TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он . . .

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и . . .

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет . . .

03.09.2022
19:00

Упрёки формалисту

    Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я . . .

02.09.2022
13:58

223-я годовщина рождения Пушкина

    Завтра. Хорошо б сегодня что-то к годовщине написать. – Только что по каналу “Культура” посмотрел телеспектакль Масленникова 1982 года “Пиковая дама”. – Зачем . . .

01.09.2022
21:10

Логика – сила

    Я прочёл спор Репина и Крамского о натуралисте Фортуни и задумался. Я вот всё сожалею, что, низкое происхождение и жизнь в провинции обеспечили мне в детстве . . .

31.08.2022
12:25

Пас

    Когда я много-много лет назад принялся за самообразование по искусствоведению, у меня была повышенная внимательность к названиям элементов произведений . . .

30.08.2022
10:20

Гребенщиков и статья 275 УК РФ. Государственная измена

    "Государственная измена, то есть <…> оказание финансовой <…> помощи иностранному государству <…> в деятельности, направленной против безопасности . . .

28.08.2022
19:56

Ай, да Алина! (Кабаева)

    Я с сомнением приступаю к этой статье. Ибо писать хорошо я – по-разному говорят: одни, что умею, другие – что не умею. Так, когда я пишу толкование произведения . . .

27.08.2022
19:45

Никогда не вредно ещё поучиться (про «Демона сидящего»)

    Оказывается, есть такое понятие как пропущенный план. Это, если классика требовала, чтоб натура была удалена от художника не ближе, чем на полтора роста, то . . .

26.08.2022
09:03

Что понимает свинья в апельсинах

    Можно привести множество примеров, когда именно дилетант решал ту или иную проблему… Творческие люди всегда были в поиске, поэтому не были догматиками, им не . . .

25.08.2022
19:18

В чём русская исключительность? – В неброскости

    Я не взялся за эту статью, пока случайно не открылась мне на одном сайте картина Остроухова “Речка в полдень” (1892) без правой части, некрасивой (надо было . . .

24.08.2022
11:25

Плохой принцип: наоборот

    Про “Изобилие” (1955) Мыльникова я прочёл такие слова: "Тему человека продолжила другая монументальная работа художника – это мозаичное панно “Изобилие”, для . . .

23.08.2022
19:24

Чем больше читаю формалиста о Мыльникове, тем больше с ним не соглашаюсь

    И это обидно. Потому что вначале он косвенно подтвердил мою догадку об этом художнике как о разочаровавшемся и потому пробуддисте (см. тут). Но требование журнала, . . .

22.08.2022
16:21

Почему был и сплыл Русский художественный союз

      Я, впрочем, предполагаю, что он сплыл. В интернете о его исчезновении ничего не нашёл. Но чую, что сплыл. Его организовали в 2017 году. И по его манифесту было видно, . . .

21.08.2022
20:16

Разгадка явной загадки у художника Мыльникова

    Зачем он втюхал цифру 8*** в картину, написанную к 30-летию Победы? Мыльников. Прощание. 1975. Кудреватый, не объясняя, зачем именно 8, исходя из формалистский . . .

20.08.2022
14:16

Формалистская дурь иных искусствоведов

    Она из них пробивается как бы помимо их воли. Во всяком случае, мне так представляется, когда я читаю сперва то формалистское (ЧЕМ выражено), которое может вывести . . .

19.08.2022
09:40

Если я тебя придумала, Стань таким, как я хочу

    В своём подходе к очередному произведению Мыльникова, “Изобилие” 1955 года,

    А.Л. Королев, В.И. Снопов, А.А. Мыльников. Изобилие. 1955. Фреска.

    я исхожу из знания, что он, в конце концов, разочаруется в советскости и из непосредственного впечатления: какого-то мрака изображённого относительно золотого будущего-фона. Художники словно выразили озадаченность власти, "почему же колхозно-совхозная система [надежда на выгоду "преимуществ крупного производства”] не дает ожидаемых результатов” (https://cyberleninka.ru/article/n/agrarnye-reformy-perioda-ottepeli-1953-1964-gg-k-postanovke-voprosa). (А эта озадаченность была индикатором того, что в постиндустриальную эпоху управление должно быть у специалистов, а не у партийцев. Они не смогли додуматься до перехода "к интенсивным многопольным севооборотам, который на Западе произошел гораздо раньше и сформировал эффективный путь хозяйствования” (https://www.econorus.org/repec/journl/2020-48-162-183r.pdf).

    Я исповедую холизм, т.е. что целое определяет части. Если до художников дошло, что с сельским хозяйством что-то не так (а им заказывают тему изобилия), то не исключена подначка в виде ∞. Дурной бесконечности, раз с сельским хозяйством ничего не получается при всех реформах.

    "Итогом разрушительной для советского сельского хозяйства политики по приоритетному развитию промышленности стал кризис 1953 г., когда хлеба не хватало даже в Москве” (Там же).

    С этого начался пристальный интерес власти к сельскому хозяйству, и… ничего хорошего не вышло.

    Это вполне могло лечь в основу замысла фрески на зло лгунам-заказчикам, не смеющим признать неприятность (образность-то позволяет “говорить” гораздо смелее).

    Я пришел к этой картине, продолжая читать статью Кудреватого. И в ней нашёл мысль про "мотив бесконечности… Прогибающиеся под своим весом снопы задают округлый, дугообразный ритм всему решению мозаики. Симметрично заворачиваясь на флангах, эти линии стремятся возвратиться в центр, образуя <…> подобную восьмерке структуру” (C. 13).

    Учёный даже выходит тут к мироотношению, закрывая глаза на некий мрак фрески, пусть и оправданный контражурным освещением:

    "…мотив бесконечности, неиссякаемости земных благ этого своеобразного земного рая <…> утверждающего несколько избыточный пафос сельскохозяйственного труда, характерный для этого периода отечественной истории” (С. 13).

    Но в картине “На мирных полях” (см. тут) тоже контражур, а такой темени нету.

    Оно, конечно, их трое в “Изобилии”. Опасно было откровенничать тогда? До разоблачения культа личности был ещё год… Но. Пафос-то сельскохозяйственного труда ведь отсутствует, положа руку на сердце. Тут же все хвастаются результатами труда, а не трудятся. Тунгуска – соболем (а ведь не она его подстрелила, а муж). Узбечка набрала в подол хлопка и им козыряет. Её сосед высыпает яблоки из корзины, чтоб показать, какие они красивые. Молдаванка щеголяет кабачками тем, что она на них сидит. Казах на коне новорождённого барашка показывает – тоже не труд. А латыш идёт с вёслами на плече тоже с работы, наверно. Если даже Кудреватый подсмеивается над вошедшими в раж художниками, то почему не думать, что они уравновесили этот раж подколкой – тёмным контражуром? Даже слово соответствующее нашёл Кудреватый: "скрытую геометрическую структуру изображения” (Там же). Зачем скрывать, если это не насмешка над властью людей, знающих, что изобилия всё нет, нет и нет? Всё ж ясно.

    Начало пессимизму положено. Но Кудреватый почему-то не выявляет это.

    26 мая 2022 г.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100