Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
27.11.2015 |
|
|||||||
23.11.2015 |
Принципиально всё позволяю себе!
|
|||||||
19.11.2015 |
|
|||||||
15.11.2015 |
|
|||||||
12.11.2015 |
|
|||||||
10.11.2015 |
|
|||||||
08.11.2015 |
|
|||||||
08.11.2015 |
Продолжение предыдущей статьи.
|
|||||||
07.11.2015 |
Как увидеть в детали идею целого и оценить.
|
|||||||
30.10.2015 |
|
|||||||
12.10.2015 |
|
|||||||
03.10.2015 |
|
|||||||
27.09.2015 |
|
|||||||
12.09.2015 |
На что именно подняла руку "Божья воля".
|
|||||||
10.09.2015 |
|
|||||||
04.09.2015 |
|
|||||||
25.08.2015 |
|
|||||||
10.08.2015 |
|
|||||||
05.08.2015 |
|
|||||||
03.08.2015 |
Как ни скажешь - всё не так. Я вот ношусь теперь с идеей-фикс, что искусство есть то, что имеет в тексте что-то родом из подсознания. И договорился, что какая-то непонятность есть признак искусства. А надо было иначе сказать: что-то такое становится с тобою, когда ты напарывается на искусство. И даже не поймёшь, где: в голове, в сердце… Становится что-то… Со всем тобою. И с головой, и с сердцем… - Было б великим облегчением для души, если б ты мог что-то внятное сказать по поводу… Но нет того облегчения. Нужно быть литературоведом, наверно. А может, и того не хватит. Баллада о дурацкой смерти
Ясно лишь, подзабыл я, что написал мой уважаемый Выготский: “Мысль в литературном произведении 1) или такой же материал, как произносительная и звуковая сторона морфемы, 2) или же инородное тело” (http://vygotsky.narod.ru/vygotsky_psy_iskustav_3.htm). И здесь она не инородное тело. Она приведена в столкновение со своей противоположностью. С одной стороны “цель оправдывает средства”, с другой “цель не оправдывает средства”. С одной стороны – рационализм, то, чем силён Запад. С другой – иррационализм, чем силён Восток. Россия – посередине… Вершинин еврей по крови, но лирическое “я” в этом стихотворении – русский. Он боится иррационализма, следовательно, способен на него, есть чего бояться. Стихотворение написано после развала СССР. Латвия и Грузия откололись. Следовательно, ни Арвид, ни Гиви. Потому под надуманными предлогами оба не подвергаются испытанию пытать. Почему ж не русскому назначил Вершинин испытание? – Чтоб продемонстрировать всё же одинаковость менталитета оставшихся и взявших на себя историческое наследие СССР построить лучший мир. (Стихотворение входит в сборник “Страна, которую украли”.) То есть, если задаться вопросом, к какому типу идеала относится Вершинин, то ответ такой – к трагическому героизму. Он реваншист, если совсем политизировать. А чтоб он не казался сумасшедшим (он таким и кажется в жизни) достаточно, мне кажется, вспомнить двух мудрецов нашего времени. Анатолия Вассермана (см. тут), рассчитавшего, что к 20-м годам нашего столетия вычислительная техника настолько разовьётся, что сможет взять на себя точное планирование материального производства в мировом масштабе. И Михаила Ботвинника, когда-то попробовавшего вычислительной машиной обеспечить расчёты Госплана СССР. То есть, собственно, СССР не дожил полстолетия, чтоб преодолеть свои экономические затруднения на собственной основе, без реставрации капитализма. Вершинин мог не знать потуг Ботвиннока и не знал в 1994-м результатов Вассермана в 2015-м. Но всё равно его ориентация не была безумием. Она была тем самым подсознательным идеалом (над отысканием которого я теперь всюду хлопочу), прозрением, которое и двигало Вершининым при сочинении баллады. 3 августа 2015 г.
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"