TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


20.05.2016
13:28

Про "Белеет парус одинокий".

    Мог ли отчаянный чуть не белогвардеец в 20-м году Валентин Катаев прорезаться в повести (от 1936-го) о революции 1905 года? Я буду натягивать на него упоительную . . .

16.05.2016
12:45

Торжество идеи значимости подсознательного.

     

    "Искусства”, т. е. сознательной преднамеренности, недостаточно; необходимо “неистовство”, участие подсознательного; более того, одно оно и придает произведению совершенство.

    Мукаржовский.

    Объявляю сразу: пишу не так, как обычно. Знаю, к чему хочу привести вас, читатель. К признанию определяющего значения подсознательного для искусства. Хочу похвастать, что мой размышлизм о подсознательности применения романтиками в своих стихах зыбких синтаксических связей и т.п. подтвердился мнением Мукаржовского, чешского эстетика и литературоведа.

    Для этого мне надо начать очень издалека, со “Стансов” (1827) Баратынского (так стихотворение было почему-то поименовано при публикации).

     

    Судьбой наложенные цепи

    Упали с рук моих, и вновь

    Я вижу вас, родные степи,

    Моя начальная любовь.

    Степного неба свод желанный,

    Степного воздуха струи,

    На вас я в неге бездыханной

    Остановил глаза мои.

    Но мне увидеть было слаще

    Лес на покате двух холмов

    И скромный дом в садовой чаще -

    Приют младенческих годов.

    Промчалось ты, златое время!

    С тех пор по свету я бродил

    И наблюдал людское племя

    И, наблюдая, восскорбил.

    Ко благу пылкое стремленье

    От неба было мне дано;

    Но обрело ли разделенье,

    Но принесло ли плод оно?..

    Я братьев знал; но сны младые

    Соединили нас на миг:

    Далече бедствуют иные,

    И в мире нет уже других.

    Я твой, родимая дуброва!

    Но от насильственных судьбин

    Молить хранительного крова

    К тебе пришел я не один.

    Привел под сень твою святую

    Я соучастницу в мольбах -

    Мою супругу молодую

    С младенцем тихим на руках.

    Пускай, пускай в глуши смиренной,

    С ней, милой, быт мой утая,

    Других урочищей вселенной

    Не буду помнить бытия.

    Пускай, о свете не тоскуя,

    Предав забвению людей,

    Кумиры сердца сберегу я

    Одни, одни в любви моей.

    Баратынский, правда, не романтик, а родственник "поэзии символистов” (http://feb-web.ru/feb/LITENC/ENCYCLOP/le1/le1-3351.htm). В том смысле, что благой идеал его находится аж в сверхбудущем, как у символистов, настолько плох, по Баратынскому, мир настоящий. Одно то, что он, - пусть из обедневших дворян, - но всё же вдруг взял и украл крупную сумму денег и выбросил себя из обычной жизни, многое должно сказать. Само название “Мара” удачно, "сливая субъективное с объективным и выводя его из реального” (http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/guk/guk.htm). Это – и объективное место рождения поэта, и наводит на субъективно недостижимый возврат в прошлое, то есть на недостижимость блага себе в будущем. Хоть, казалось бы, перед нами – материально – вот оно: возвращение и освобождение от былого. – А почему так? – А потому что дано "причудливо-запутанным синтаксисом” (http://feb-web.ru/feb/LITENC/ENCYCLOP/le1/le1-3351.htm). Вот первое четверостишие… Любовь-то ведь есть переживание. А в то же время она – "степи”. Причём, не то, чтоб "степи” открылись перед глазами. Нет. К ним, как к одушевлённым объектам обращаются: "Я вижу вас”. То же во втором четверостишии: обращение, как к одушевлённым, к своду неба, к струям воздуха. И ведь, казалось бы, отдалённые это и ускользающие вещи. Но нет! Если б было так, это был бы романтизм с его бегством (от здешности, от материальности) в такую нематериальность как своя прекрасная душа. А у Баратынского-то не так! Ощутимы они, струи воздуха, видимы и свод неба, и степь. Объективно это субъективное! Оно есть, но просто оно в страшной дали.

    Всё очень необычно с обычной точки зрения. И по тому, ЧТО выражено, и по тому, КАК выражено.

    Соответственно, публика недовольна:

    "Так, в “Дамском журнале” 1827 года (ч. 22) была напечатана статья: “Письмо к Лужницкому старцу о быстрых успехах русской поэзии” за подписью “Ю — К-в”. Это — злобный разбор “Стансов” Баратынского с точки зрения классика-архаиста, ненавидящего “разноцветный, полосатый и клетчатый наряд века романтического, “поэзию” в новом и совершеннейшем вкусе”. Автор недоволен романтической оторванностью лирики от внешнего мира. Он разбирает начало “Стансов” (по первой редакции “Московского телеграфа”, 1828 год, № 2):

    Обременительные цепи

    Упали с рук моих — и вновь

    Я вижу вас, родные степи,

    Моя начальная любовь.

    “Не правда ли, что печальный станс превосходен? Вы, может быть, спросите: из каких цепей вырвался поэт? где он находился? Читателю нет надобности знать об этом; первые два стиха картинны, новы и, следовательно, чудесны!” — издевается критик. — “Далее вы, верно, скажете, что родные степи не могут быть ни начальною, ни среднею, ни конечною любовью, равно как любовь не бывает ни степью, ни лугом, ни полем. Согласен: да это по-старинному; мир романтический есть мир превращений: там небылицы являются в лицах.

    Но мне увидеть было слаще

    Лес, на покате двух холмов,

    И скромный дом в садовой чаще —

    Приют младенческих годов.

    Чувствуете ли, чувствуете ли, мой почтенный, сладость первого стиха, истинно пиитического? Где найдете вы подобные? Ах, слаще, слаще! нам не было бы вкуснее теперешнего, аще не следовала бы за тобою в садовой чаще... рифма-тиран...

    Ко благу чистое стремленье

    От неба было мне дано;

    Но обрело ли разделенье?

    Но принесло ли плод оно?

    Что, маститый старец? вы морщитесь, зеваете и, кажется, ничего не понимаете? Признаюсь, и я как во тьме нощной. Этому есть причина: мы не посвящены в таинства — осязать неосязательное, толковать бестолковое, удивляться страннолепному; высшие созерцатели постигают это. Так! вы одни, о высшие созерцатели! вы одни можете изъяснить нам смысл двух последних стихов... В самом деле, разделенье ли обрело что-нибудь, или обрел кто-нибудь разделенье, и какое и с кем? Кто принес плод: ко благу ли чистое стремленье, или разделенье, или сам автор, или, наконец, его торжественные стансы?..”” (http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/guk/guk.htm).

    Возмущались привыкшие к классицизму. Нужно-де, "чтобы сюжет никогда не отклонялся от последовательности и не отыскивал слишком поодаль блистательное словцо” (http://knigi1.dissers.ru/books/library1/10742-5.php).

    Скажем, Ломоносов поэтизирует Первый Псалом Давида (начало его):

    "1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей…” (Пс 1).

     

    Блажен, кто к злым в совет не ходит,

    Не хочет грешным в след ступать,

    И с тем, кто в пагубу приводит,

    В согласных мыслях заседать.

    Выполнено, "чтобы отдельные части, подчиняясь утонченному искусству [ритму и рифме], сочетались в едином целом [глагол ("Блажен”) и перечисление, к кому он относится – ясно и чётко]" (http://knigi1.dissers.ru/books/library1/10742-5.php).

    Баратынский тоже "крепко связан с XVIII в. не только по языку и формам своей поэзии, но и по тому основному рассудочному тону” (http://feb-web.ru/feb/LITENC/ENCYCLOP/le1/le1-3351.htm).

    (Язык "отличается “высоким” словарем”: "Судьбой”, “неге”, “приют”, “златое”, “забвению”, “Кумиры”. Рассудочный тон: “Остановил глаза мои", “наблюдал людское племя", "Не буду помнить бытия”.)

    Но. Какой-то бунт налицо… И – недовольство читателей. Получается, что как бы непреднамеренность прорвалась помимо воли автора.

    Что пишет Мукаржовский при виде подобной непреднамеренности?

    "…она интерпретируется как результат подсознательных процессов в психике автора” (http://knigi1.dissers.ru/books/library1/10742-7.php).

    Я-то приходил к такому же выводу как? Я-то не замечал при чтении стихов ничего необычного. Только начитавшись литературоведа высочайшего класса, Гуковского, у меня отвисала челюсть – ЧТО, оказывается, таилось в стихах. И я думал, что не может быть человеческое сознание настолько предусмотрительно, чтоб ТАК ладно всё устроить, так точно, множественно и изящно образно выразить сокровенное автора. – Только подсознанию такое под силу.

    Я б, видя у Гуковского, как бунтовали приверженцы классицизма, мог бы иначе рассудить: новаторы просто делали не по-прежнему. Как нынешние иные выпендриваются. (Я раз подслушал циничное признание одного художника товарищу перед своей картиной: “Теперь не модно писать заглаженными мазкам – вот я и пишу грубо”. Плевать этому приспособленцу, что между его сокровенным и его картинами нет ничего общего. Он нос по ветру держит, моду ловит.) Но как-то не хотелось так плохо думать о прославленных временем художниках слова. – Я и отнёс чудесное попадание, КАК выражено во ЧТО выражено, ко всемогуществу подсознательного. Ну не на Бога же валить, Вездесущего?

    И мне приятно теперь, что я оказался не один.

    4 мая 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
335000  2016-05-16 13:05:04
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- Статья в пику Лисинкеру.

Но читать стОит только тому, кто способен читать и думать. Для остальных – вот выжимка.

Баратынский впал в типичное для символистов состояние, выражаемое пословицей: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься. Спасение – в сверхбудущем и оно не христианское. – Баратынский, обедневший дворянин, допустил себя до кражи денег. – Вот так плохо устроен мир. Отчаяние – безмерно. Оттого не спасёшься, как романтики, уходом в свой прекрасный внутренний мир (какой же он прекрасный, раз своровал). То есть – тянет, вроде, в отказ от романтизма – в реализм (смиряющийся с плохостью мира). Да вот слишком этот мир плох. И получился улётный, символистский реализм (соединение субъективного с объективным). Но получился – в подсознании. А в сознании – шараханье обратно, в норму. Это – в классицизм. Это – преднамеренное. Однако подсознательное прорывается: в виде непреднамеренности. Она оценивается приверженцами классицизма негативно. Вот по негативной оценке стариков и можно объективно судить о проявлениях подсознательного у молодёжи.

13.05.2016
12:21

Опять хитрящий Говоружин.

    Когда я начал работать инженером, меня удивил мой мозг. Я мог утром проснуться с осознанием сделанной вчера ошибки в таком-то месте. Приходил на работу и исправлял. . . .

12.05.2016
10:19

Замилова.

    Представьте себе начётчкика, у которого с теорией не сходится практика. Например, древнего астронома, теория которого говорит, что во имя Совершенства центром . . .

06.05.2016
21:02

Прокоммунист Никонов и антикоммунист Хрущёв.

    Ну что хорошего в этой картине? Никонов. Геологи. 1962. Правильно пишут: плоскостное решение пространственной композиции, силуэтная трактовка фигур, монотонность . . .

01.05.2016
16:21

Казала Настя: "Як вдасться..."

    Ну, Боже правый, выручай! Это ж Ты на меня, атеиста, нагоняешь озарения?.. – Давай, про “Настю” (1993) Данелия озаряй. Впрочем, я буду заниматься подгонкой под идеал . . .

30.04.2016
12:45

Против безвкусицы.

    Я обещал больше не читать посты Королёва. Но. Грешен… Пост 334611 показателен: эстетическое безвкусие выдаётся за русскость. И это есть больное место всего РП. (Я, . . .

28.04.2016
16:02

Говорухин, наконец...

    Говорухин, наконец, создал нечто художественное – “Конец прекрасной эпохи” (2015). Раздумывая, как писать дальше, я вспомнил своего давнего знакомого… Он что-то . . .

23.04.2016
14:01

Анти-Гамлет.

    Сначала надо рассказать, что такое “Гамлет”. Надо, хотя бы потому, что настоящий художественный смысл пьесы может быть понят только при отнесении её к стилю . . .

22.04.2016
10:40

Бунин-реалист.

    По какой-то странной причине мне не было скучно читать рассказ Бунина “Танька” (1892)… Впрочем, надо читателя ввести в курс дела: почему я называю странным то, что . . .

17.04.2016
16:27

Бунин-толстовец.

    Я решил сделать эксперимент над собой. Но сначала надо ввести вас, читатель, в курс дела. Я испытываю озарение, когда мне вдруг открывается принцип, который . . .

14.04.2016
17:08

Страдания по истине.

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

13.04.2016
15:06

Кранах Старший.

    Тихий такой вопрос: почему в книге знаменитого искусствоведа Макса Дворжака “История искусства как история духа” 1924-го года (С.Пб., 2001) нет Кранаха Старшего? . . .

11.04.2016
20:33

Раб автора.

    Это я – раб автора. Войтинского. Когда смотрел его фильм “Призрак” (2015). И даже после. Ну полная невероятица там нагромождена. Абсурд, можно сказать. Или я плохие . . .

08.04.2016
12:58

Хм.

    Вы прочли название и хмыкнули, наверно… Я вам объясню. Это я в качестве затравки к повествованию. И лучшая затравка для меня – поговорить о себе. И моё “Хм” в . . .

31.03.2016
11:37

Гомеопатия для Захаровой, анти-Псаки МИД РФ

    или Искусство – что недопонятно С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. Матусовский. На . . .

30.03.2016
11:45

Джорджио Кирико и Карло Карра.

    Начну с себя, как это часто я делаю. Отсутствие признания заставляет меня радоваться любым текстам, в которых я нахожу подтверждения тому, до чего я дошёл своим . . .

29.03.2016
10:59

Сколько-то ненужных слов?

    Оттолкнуться хочется от таких слов доктора филологических наук Владимира Новикова: "…многосерийной эпопее "Освобождение", которую народ окрестит . . .

24.03.2016
21:19

На волнах истории.

    Разрешите, читатель (я часто так делаю), начать с себя. Мне грустно. Я слишком отличаюсь от других людей. Например, вся область искусства мне представляется . . .

21.03.2016
12:17

Ницшеанец Владимир Абрамов.

    B> Обожаю загонять себя в тупик. А загнать – запросто, потому что у меня выработалась масса догм, скажем так. А догма – это ж нечто негибкое. Время же – идёт. И . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100