Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
26.07.2016 |
|
21.07.2016 |
|
19.07.2016 |
Скрытый смысл "романа" "Шкиль-моздиль".
|
12.07.2016 |
Как постичь и оценить художника?
|
29.06.2016 |
|
23.06.2016 |
"Предательский" к читателю Пушкин.
|
21.06.2016 |
|
20.06.2016 |
|
18.06.2016 |
Легко вам всем... Легко вам всем, обычным читателям литературы. Прочли, понравилось, поделились впечатлением и забыли. А я… Мне надо, - так я себе постановил, - определить, каким идеалом движим был писатель, когда писал эту вещь. (Недавно в правилах одного из электронных журналов я прочёл, что у них вообще запрещена деятельность, похожая на мою: "Не стоит путать литературный анализ текста с попыткой психолого-психиатрического анализа мотивов, двигавших автором” http://lito1.ru/rules.php.) Но. Я себя считаю призванным поступать, как поступаю. И мне трудно. Я нажил кучу догм. И мне нужно или каждое произведение понять так, чтоб к ним оно оказалось приспособленным. Или нужно менять догмы, находить мотивы исключения из них. Одна из догм, что типы идеалов во времени изменяются в строго повторяющейся очерёдности. У конкретного творца – в такой же последовательности, как это было в истории с большими стилями. Для примера (если вытерпите дочитать предложение до конца) – возрожденческая последовательность: Ранее Возрождение → Высокое Возрождение → Позднее Возрождение, тут происходит разветвление на маньеризм (это тупиковая ветвь) и на барокко, после которого стиль старых мастеров, так называемый (я его не хочу называть, как все, реализмом, потому что на ином цикле реализм находится на месте барокко); и на этом возрожденческий цикл заканчивается. Всё это хорошо иллюстрируется синусоидальной кривой с вылетами на верхнем и нижнем перегибах. Если синусоиду располагать вытянутой по горизонтали слева направо, то упомянутый маньеризм будет вылетом с синусоиды вверх, а Раннее Возрождение – на левом нижнем перегибе, как и стиль старых мастеров на правом нижнем перегибе. Типы идеалов этих стилей повторяются в веках и в биографиях. Так реализм Пушкина (аналог барокко с идеалом “соединение несоединимого”) оказывается на правом спуске ПОСЛЕ его же гражданского романтизма (аналогом Позднего Возрождения с идеалом “трагический героизм”). ПОСЛЕ. И не могло быть ПЕРЕД. А моё осложнение, из-за которого я стал писать статью, состоит в том, что рассказ Юрия Михайлова "Поздние соловьи” (2013) что-то тянет на то, чтоб принадлежать к реализму, тогда как более поздний рассказ "Рыжики” (2016) принадлежит (см. тут) явно к идеалу гармонического типа, какой был в Высоком Возрождении. Мне рассказ “Поздние соловьи” напомнил такой текст о финале Пятой симфонии Шостаковича: "Представьте себе, что толпы людей совершают восхождение на высокую гору. Уже встают перед ними очертания вершины, кажущиеся такими близкими. И вдруг… Большая группа идущих срывается с крутой горы. И вот поставьте теперь себя на место оставшихся в живых. Что они могли испытывать? Горечь потери? А вершина-то рядом. Ещё несколько усилий – и она будет покорена. Понимаете, какое сложное переплетение порой противоречивых чувств и мыслей! Даже если оставшиеся дойдут, будет ли полной радость их победы? Но вершина должна быть покорена, и она будет покорена. Остаётся решимость достичь цели, и сейчас – это главное” (Португалов). Типичным идеалом типа барокко такая музыка была вдохновлена (помните? “соединение несоединимого”). У Михайлова мальчик, Вадим, становится положительным человеком: преодолевает тягу подражать товарищам в плохом (курить, пьянствовать). От курения его сумел отговорить отец. Фронтовик. Он умер от ран. Сто`ящий человек. А мать, примером, отвадила от пьянства. Но каким страшным примером… Она стала пьяницей после смерти отца и утонула по пьяни, но её откачали, и Вадиму было очень страшно пока откачивали и очень противно, когда откачали. И он разлюбил маму. Но, в итоге, преуспел в жизни. Всё это является образом нашей страны. Она шла куда-то, срывалась, много потеряла, выкарабкалась к 2013 году… Но как же много потеряно!.. Тоже, вроде, соединение несоединимого. На правом скате синусоиды. Но как тот же автор оказался на левом её скате через три года? Когда опять впереди оказался подъём к вершине… Или ничего страшного? Меняется рельеф – меняется настроение. В 2013-м был спуск с горы, в 2016-м начался подъём на новую гору. У Пушкина было много таких спусков и подъёмов. Почему б и Юрию Михайлову иметь не один? 18 июня 2016 г.
|
18.06.2016 |
|
17.06.2016 |
|
13.06.2016 |
|
10.06.2016 |
|
03.06.2016 |
|
30.05.2016 |
|
28.05.2016 |
|
23.05.2016 |
Повторяемость идеостилей в веках.
|
21.05.2016 |
|
20.05.2016 |
|
16.05.2016 |
Торжество идеи значимости подсознательного.
|
<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"