TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.08.2022
12:25

Пас

    Когда я много-много лет назад принялся за самообразование по искусствоведению, у меня была повышенная внимательность к названиям элементов произведений . . .

30.08.2022
10:20

Гребенщиков и статья 275 УК РФ. Государственная измена

    "Государственная измена, то есть <…> оказание финансовой <…> помощи иностранному государству <…> в деятельности, направленной против безопасности . . .

28.08.2022
19:56

Ай, да Алина! (Кабаева)

    Я с сомнением приступаю к этой статье. Ибо писать хорошо я – по-разному говорят: одни, что умею, другие – что не умею. Так, когда я пишу толкование произведения . . .

27.08.2022
19:45

Никогда не вредно ещё поучиться (про «Демона сидящего»)

    Оказывается, есть такое понятие как пропущенный план. Это, если классика требовала, чтоб натура была удалена от художника не ближе, чем на полтора роста, то . . .

26.08.2022
09:03

Что понимает свинья в апельсинах

    Можно привести множество примеров, когда именно дилетант решал ту или иную проблему… Творческие люди всегда были в поиске, поэтому не были догматиками, им не . . .

25.08.2022
19:18

В чём русская исключительность? – В неброскости

    Я не взялся за эту статью, пока случайно не открылась мне на одном сайте картина Остроухова “Речка в полдень” (1892) без правой части, некрасивой (надо было . . .

24.08.2022
11:25

Плохой принцип: наоборот

    Про “Изобилие” (1955) Мыльникова я прочёл такие слова: "Тему человека продолжила другая монументальная работа художника – это мозаичное панно “Изобилие”, для . . .

23.08.2022
19:24

Чем больше читаю формалиста о Мыльникове, тем больше с ним не соглашаюсь

    И это обидно. Потому что вначале он косвенно подтвердил мою догадку об этом художнике как о разочаровавшемся и потому пробуддисте (см. тут). Но требование журнала, . . .

22.08.2022
16:21

Почему был и сплыл Русский художественный союз

      Я, впрочем, предполагаю, что он сплыл. В интернете о его исчезновении ничего не нашёл. Но чую, что сплыл. Его организовали в 2017 году. И по его манифесту было видно, . . .

21.08.2022
20:16

Разгадка явной загадки у художника Мыльникова

    Зачем он втюхал цифру 8*** в картину, написанную к 30-летию Победы? Мыльников. Прощание. 1975. Кудреватый, не объясняя, зачем именно 8, исходя из формалистский . . .

20.08.2022
14:16

Формалистская дурь иных искусствоведов

    Она из них пробивается как бы помимо их воли. Во всяком случае, мне так представляется, когда я читаю сперва то формалистское (ЧЕМ выражено), которое может вывести . . .

19.08.2022
09:40

Если я тебя придумала, Стань таким, как я хочу

    В своём подходе к очередному произведению Мыльникова, “Изобилие” 1955 года, А.Л. Королев, В.И. Снопов, А.А. Мыльников. Изобилие. 1955. Фреска. я исхожу из знания, что он, в . . .

18.08.2022
10:23

Искусство ли татуировки азовцев?

    Чтоб быть конкретным, помещу одну из них. А ещё – реакцию Карена Шахназарова (она, думаю, сопрягается с тем, что у меня брезжит): "На меня вообще сильное . . .

16.08.2022
10:07

Неожиданная актуальность картины 1946 года

    Когда я на неё наткнулся на днях, мне не хотелось с нею разбираться.

    Мыльников. Клятва балтийцев. 1946.

    Ну негативно о войне. Что тут неожиданного? Прикладное искусство, усиливающее знаемое, в общем, переживание.

    Но что-то…

    Чего такая чернота через год после Победы? – Нет, 27 миллионов погибших – как не быть черноте… Это через 77 лет после Победы так думаешь. Не вспоминается, что 5 марта 1946 года была объявлена холодная война. А про планы нападения на СССР (конца мая 1945 операция “Немыслимое”, карта целей от 15 сентября 1945, план “Клещи” от 14 декабря 1945, планы “Жаркий день”, “Испепеляющий жар” “Встряска” и т. д.) населению вообще были неизвестны. Правда, из-за холодной войны с 1947 года само празднование Победы отменили – не до празднования. Но всё это я вытошнил, начав, вот, всё-таки разбираться в реалиях 1946 года.

    А до того я прикидывал как-то индивидуалистски:

    "В годы войны вступил в Народное ополчение и участвовал в обороне блокадного Ленинграда. В феврале 1942 года в последней стадии дистрофии был эвакуирован в Самарканд” (Википедия).

    Подумал, может, дистрофия как-то надолго сказалась после войны.

    Вспомнил родную тётю. Она, раненная, попала в плен в Киевском котле 1941 года. А при наступлении Красной Армии в 1944-м ей удалось из лагеря военнопленных бежать (что спасло её от Колымы). Так она так изголодалась в плену (с 1948-го я жил у неё), что до неприличия доходила, когда садились за стол – первая начинала есть. И пока готовила – подъедала. Ничего не могла с собой поделать.

    Личный ракурс немного объяснял черноту. Но было как-то странно: что за вообще недопонятность? Что, собственно, происходит?* Группа спаслась, а их корабль утонул? Только корбельный флаг спасли, пять винтовок и пулемёт, пока плыли к берегу… Красной звезды и красного серпа и молота просто случайно не видно? Но почему синяя полоса не на краю белого поля? Моряки клянутся отомстить за погибших? Но почему они не повернулись лицом к морю для этого?

    Может, пришла в голову кощунственная мысль, Мыльников чуял, что великие произведения недопонятны, вот и отошёл от ясности изображения. Правда, вглядываясь, пришлось признать: ясность выражения достаточна.

    О чём клянутся моряки, глядя в глаза зрителю глазами своего главного и сжимая кулак?

    Что отомстят за погибших. Раз так все головы повесили.

    Лишь один ранен в голову, перебинтован. Царапина, наверно, всего лишь. Все сняли бескозырки (в знак траура), кроме забывшего юнги. Зато он спас какой-то из флагов на красном полотнище.

    Тельняшки плотно облепили туловища – они только что вышли из воды? Плыли? Но… Мой дядя воевал на флоте. Говорил, что спали они без трусов, чтоб в случае очень быстрого и неожиданного потопления корабля, было легко плыть голышом. А тут все одеты. Некоторые в плащах… – Всё-таки недопонятно.

    Обобщением, наверно, называется. И зачем такая чёрная мстительность через год после победы?

    Зато теперь, на гребне волны русофобии на Западе всё очень кстати. Они века хотят Россию уничтожить как таковую, преимущественно православную ли, советскую – не важно. Хотят то скрыто, то явно. Она им как укор совести. Ибо они – вечные предатели. То – правильной веры христианской, то Справедливости, которую очень громко провозгласили было: “Свобода, Равенство и Братство!”, то естественнейших человеческих ценностей в виде мамы и папы у ребёнка. Россия – бытийна, они – имущественны: у немецких детей голова имеется, а у русских она есть. То есть они низменны, и в третьей мировой войне они просто сдохнут, а мы попадём в рай, как сказал наш президент, спаситель России. А на картине этому соответствует чёрно-белый отклик туч – нам! С нами сама Природа!

    Вот при такой актуальности и второсортное искусство (прикладное) становится очень ценным.

    А что пишет Кудреватый, который навёл меня на эту картину?

    Я подозреваю, что журнал “Новое искусствознание” потому так назвался, что, в отличие от советского времени, у него особо сильный формалистский уклон. Он был и в СССР: ценили соответствие ЧЕМ ЧТО выражено (не ценя то ЧТО, которое есть подсознательный идеал). Теперь же всё внимание на ЧЕМ.

    Другое дело, что написано головоломно (см. тут). Но я попробую что-то понять.

    Картина – при всём трагизме темы – не разочарованного автора. Это сказывается на, так сказать, рельефоподобном (вид скульптуры) живописании, которое через "единство изобразительной плоскости” обеспечивает "цѣлостное представленiе образа” (Гильдебранд. Проблема формы в изобразительнмъ исекусствѣ. М., 1914. С. 44), которое перебарывает стихию "сложнаго трёхмернаго представленiя” (Там же).

    В самом деле, единство переживания группы (мстительности) тем нужнее, чем группа больше. Здесь их 12 человек выстроились в некую шеренгу. Много.

    Так я из рельефоподобности вывожу общность чувства мести, актуальной при общеизвестном начале холодной войны и при нынешней войне опять актуальной. А Кудреватый, если так напишет, его статью в формалистский журнал не примут. – Он и молчит.

    Я раз слышал юмористический рассказ учёного-не-формалиста об одном докладе представительницы тартуской школы структуралистов. Она перечислила и грамматически охарактеризовала все случаи применения Пушкиным запятых в повести “Станционный смотритель”. После этого поблагодарила за внимание, вопросов не было, и она сошла с кафедры. И всё. Никакого вывода! Впечатление, что идиотка или поиздевалась.

    У Кудреватого мелькают похожие кусочки:

    "Следует особо подчеркнуть главенствующую роль вертикалей, которая обусловлена сильно вытянутым форматом (два с половиной квадрата), который неизбежно должен был быть расчленен элементами, противоположенными горизонтальному вектору”.

    Во-первых, нет таких долгов.

    Резчиков. Бес ветра №3.

    Джефф Питтман. Проносящиеся облака.

    Адамов. Река утром.

    Есть другое правило:

    "Формат с преобладанием ширины над высотой, то есть горизонтально-вытянутый, очень удобен для повествовательных эпических произведений” (https://int-ant.ru/news/news-culture/art_k/the-value-for-the-format-the-composition-of-the-picture-preferences-italian-painters-of-xvi-xviii-ce/).

    У Мельникова – эпика. Всё верно… Но Кудреватый же об этом молчит.

    Когда он осмеливается взлететь до мироотношения, он делает это сомнительно (нет привычки связывать ЧЕМ с ЗАЧЕМ):

    "Трагическая тема была решена Мыльниковым с подкупающей простотой и ясностью. Она раскрывается благодаря скорбному ниспадающему ритму вертикалей, их музыкальному перепеву и повторяемости”.

    Сомнительна скорбность ниспадания. И она - не вертикалей.

    Когда-то давно, ещё в Советском Союзе, я раз прочёл, что деидеологизация взяла силу из-за большой силы идеи коммунизма. Интересно, как сейчас миожно объяснить засилье формализма в науке об искусстве.

    25 мая 2022 г.

    *- “Мы видим сцену похорон погибшего боевого товарища. Могила уже приготовлена, о чем свидетельствует крайняя левая фигура с лопатой. Группа моряков рассредоточилась по ее краю. Могила большая как пропасть, и становится понятно, что это — братская могила, и она уготована всем им”.

    - Меняет ли это что-то в моей интерпретации? Нет.

    "Дебютный американский план войны против СССР под названием “Пинчер” был готов 2 марта 1946 года. Вероятным регионом боевых действий против Советского Союза был выбран Ближний Восток, поскольку именно в этом регионе, по мнению американских военных аналитиков, Советский Союз попытался бы создать заслон для обеспечения обороны своих самых развитых в промышленном и сельскохозяйственном отношении районов — Украины и Кавказа. План предусматривал нанесение мощного ядерного удара, который должен был привести США к победе” (https://topwar.ru/74867-amerikanskie-plany-yadernyh-udarov-po-gorodam-sssr.html).

    Картина как бы говорит: “Погибнем, но не сдадимся!”

    Как Путин недавно сказал: “Мы как мученики попадем в рай, а они сдохнут”.

    8.06.2022.

15.08.2022
13:31

«Судью на мыло!» Про оценку художника Мыльникова

    В связи с попавшимся мне обсуждением искусствоведом творчества Мыльникова… – Читаю – и всё абстракции и общие слова. Или не для читателя моего уровня написано, . . .

13.08.2022
22:15

Чуть не сплоховал

    Случилось мне смотреть сайт с репродукциями о выставке “Гении и шедевры” 2011 года. Там много безобразного показывают. И мелькнула у меня мысль, что на выставку . . .

13.08.2022
22:15

Чуть не сплоховал

    Случилось мне смотреть сайт с репродукциями о выставке “Гении и шедевры” 2011 года. Там много безобразного показывают. И мелькнула у меня мысль, что на выставку . . .

12.08.2022
20:10

Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз

    …в иную эпоху для успеха произведения достаточно признания еще более немногочисленной элиты, но зато международной (послевоенный “авангард”, участники . . .

11.08.2022
08:09

Сегодня, в Израиле, я лично ощутил, что Запад катится в фашизм

    Хорошо б только “фашизм” заменить, скажем, словом “ментизм”. От слова “менталитет”. Уничтожение такого-то менталитета – в нашем случае российского. Мне . . .

09.08.2022
14:53

Из грязи в князи?

    Из моего окна видна высокая ель (этажей семь в высоту) и перед нею какое-то дерево (этажа в четыре). Роскошные оба. И колышутся. Дерево – вверх-вниз ветвями, а ель – . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100