Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
26.07.2016 |
|
21.07.2016 |
|
19.07.2016 |
Скрытый смысл "романа" "Шкиль-моздиль".
|
12.07.2016 |
Как постичь и оценить художника?
|
29.06.2016 |
|
23.06.2016 |
"Предательский" к читателю Пушкин.
|
21.06.2016 |
|
20.06.2016 |
|
18.06.2016 |
|
18.06.2016 |
Проба вдохновиться. Одна из моих догм состоит в том, что художник пишет оттого, что его взволновала окружающая его действительность. То есть, что дата создания произведения является его существенным элементом. И если вещь написана о прошлом, то надо не верить этому, а поискать, что в настоящем может быть похоже на описываемое прошлое. Если находится, то появляется, что в вещи есть скрытый смысл. И тогда есть шанс вдохновиться и мне: открыть другим этот скрытый. А раз он скрытый, то, пока я не заподозрю его наличие, мне скучно. Так хорошо, что я почти одновременно прочитал рассказ Ю. Михайлова "Рыжики” (2016) и посмотрел картину Коржева “Облака 1945 года” (1985). Про Коржева я знал (см. тут) по наводке Манина о “суровом стиле”, что возник он из-за предательства народа начальством до войны и из-за непричастности к предательству некоторых общественно ответственных из низов (которые и Новочеркасское возмущение начали в 1963 году). Год создания Коржевым “Облаков” – 1985-й. – Опять предательство народа теми, кто им правит. Что там было? Антиалкогольная кампания? Или начало перестройки? Для оценки негативно начала перестройки возможно, лишь если считать Коржева провидцем. Впрочем, в стране хронического дефицита каждый год может быть оценён годом предательства народа. Вот и самодельный протез инвалида на картине у Коржева вполне можно понимать укором власти. Она ещё в 1943-м, во время войны, озаботилась выпуском сразу после войны легковых марки “Победа”, а вот выпуском протезов для инвалидов не озаботилась. Перестройка тоже была начата Горбачёвым, по его позднейшему признанию, чтоб вернуть СССР к строю, в котором за хозяйствование отвечали б капиталисты, а социалисты (в которых преобразованы должны были быть так называемые коммунисты), должны были не у власти стать, а на подходе к ней, если капиталисты плохо начинали хозяйствовать во имя народа. Такова была идея. А что переходный период болезненный будет – так на народ наплевать. – Вот Коржев (а чего не бывает на свете?) это учуял и свою картину нарисовал. Мой дядя тоже почуял неладное (я помню, в Мурманске разглагольствовал Горбачёв), когда сказал мне по поводу этого разглагольствования, что обувь подорожает – ладно; её не каждый день покупаешь; а вот продукты… Так не бунтует ли и Юрий Михайлов в “Рыжиках” в 2016 году против того патриотического подъёма, что настал от возвращения Крыма в Россию, из-за чего начались санкции, так называемые, и продовольствие подорожало в 1,5 раза? Начало: "Десятилетний Валька встал на удивление легко…”. А жизнь-то описана, ох, какая тяжёлая… Ведь не даром: ""Красивая у меня мама", - невольно подумал Валька”; не даром: "Валька смотрел на мать, какой-то странной она ему казалась: суетилась, поправляла платье, косынку то развяжет, то снова затянет узлом на волосах. Из дома вышел пузатый мужик в хромовых сапогах, тёмно - синем галифе и голубой майке с большими вырезанными подмышками… завхоз...” (начальник, значит); не даром этот противный издевается: "И за удовольствие платить надо, а? Ха-ха-ха-хиии, - по-хозяйски ржал мужик, его лицо стало лилово-красным, он демонстративно одёргивал галифе, гладил руками по ширинке”. До чего дошла мама, чтоб подороже продать грибы. – Вполне себе параллель самодельному протезу у Коржева. Так вот не зря всё в рассказе идёт от имени мальчика. Он не понял всю меру падения матери. Он только почувствовал. И вместе это обеспечило нравственное измерение его вкладу в выживание. Мать – сломалась, но выдержал он. Такой сюжетный ход выводит рассказ Юрия Михайлова из ропота оранжевых в стране против “крымнаш” и понижения уровня жизни народа. Оппозиция оранжевых – во имя низа, так сказать. А у Михайлова побеждает высоконравственное. А из-за более чем полувековой дистанции от изображаемого времени, от знания, что из послевоенной беды всё-таки вылезли тогда, веет каким-то подспудным оптимизмом от рассказа: “Переможем и сейчас!” Ну а как похвала Михайлову типа: "Какая горькая правда, Юрий! Но так было. Я захватил ещё эти годы. Благодарю за память!”. Увы, это пример так называемого наивнореалистического подхода к художественному произведению. Нет, без того, чтоб девочки влюблялись в Андрея Болконского, не было б всемирной славы “Войны и мира”, но истинная ценность эпопеи не в правде. 18 июня 2016 г.
|
17.06.2016 |
|
13.06.2016 |
|
10.06.2016 |
|
03.06.2016 |
|
30.05.2016 |
|
28.05.2016 |
|
23.05.2016 |
Повторяемость идеостилей в веках.
|
21.05.2016 |
|
20.05.2016 |
|
16.05.2016 |
Торжество идеи значимости подсознательного.
|
<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"