TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.11.2015
18:31

Я оторвался от публики.

    Я оторвался от публики в своей любви к искусству. И отрыв произошёл из-за моего пристрастия к глубокому постижению произведений. И если публика прельщается . . .

23.11.2015
22:30

Принципиально всё позволяю себе!

    или Что значит влияние начавшегося первичного накопления. Начинал Микеланджело противоположно тому, чем кончил… Первая его скульптура вполне недоницшеанская . . .

19.11.2015
10:31

Ещё о Давиде.

    Я получил совершенно нелепое возражение, дескать, нет на лице у микеланджеловского Давида следов душевной бури, которая, писал я, явилась той второй частью, . . .

15.11.2015
11:49

Срыв гения.

    Мне кажется, что я могу проиллюстрировать свою любимую мысль, дескать, когда художник знает, что он хочет выразить, то у него произведение получается хуже, чем . . .

12.11.2015
16:23

Вух!

    Логика требовала… Но я не ожидал, что так здорово требование оправдается. Это фото фрагмента лица статуи Микеланджело “Давид” (1504). И вы посмотрите, какая буря у . . .

10.11.2015
13:21

Прав или не прав Путин.

    Вот его проект закона: "Статья 3.1. Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении . . .

08.11.2015
22:32

Поплакать в жилетку.

    Хочется поплакать в жилетку. Это я читаю разбор “Одесских рассказов” Бабеля в http://alyulka.livejournal.com/181315.html. Автор очень опирается на текст, что должно б мне нравиться . . .

08.11.2015
13:49

Продолжение предыдущей статьи.

    - Хотите, я вас поймаю? - Хочу. - Прорезюмируйте, какие детали вы истолковали? - Пожалуйста. По мере появления в статье: 1) обнажённость, 2)невыдающееся тело, 3) . . .

07.11.2015
16:29

Как увидеть в детали идею целого и оценить.

    Америку каждый открывает – для себя. Но это не с каждым случается. И мешают… авторитеты. Вот что говорит иной авторитет про такую скульптуру? Микеланджело . . .

30.10.2015
17:05

Ай да Гоголь!

      "Положительный”, “светлый”, “высокий” смех Гоголя, выросший на почве народной смеховой культуры, не был понят (во многом он не понят и до сих пор). Этот смех, . . .

12.10.2015
12:16

Лезу в подсознание Некрасова.

    От “некрасив” его фамилия? Мне неуютно от такой своей находчивости. Я похож на выскочку. Но здорово интересно, проводя некий принцип, которого никто не . . .

03.10.2015
15:03

Аниш Капур и Высоцкий.

    Если лапидарно, - как подытоживал мои ему разглагольствования один мой товарищ, фантастически здорово не понимавший искусство, - искусство – это то, что не . . .

27.09.2015
17:11

Соврис.

    Не от слова “соври”, но что-то в такой ассоциации есть… Это я так сократил “современное искусство”… Уже треть жизни, как я живу, можно сказать, на берегу . . .

12.09.2015
18:40

На что именно подняла руку "Божья воля".

    Похоже, на это в числе прочих 4-х линогравюр Сидура. http://tsarev-alexey.livejournal.com/1228670.html Что могу думать я, обыкновенный зритель? Что Сидур рассуждает о Христе (раз крест . . .

10.09.2015
11:40

Отрывок

    из книги “Против В. Новикова”. "Могилу Марины тогда, в сорок первом, потеряли, потом через двадцать с лишним лет памятник поставили там, куда по интуиции указала . . .

04.09.2015
09:29

Письмо не Лисинкеру.

    Вы, Лисинкер, меня 2.09.2015 очень раздосадовали. Своим прямым (а не по противоположности) соотнесением “Христа в пустыне” Крамского со стихотворением Ахматовой . . .

25.08.2015
07:59

И я против.

    Кто читал мои статьи, заметил, что для меня деталью художественного произведения является дата его создания.

    Я считаю, что события так художника распаляют, что он не выдерживает, и…

    Поэтому, чтоб понять скульптуру Сидура “Снятие с креста из цикла “После войны”” (1968),

    Медь, гальванопластика.

    я обзавёлся таким перечнем событий, которые можно приравнять к войне и её концу:

    1968.05.02 Жестокие столкновения между полицией и студентами в Латинском квартале Парижа.

    1968.05.10 "Ночь баррикад" в Париже (11 мая французское правительство идет на Уступки требованиям студентов).

    1968.05.17 Студенты и бастующие рабочие занимают промышленные предприятия и организуют марши протеста в крупных французских городах.

    1968.05.24 Поджог здания биржи в ходе беспорядков в Париже. Президент де Голль предлагает провести референдум по вопросу о доверии руководству страны.

    1968.05.26 Французское правительство объявляет о повышении минимальной заработной платы на 33,3 процента.

    1968.05.30 Продолжающиеся в стране беспорядки вынуждают президента де Голля отложить референдум и объявить о проведении парламентских выборов.

    1968.06.12 Французское правительство вводит запрет на демонстрации и распускает 11 студенческих организаций.

    1968.06.30 Во втором раунде парламентских выборов во Франции с огромным перевесом побеждают голлисты.

    В ходе бурных майских событий погибло 2 человека (комиссар полиции и студент).

    То есть Сидур, которого (см. тут) я знаю как автора скульптурных фэ-портретов Гинзбурга и Эйнштейна (соавторов советской и американской атомных бомб), скульптуры “Раненный” (“фэ” войне, любой, пусть и отечественной) и т.п., здесь выразил “фэ” студентам-бунтовщикам, требовавшим от правительства чего-то там себе больше и лучше. Один из их лозунгов был: “Любовью можно заниматься и в Школе Политических наук, а не только на лужайке”.

    Не потому ли главная печаль студентов (выражена натуралистически) упавший член. Вы посмотрите, какие у них черепашьи головы, безмозглые! И тоже переданы натуралистически!

    Теперь давайте думать.

    Название наводит на Христа. Христос умер во имя искупления грехов человечества. Первый человеческий грех был совокупление. То есть натуралистично Сидур изобразил две отрицательности. И можно считать, что он СВОЁ “фэ” натуралистически выразил безмозглости и похотливости.

    Кто при христианстве натурализмом изображения выражал христианский негатив (а анатурализмом – христианский позитив)?

    Во-первых, создатели интерьера церквей в романском стиле.

    Это ветхозаветный предвестник последних времен Даниил, пророчествовавший иудеям в вавилонском плену, среди четырех зверей, мировых империй, Вавилонской (лев), Мидийской, Персидской и Греко-Селевкидской. Даниил явно малохольный какой-то (мутные глаза, поникшая голова), а звери – с пронзительными взглядами.

    И в романском стиле было наиболее принципиальное противопоставление выразительных функций натурализма и анатурализма. После него церковники, по сути, предали (как коммунисты – коммунизм) выражение идеала потусторонней жизни. Лишь редкие из них (Саванарола; он был фактически святее папы римского) бунтовали и уничтожали произведения с натурализмом человеческого тела.

    В самом искусстве последним бунтовщиком против засилья телесности, низа, земли выступил Микеланджело.

    Микеланджело. “Пьета Ронданини”. 1555 – 1564.

    После него потусторонний идеал искусством был окончательно утерян. (Искусством я называю “не в лоб” выражение. Так в романскую эпоху при естественном, вне церкви, нравлении натурализма

    Король Лотарь. 1130 -1140.

    сокровенным идеалом оказывается анатуралистичный пророк Даниил. Явное “не в лоб”.)

    И вот в ХХ веке такой Сидур вступается за, так сказать, духовное (в смысле не телесное, хотя у людей всё – духовное, даже и телесное). Вступается за, вроде, про-истинно-христианское. – Как среагировали имеющие чутьё хранители тоталитаризма в СССР? – Сидур не был почитаем.

    Но, вообще, вы замечаете, если не чутьё, то какой нужен искусствоведческий багаж, чтоб позитивно оценить Сидура? Во всяком случае, данную скульптуру.

    А теперь вопрос: эти деятели из “Божьей воли”, что в августе 2015 года разбили в Манеже 4 линогравюры Сидура за то, что у Христа изображены гениталии, - эти деятели имеют такой искусствоведческий багаж?

    Саванарола, доживи он до упомянутой “Пьеты Ронданини”, уж наверно, по чутью или по искусствоведческому багажу, не уничтожил бы творение духовно родного позднего Микеланджело. А эти, из “Божьей воли” и её б уничтожили, покажи произведение в Манеже (там же тоже у Христа гениталии видны)?

    Нет, я, конечно, не видел разбитого. Подходить к каждому произведению нужно персонально. Но.

    Я против “Божьей воли”.

    Теперь смотрим с другой стороны.

    Предположим, что в той “Божьей воле” очень эстетически образованные люди.

    И пусть я с самого начала своего рассуждения был не прав. Пусть слова “из цикла “После войны”” имеют в виду после Великой Отечественной войны. Тем более что, вроде, начат цикл в 20-летнюю годовщину её окончания (нашлись в интернете ещё две репродукции из этого цикла).

    Человек с оторванной челюстью. Из цикла “После войны”. Алюминий. 1965.

    Несение креста. Из цикла "После войны". Алюминий. 1965.

    По ним совершенно невозможно определить, по какому принципу создан цикл. Но такое бывает. В ХХ веке крупнейший искусствовед Панофский писал, что вот уж 400 лет, как не растолкована “Меланхолия” Дюрера. Вот и с принципом формирования цикла “После войны” может быть так же. А Сидур очень непонятно, вообще говоря, творил. Что если и в тех линогравюрах он от себя не отступает, и там тоже, может не понятной оказаться причина изображения гениталий у Христа (как и в “Снятии с креста” непонятно, если это не про студенческую революцию).

    Но нужно ли ждать 400 или сколько лет, чтоб уже сейчас не осудить этих из “Божьей воли”? (Мы предположили, что это не варварство, а вполне идейно обоснованное, как у Саванаролы, действие они сотворили.)

    Погодим отвечать сразу.

    Если согласиться, что произведение неприкладного искусства порождается более или менее подсознательным идеалом, а типов идеалов – много, и только один из них соответствует такому христианскому, какой двигал Саванаролой (романский: загробная жизнь превыше всего)… То получается, что тот романский есть всего лишь один из многих. (Я забыл сказать – и говорю теперь это бездоказательно – что типов идеалов всего несколько, и они всегда, в общем, одни и те же из века в век.)

    Так почему, спрашивается, нужно в России в XXI столетии, чтоб романскому было обеспечено превалирование? Почему нужно церковным и светским властям очень образованную пророманскую “Божью силу” оправдывать молча?

    (Явно – нельзя. И очень непопулярен романский идеал, и по Конституции все идеологии равны.)

    Ответ такой.

    В России – свой менталитет: по понятию – сильнее, чем по закону. По закону – это у нас для обозрения с Запада, от которого мы кое-что хотим (технологии). Вписано или не вписано это в Конституцию, фактически мы пришли к тому, что – если одним словом – мы, в отличие от Запада – за традиционализм. Различие с Западом теперь очень зациклилось вокруг вопросов пола. Ну так пусть-де “Божья сила” действует. Она ж не такая страшная, как другое порождение традиционализма – ИГИЛ…

    Таков взгляд с другой стороны.

    А я хочу самоопределиться и к этому взгляду, ибо я тоже за традиционализм. Но я б хотел, чтоб, во-первых, в Конституцию это было вписано, во-вторых, чтоб был вписан не традиционализм, а безрелигиозный традиционализм. Пусть вписывание будет и против ментального “по понятиям”. И тогда не смог бы глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Всеволод Чаплин упрекать устроителей выставки в Манеже в неуважении чувств верующих.

    И, поскольку отделена церковь от государства, то и заказано ей вообще было б что-то говорить о неприкладном искусстве.

    И с этой точки зрения я за осуждение “Божьей силы”.

    20 августа 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
326973  2015-08-25 08:10:58
-

10.08.2015
09:46

Тыняновская заноза.

    Вот у вас, читатель, нет проблем с общением с искусством. Вам произведение имярек или нравится, или нет. И всё. Вы отметили себе то или то – больше у вас с ним дел нет. . . .

05.08.2015
13:26

Бедный-пребедный Высоцкий.

    Я получил для ознакомления запись концерта в Тбилиси, посвященного 75-летию В. Высоцкого (https://www.youtube.com/watch?v=ezMuqpJpJSY). И хочу излить свою, если хотите, предвзятость . . .

03.08.2015
15:36

Как ни скажешь - всё не так.

    Я вот ношусь теперь с идеей-фикс, что искусство есть то, что имеет в тексте что-то родом из подсознания. И договорился, что какая-то непонятность есть признак . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100