TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.08.2022
19:24

Чем больше читаю формалиста о Мыльникове, тем больше с ним не соглашаюсь

    И это обидно. Потому что вначале он косвенно подтвердил мою догадку об этом художнике как о разочаровавшемся и потому пробуддисте (см. тут). Но требование журнала, . . .

22.08.2022
16:21

Почему был и сплыл Русский художественный союз

      Я, впрочем, предполагаю, что он сплыл. В интернете о его исчезновении ничего не нашёл. Но чую, что сплыл. Его организовали в 2017 году. И по его манифесту было видно, . . .

21.08.2022
20:16

Разгадка явной загадки у художника Мыльникова

    Зачем он втюхал цифру 8*** в картину, написанную к 30-летию Победы? Мыльников. Прощание. 1975. Кудреватый, не объясняя, зачем именно 8, исходя из формалистский . . .

20.08.2022
14:16

Формалистская дурь иных искусствоведов

    Она из них пробивается как бы помимо их воли. Во всяком случае, мне так представляется, когда я читаю сперва то формалистское (ЧЕМ выражено), которое может вывести . . .

19.08.2022
09:40

Если я тебя придумала, Стань таким, как я хочу

    В своём подходе к очередному произведению Мыльникова, “Изобилие” 1955 года, А.Л. Королев, В.И. Снопов, А.А. Мыльников. Изобилие. 1955. Фреска. я исхожу из знания, что он, в . . .

18.08.2022
10:23

Искусство ли татуировки азовцев?

    Чтоб быть конкретным, помещу одну из них. А ещё – реакцию Карена Шахназарова (она, думаю, сопрягается с тем, что у меня брезжит): "На меня вообще сильное . . .

16.08.2022
10:07

Неожиданная актуальность картины 1946 года

    Когда я на неё наткнулся на днях, мне не хотелось с нею разбираться. Мыльников. Клятва балтийцев. 1946. Ну негативно о войне. Что тут неожиданного? Прикладное . . .

15.08.2022
13:31

«Судью на мыло!» Про оценку художника Мыльникова

    В связи с попавшимся мне обсуждением искусствоведом творчества Мыльникова… – Читаю – и всё абстракции и общие слова. Или не для читателя моего уровня написано, . . .

13.08.2022
22:15

Чуть не сплоховал

    Случилось мне смотреть сайт с репродукциями о выставке “Гении и шедевры” 2011 года. Там много безобразного показывают. И мелькнула у меня мысль, что на выставку . . .

13.08.2022
22:15

Чуть не сплоховал

    Случилось мне смотреть сайт с репродукциями о выставке “Гении и шедевры” 2011 года. Там много безобразного показывают. И мелькнула у меня мысль, что на выставку . . .

12.08.2022
20:10

Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз

    …в иную эпоху для успеха произведения достаточно признания еще более немногочисленной элиты, но зато международной (послевоенный “авангард”, участники . . .

11.08.2022
08:09

Сегодня, в Израиле, я лично ощутил, что Запад катится в фашизм

    Хорошо б только “фашизм” заменить, скажем, словом “ментизм”. От слова “менталитет”. Уничтожение такого-то менталитета – в нашем случае российского. Мне . . .

09.08.2022
14:53

Из грязи в князи?

    Из моего окна видна высокая ель (этажей семь в высоту) и перед нею какое-то дерево (этажа в четыре). Роскошные оба. И колышутся. Дерево – вверх-вниз ветвями, а ель – . . .

07.08.2022
08:01

Как я недавно проспорил одному рисовальщику, думающему, что он смелый,сказав, что Малевич, Поллок и Ротко – ерунда

    Я просто предложил ему пойти на мой просветительский сайт и почитать об этих художниках. Он пошёл, почитал и ответил: “Не убедили”. И он прав. Я поверил, что . . .

06.08.2022
09:30

Кино для души

    Вчера на телевидении праздновали 70-летие Кулистикова. И меня ужалила чья-то похвала (кажется, он сам похвастался): это его заслуга, что на ТВ прижилась непрерывная . . .

04.08.2022
19:15

Не любой прогресс – прогресс

    В 1912 году Александр Бенуа писал, что так много появилось знаменитостей, непосредственному чувству довольно широкой публики ничего не говорящих, что она часто . . .

03.08.2022
21:55

И называйте это натяжкой. Зато логично

    С Левитаном у меня тот случай, который даёт чувственную иллюстрацию того, что восприятие зрителем подсознательного идеала художника подсознанием возможно. Я, . . .

01.08.2022
09:01

Не хочу переставать дурью маяться

    Дурь это гордое хвастание умением "быть “более зрячим, чем когда-либо был человек” (Rilke R. M. Sдmtliche Werke: In 3 Bdn. Wiesbaden, 1957. Bd. 2. S. 10S.)” (Пестова . . .

31.07.2022
21:25

И ещё про Якова Кедми, влюблённого в Россию

    Вот с него и начнём: "Сначала по поводу этой ОДКБ. Ну трудно избавляться от наивности. Ну так вы и не избавляетесь от наивности. Вот часть стран ОДКБ – почти все – . . .

30.07.2022
09:06

Зануда спорит с Фаворским

    Судьба мне послала одну постояннодействующую клеветунью, так одной из её преувеличений относительно меня является моя халтурность: я не дочитываю-де разбираемый роман до конца или читаю его по диагонали, я не смотрю больше репродукций художника, чем то число, какое я поместил в свою статью о нём. А зерно истины в этой клевете есть. Это принцип, почерпнутый мною у великого методиста литературоведа Гуковского: не надо выпивать море, достаточно одной капли, чтоб узнать его вкус. Так устроено органическое единство (не является ль оно синонимом понятия эстетическая ценность?): pars pro toto – часть для целого. Гуковский же предлагал для синтеза целого ограничиваться анализом только характерных деталей. А как разделить характерное от нехарактерного? – Гуковский умолчал. Чутьё, понимай. В общем – холизм (частности происходят из целого), противостоящий редукционизму, свирепствующему последние века в науке. В соответствии с ним я практикую объявление читателю статьи угадки о художественном смысле романа до моего прочтения его до конца (при параллельном писании статьи и чтении романа). Подтверждение угадки при дочитывании до конца я представляю как доказательство верности угадки. Может, в этом есть лукавство перед собой и читателем, но я не хочу это додумывать.

    Так вот я начинаю читать статью Фаворского и предполагаю, что его метровый, так сказать, разбег кончится миллиметровым ударом:

    "Когда говорят о Джотто, то очень часто приходится слышать о его технических недостатках в изображении пространства,

    которые мы должны ему извинить, чтобы затем, отделив эту неудовлетворяющую нас оболочку, наслаждаться без помехи душой его живописи…

    Как мне кажется, мы здесь видим оценку (иногда скрытую, иногда явную), с точки зрения нашего искусства” (http://www.velikanov.ru/lib/%D0%A4%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8.pdf).

    Я уже почерпнул с подачи Дворжака (см. тут), но не по нему, что успех Джотто у публики состоял в общении подсознаний автора и восприемников, что неосознаваемым содержанием этого общения был общий для них подсознательный идеал – соединение несоединимого: высокого и низкого. Ни Дворжак, ни Фаворский категорией “подсознательный идеал” не оперировали. Одного этого мне хватает для скепсиса к словам Фаворского.

    Дворжак, как невольный и неосознающий формалист, считал другую общность автора и восприемников приведшей Джотто к популярности у восприемников – фантазию (как нечто равноправное природе и религии). (В картине “Встреча у Золотых Ворот” темой фантазии был образ высокого в “текстовой” неподвижности огромных Ворот и в стоянии чёрной фигуры, выделяющейся своей чернотой изо всего.)

    Джотто. Встреча у Золотых Ворот. 1304-1306. Фреска.

    А что Фаворский предложил у Джотто видеть как ценность, ощутимую в его, Джотто, время? – Первый заход Фаворского: "цельность обобщения пространственного” (Там же).

    Это не понятно. Фаворский понимает и делает второй заход:

    "…круглота является как бы чувственным материалом, который чем будет острее восприниматься [тем пространство кажется активнее]" (Там же). Активность нужна для выражения религиозного переживания размерного исчезновения человека перед Богом, перед Его трансцедентным пространством, например (пример выбрал Фаворский), в микеланджеловском “Страшном суде”, что достигнуто увеличением человеческих фигур по мере поднимания взгляда зрителя вверх. (Микеланджело в ярости на безнравственность католической церкви и ходящего под её управлением народа, что выражено мясистостью фигур, за что и насылает он на всех, а не только на признанных грешниками, активное трансцендентное пространство.)

    "Что же мы видим? Мы видим, что плоскость соблюдена, а с другой стороны, достигнута возможность изобразить не отодвинутое от нас до спокойного зрения пространство, а пространство, как бы окружающее нас, обнимающее нас с трех сторон” (Там же).

    То есть активное (преодолевая косноязычие Фаворского). По очень плохой традиции называемое обратной перспективой.

    Что мы и видим в разбираемой фреске Джотто в месте, где есть увеличение роста людей, чем они стоят глубже.

    Но разве это место восторгало зрителей?

    "…величайшее новшество заключалось в композиционном принципе, положенном Джотто в основу каждого своего изображения… он [Джотто] изображает так, словно оно [действие] происходит у него перед глазами на некой сценической площадке” (Дворжак. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. М., 1978. С. 15).

    А ошеломительность такого нововведения вполне можно представить, глядя на современные Джотто многофигурные вещи.

    Поругание Христа. Фрагмент горизонтальной перекладины креста. Италия. Венеция; XIII в.

    17 мая 2022 г.

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100