TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.07.2016
17:24

Акутагава.

    Мой читатель! Прошу прощения, что чем-то привлёк ваше внимание к этой статье. Потому что я, взявшийся открывать себе и вам скрытый смысл произведений искусства, . . .

21.07.2016
17:54

Неминуемое подсознательное.

    Я слыхивал (по радио, помнится), что Чайковский не ждал вдохновения, а садился за фортепиано и вдохновение вызывал пальцами на клавишах. И кто-то, кажется, ему за то . . .

19.07.2016
21:11

Скрытый смысл "романа" "Шкиль-моздиль".

    И опять, и опять, и опять… Скучно. Стал читать роман "Шкиль-моздиль" (2016 года издания, издания в России) Алексея Никитина. Стал читать потому, что это русский, . . .

12.07.2016
11:20

Как постичь и оценить художника?

    Я пересматриваю фильм Федорченко “Ангелы революции” (2014). Я что-то смутное от него получил в первом, простом, просмотре. А поскольку я теперь ведом идеей-фикс о . . .

29.06.2016
14:07

Як спiвав Василь Спiвак.

    Солист французской оперы с 20-летним стажем Василий Слипак пошёл воевать на Донбасс за единую Украину в рядах Правого Сектора, и, вот, погиб, сообщают. Он, наверно, . . .

23.06.2016
12:34

"Предательский" к читателю Пушкин.

    Имею ли я право на разбег? – Сам вопрос предполагает, что я его себе уже разрешил. Мой разбег – жалоба. Наверно, на судьбу. Я избрал для себя опорами такие положения . . .

21.06.2016
13:28

Про одну муть Юлия Андреева.

    Есть такой мутила, Юлий Андреев. Ценная личность. Он в электронных журналах осуществляет функцию, о которой здорово выразился Генрих Батищев: “Иногда истину . . .

20.06.2016
10:06

Хоть Михайлов и не гений...

    На заметку "Легко вам всем…” я получил серьёзное возражение: "…как-то жаль, что вы в своей статье больше внимания уделяете теории "Синусоиды идеалов", чем . . .

18.06.2016
16:57

Легко вам всем...

    Легко вам всем, обычным читателям литературы. Прочли, понравилось, поделились впечатлением и забыли. А я… Мне надо, - так я себе постановил, - определить, каким . . .

18.06.2016
12:51

Проба вдохновиться.

    Одна из моих догм состоит в том, что художник пишет оттого, что его взволновала окружающая его действительность. То есть, что дата создания произведения является . . .

17.06.2016
15:05

Аутизм по Слаповскому.

    Всё в искусствознании становится очень чётким, если сравнивать это всё с чёрным или с белым: как относящееся к полюсам и к промежутку между ними. Только в данном . . .

13.06.2016
10:04

Победа в поражении.

    М, какая прелесть: "Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась . . .

10.06.2016
14:43

"Фэ" креативному классу.

    Кто бы меня пожалел?.. Я до какого-то извращения дошёл в своём общении с искусством… Своего лучшего товарища давно огорчал тем, что разделяю искусство на . . .

03.06.2016
16:35

Кто он, Питер Брук?

    Что делать со скукой? Почему мне и нравится ницшеанство – оно взрывает скуку. А ведь его исповедующие художники, похоже, осознают своё ницшеанство. И где тогда . . .

30.05.2016
14:04

Про Алексея Курганова.

    Любопытно… Пишу о статье якобы культуролога Сергея Коновалова об интервью с Алексеем Кургановым. Что-то меня насторожило (я и не могу себе отдать отчёта, что), и я . . .

28.05.2016
13:02

Ещё одна авантюра.

    Критики Вячеслава Иванова… склонны были усматривать в его поэзии бездушный и бессмысленный “филологический бред”. Аверинцев Эпиграф я приписал после . . .

23.05.2016
16:43

Повторяемость идеостилей в веках.

    Хочется поплакаться в жилетку… Тысячи (наверно, тысячи) озарений, причём разнообразно подтверждающихся, не оценены по достоинству. Вспоминается одна . . .

21.05.2016
17:51

Нарываюсь...

    1) Имеем стихотворение Ахматовой.

     

    Пустых небес прозрачное стекло,

    Большой тюрьмы белесое строенье

    И хода крестного торжественное пенье

    Над Волховом, синеющим светло.

    Сентябрьский вихрь, листы с березы свеяв,

    Кричит и мечется среди ветвей,

    А город помнит о судьбе своей:

    Здесь Марфа правила и правил Аракчеев.

    1914

    Новгород

    2) Помним, что Ахматова – акмеистка, то есть ницшеанка, супервумен, воспевает вседозволенность.

    3) Пробуем подогнать что-нибудь в стихотворении к этой вседозволенности и ницшеанству.

    4) Марфа – значит, Посадница. Значит, воительница за свободу Новгорода от власти московского царя, царя вся Руси, пока ещё на Новгород не распространивший свою власть. Трагическая фигура, ибо царь был уже очень силён, но и сдавать волю – стыдно. Подвигла новгородцев на сражение, на поражение, на выдачу её на казнь. И на вечную память о свободе от царской власти. С последней ассоциируется и Аракчеев, ревностный поборник строгой царской власти. Столкнулись Порядок и Свобода, два полюса. Но Свобода – в виде нематериальном. А Порядок, даже и в акте принуждения к Порядку ("Сентябрьский вихрь, листы с березы свеяв, / Кричит и мечется среди ветвей”) – как-то материален. Не говоря о религии, призывающей подчиниться Порядку. В случае с Марфой это благочестивый Феодосий, и отговаривавший Марфу от битвы, и благословивший подчинение, будучи после поражения избранным смирившимися невоенными и выжившими военными новгородцами посадником и вручивший ключи от города царю. Ассоциация с ним, - кто знает эту историю, - тоже материальна ("хода крестного торжественное пенье”). И материальность самой "Большой тюрьмы белесое строенье”, вроде, прославляется, раз осветляется.

    5) Получается, полная сдача Ахматовой своего (заведомо нам известного) идеала идеалу полюсно противоположному.

    6) Вспоминаем, что ницшеанство отличается недостижительностью своего идеала в Этом мире. И вспоминает упование ницшеанства разве что на достижительность художественного творчества, как-то сопричастного с Вечностью, как чертой иномирия (чему ж ещё быть в ранге идеала, как не иномирию, раз в Этом мире идеал недостижим).

    7) Обнаруживаем (хоть с чтения об этом всё и началось – как смутное предчувствие возможности открыть художественный смысл данного стихотворения), - обнаруживаем открытие Ахматовой в первых двух строках стихотворения:

    "Смещения значений, в совокупности образующие новый смысл, который идентифицируем как тему пространственной замкнутости, порождаются здесь не отождествлением мира с тюрьмой, а контекстной связью по смежности, причем это синтагматическое сцепление подкрепляется естественной связью между денотатами (“стекло”, “здание”): (небо & стекло) — тюрьма” (Смирнов. Смысл как таковой. С-Пб., 2001. С. 25-26).

    8) Пробуем объяснить эту, на взгляд обычного человека, абракатабру.

    8.1) До Ахматовой царил символизм. Символисты, в ужасе от этой ужасной, ужасной, ужасной жизни (и не веря христианству), стремились к чему-то всё же очень похожему на христианское сверхбудущее. Для чего слова соединяли так, чтоб получалось что-то неопределённое (хотя бы потому неопределённое, что нечто приравнивали – мало, что совершенно невероятным образом – так ещё и к одному, другому, третьему, и всё к очень разному).

    8.2) А Ахматова, - при виде этой всё также ужасной, ужасной, ужасной жизни не хотела улетать и в христианоподобную неопределённость символистов. Ей подавай, наоборот, тесную-претесную смысловую связь между словами (как между стеклом и зданием), такую тесную… что вот-вот взорвёшься от этой тесноты, и… вообще в иномирие улетишь, в свой такой вот совершенно необычный идеал. Вон от этой многажды повторённой торжествующей на Этом свете материальности. Через наоборот.

    9) Неожиданно обнаруживаю себя после такого словоизвержения в позиции 2).

    ЧТД (что и требовалось доказать).

    10) То есть "синтагматическое” (Ахматовское) – это имеющее отношение к связи слов. Синтагма – сопорядок. В противоположность которому парадигма – взаимоотношение духовного и реального. У Ахматовой оно тоже в итоге получилось, но – нецитируемым образом.

    Не могу с удовлетворением не констатировать, что и невероятица образов символистов и нецитируемость Ахматовой восходят к моему любимому понятию подсознательного, без огромной роли которого в произведении я произведению отказываю называться художественным.

    21 мая 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
335097  2016-05-21 19:20:44
Константин
-

20.05.2016
13:28

Про "Белеет парус одинокий".

    Мог ли отчаянный чуть не белогвардеец в 20-м году Валентин Катаев прорезаться в повести (от 1936-го) о революции 1905 года? Я буду натягивать на него упоительную . . .

16.05.2016
12:45

Торжество идеи значимости подсознательного.

    "Искусства”, т. е. сознательной преднамеренности, недостаточно; необходимо “неистовство”, участие подсознательного; более того, одно оно и придает . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100