нарисованы его складки.

    Или смотрите, как по-разному нарисован один и тот же человек спустя всего несколько лет.

     

    Карл IV. 1790. Карл IV. 1800.

    Согласитесь ли, что позже – площе?

    Я б ничего этого не заметил бы, если б не такие слова Ортеги-и-Гассета:

    "Сравните портрет Флоридабланки (1783) с любым, который Гойя пишет, начиная с последнего десятилетия XVIII века, будь то портрет маркизы де Эспеха или маркизы де ла Солана, тенора Мокарте или портрет женщины, значащийся в каталоге Майера под номером 505, и т. д. В первом случае торжествует светотень, подчеркивающая объемность. Значит, Гойя еще всецело зависит от своего окружения и рабски подчинен господствующей школе живописи.

    Картины же, созданные после 1790 года, совсем иного рода. Живопись перестает быть объемной и становится “плоскостной” термин, возможно, не вполне подходящий, но передающий мою основную идею — отсутствие объемности. Вместо глубины третьего измерения появляется нечто новое — измерение иронической мистификации”.

    Гойя. Потрет Флоридабланки. 1783. Холст, масло. Фрагмент.

    Жаль, ничего (кроме ла Соланы) из процитированного для иллюстрации плоскостности невозможно найти в интернете.

    Но, помня, как поиздевался Гойя над семьёй короля,

    Гойя. Портрет семьи Карла IV. 1800-1801. Холст, масло.

    мне хочется предположить, что Гойя под влиянием происшедшей в 1789 году Великой Французской революции от первой волны классицизма отказался и перешёл ко второй, врагу монархий и сословного деления людей. Подозреваю, что он вельмож так (не очень заметно, чтоб не пострадать самому) уродовать начал. Так он ввёл в произведение себя и свою страсть.

    До того, на первой волне классицизма (о ней в “плебеистском” изводе было в статье предыдущей):

    "… что стремится сделать художник с человеческой фигурой [вне "плебеизма"]?.. Обратим внимание на линии. Сразу же становится ясно, что художник хочет превратить реального человека в существо идеальное. Какова, например, идеальная поверхность? Конечно же, гладкая и отшлифованная, как у полированного металла или керамического изделия, покрытого свежей глазурью. Именно такую идеальную ровность придает <…> человеческому телу и одежде. Далее… <…> пытается передать объемность и глубину фигур так, чтобы каждая точка занимала точно выверенное место в трехмерном пространстве. Естественно, при таком подходе неповторимый облик вещей и людей занимает художника меньше всего, в результате картина почти утрачивает сходство с реальностью [даже крючковатый нос Карла IV стал как бы не крючковатым, не то, что в портрете семьи]. Основная цель — изобразить на полотне “красивые” предметы [муаровая лента Флоридабланки] и сделать это с максимальной ясностью, без каких-либо намеков или загадок для зрительского глаза. Под “красивым” в данном случае понимается “пластическое, идеальное”, скажем, поверхность и освещение” (Ортега-и-Гассет).

    Может, это – тоже страсть, только аристократическая. Её хорошо описал тот же Ортега в другом месте (где он не был так пренебрежителен к первичному классицизму):

    "Невольно испытываешь удивление, даже потрясение, наблюдая, как Гойя, который должен, наконец, стать Гойей, пробуждается внезапно, от простого соприкосновения с мирами, которых отличает свойственное любой аристократии стремление избежать всяческих проявлений естественности и непосредственности… лучшая жизнь не та, что дана изначально, а та, что искусственно выстроена и сконструирована, вопреки естественному ходу вещей”.

    И совсем другое – вторая волна классицизма:

    ""Просветители” же целиком отрицают эту жизнь [искусственную, в общем, с заскоками в псевдонародность и "в существо идеальное”], хотя и им не удалось полностью избежать увлечения ею. Для них все истинно испанское — зло, варварство, порожденное неразумностью и иррациональностью истории. Да, оно есть и, как все, что существует просто так, само по себе, должно быть изменено. Просвещение — это радикальный реформизм, крайне неудобная жизненная позиция, когда все начинается с непримиримого отрицания, чтобы потом, на обломках, можно было утвердить новую идею”.

    Вот непримиримое отрицание и привело его к плоскостности рисования. И как это называть первобытным оптимизмом, как в самом начале всё творчество Гойи назвал Ортега, я не понимаю. Тут, наоборот, злоба. Причём, безнадёжная (революция-то – во Франции, у соседей, а в Испании-то – глухо!). Как безнадёжным стало искусство после поражения Просвещения, при романтизме. Чему способствовала и наступившая в 1792 или 1793 году глухота Гойи.

    И эта "крайне неудобная жизненная позиция”, столь уважаемая в XIX веке из-за череды революций, в которых мелкие буржуа (и интеллигенты) были и заводилами и терпящими поражения, наверно, и создала Гойе реноме великого и даже величайшего художника стыка веков.

    Вот и верь себе, которому противна маркиза де ла Солана.

    23 июля 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
339335  2017-07-24 19:30:28
Константин Бучельников
-

21.07.2017
10:25

Нельзя себе доверять.

    1. Уважаемый читатель. Вы меня простите, но я рассчитываю на человека, у которого есть время. Раз. А также на человека, согласного почитать, как я буду разбираться в . . .

14.07.2017
12:57

Опять я попался?

    Я остолбенел, красно говоря, от этой картины. Названия не нашёл. Художник Павел Кузнецов. Был символистом в начале ХХ века. Борисов Мусатов на него когда-то . . .

13.07.2017
21:18

Если нельзя, но очень хочется, то можно.

    Ну как можно позволить себе толковать театральную постановку, которую не видел? – А я её как бы увидел, прочитав воспоминания видевших. Речь о “Гамлете” . . .

10.07.2017
19:22

Бессознательное в Ригведе.

    Начнём с цитаты, чтоб быть конкретными. К божествам поля 1 Благодаря господину поля, Как с помощью доброго (друга) мы покоряем (поле), Кормящее скотину (и) коней . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100