TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.08.2022
10:23

Искусство ли татуировки азовцев?

    Чтоб быть конкретным, помещу одну из них. А ещё – реакцию Карена Шахназарова (она, думаю, сопрягается с тем, что у меня брезжит): "На меня вообще сильное . . .

16.08.2022
10:07

Неожиданная актуальность картины 1946 года

    Когда я на неё наткнулся на днях, мне не хотелось с нею разбираться. Мыльников. Клятва балтийцев. 1946. Ну негативно о войне. Что тут неожиданного? Прикладное . . .

15.08.2022
13:31

«Судью на мыло!» Про оценку художника Мыльникова

     

    В связи с попавшимся мне обсуждением искусствоведом творчества Мыльникова… – Читаю – и всё абстракции и общие слова. Или не для читателя моего уровня написано, или болтология. Журнал имеет потрясающее название – “НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ/ NEW ART STUDIES”. Читаю и жду конкретики. (И “стенографирую”, что со мной происходит.)

    Вот с одним общего характера словосочетанием мне хочется спорить, мол, Мыльниковским "желанием объединить этическое и эстетическое” (https://www.academia.edu/39710224/%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%9E%D0%95_%D0%98%D0%A1%D0%9A%D0%A3%D0%A1%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E%D0%97%D0%9D%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95_NEW_ART_STUDIES?auto=download&email_work_card=download-paper).

    Если прав я был в первом своём прикосновении к Мыльникову (см. тут), а он там предстал передо мной неким буддистом, то об этическом говорить нельзя. Об этическом в обычном смысле слова, в смысле, какой есть у большинства. Ибо буддизм с обычной точки зрения аморален. Буддисту любое несчастье вокруг до лампочки, ибо ценно для него только собственное бесчувствие или малочувствие.

    Но вот, наконец, и конкретика:

    "…утверждение плоской изобразительной поверхности…” (Там же).

    Без глубины то бишь. (Жаль нет ссылки на конкретную картину. А пришло-де это к нему не сразу, не в 40-50-х годах.) Так и есть, судя по моей предыдущей статье:

    Верно. Но – формалистски говоря. А выражает-то эта безглубинность идеал малочувствия, что я и вывел было, только не из плоскостности картин, а из истаивания деталей более поздней картины (кочек, женских фигур, стога и холодности общего тона).

    Хм. А мне уже почти надоело ждать проку от чтения… Эту плоскостность автор, Кудреватый, вычитал у Пунина и применил для Мыльникова.

    Приятно, что мы почти совпали.

    Да, художник не сразу разочаровался. Оказывается, это он написал такую знакомую радостную картину.

    Мыльников. На мирных полях. 1950.

    Никакого сокращения глубины, никакой декоративности, никакого малочувствия как идеала. Наоборот!

    Но читаем дальше, подыскав что-то у Мыльникова из начала 60-х годов, где, - намекает Кудреватый, - началось его разочарование советской действительностью (в 61-м Хрущёв пообещал коммунизм к 1980 году и всех насмешил, партийные чиновники просто не могли позволить кому-либо, кроме себя, контролировать жизнь страны и зарубили цифровую отрасль и т.д.).

    Мыльников. Верочка. 1964.

    "Так, уже в работах начала 60-х гг. меняется отношение Мыльникова к пространству и плоскости, к далевому образу, сокращается мера глубинности изображения. Цвет постепенно очищается от избытка полутонов, становится более чистым, декоративным. Тоньше становится фактура письма, в нем все большую роль начинает играть незакрашенный белый холст или его просвечивание сквозь положенные выше слои краски, что также способствует усилению большей плоскостности изображения." (Там же).

    Я б ни в жисть не заподозрил бы тут ничего пробуддистского, если б не моя настырность искать, ЧТО выражено ЧЕМ, в пику формалистскому акценту на ЧЕМ.

    Из-за акцента на ЧЕМ, Кудреватого смотрите, куда унесло, когда он захотел означить свои верные наблюдения над “текстовыми” деталями:

    "…заставляют художника внимательнее относиться не только к предметности, но и к красоте самого создающего ее материала” (Там же).

    Видите ли "незакрашенный белый холст” красив…

    Но, как же тонко сравнение Кудреватым незакрашенности "с традиционной китайской живописью “го-хуа”" (Там же).

    Я хвалю себя за тонкость чутья на странности (какое-то истаивание у Мыльникова), быстро или нет, но приводящее меня к мировоззренческим идеалам. И это у меня не формалистское чутьё. Но как же тонко у иных чутьё формалистское!

    Что такое гохуа?

    Левый, раскатанный край рулона; скатанный рулон справа не показан.

    Это выражение перед огромностью мира буддистского полнейшего бессилия индивидуума, спасающегося малочувствием.

    Ну что мешало Кудреватому сказать о буддизме?.. – Нет, он должен оставаться в рамках формализма. Конкретнее "многогранного и неоднозначного образного мира живописца” (Там же) ему выражаться запрещает какое-то табу в 2019 году, хоть никакой цензуры нету.

    Дальше автор переходит к началу творчества художника, где тот ещё не разочарован, и я прекращаю его оспаривать. Потому что я не хочу обсуждать выражение знаемого (негатива войны, позитива мирной жизни и т.п.).

    24 мая 2022 г.

     

13.08.2022
22:15

Чуть не сплоховал

    Случилось мне смотреть сайт с репродукциями о выставке “Гении и шедевры” 2011 года. Там много безобразного показывают. И мелькнула у меня мысль, что на выставку . . .

13.08.2022
22:15

Чуть не сплоховал

    Случилось мне смотреть сайт с репродукциями о выставке “Гении и шедевры” 2011 года. Там много безобразного показывают. И мелькнула у меня мысль, что на выставку . . .

12.08.2022
20:10

Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз

    …в иную эпоху для успеха произведения достаточно признания еще более немногочисленной элиты, но зато международной (послевоенный “авангард”, участники . . .

11.08.2022
08:09

Сегодня, в Израиле, я лично ощутил, что Запад катится в фашизм

    Хорошо б только “фашизм” заменить, скажем, словом “ментизм”. От слова “менталитет”. Уничтожение такого-то менталитета – в нашем случае российского. Мне . . .

09.08.2022
14:53

Из грязи в князи?

    Из моего окна видна высокая ель (этажей семь в высоту) и перед нею какое-то дерево (этажа в четыре). Роскошные оба. И колышутся. Дерево – вверх-вниз ветвями, а ель – . . .

07.08.2022
08:01

Как я недавно проспорил одному рисовальщику, думающему, что он смелый,сказав, что Малевич, Поллок и Ротко – ерунда

    Я просто предложил ему пойти на мой просветительский сайт и почитать об этих художниках. Он пошёл, почитал и ответил: “Не убедили”. И он прав. Я поверил, что . . .

06.08.2022
09:30

Кино для души

    Вчера на телевидении праздновали 70-летие Кулистикова. И меня ужалила чья-то похвала (кажется, он сам похвастался): это его заслуга, что на ТВ прижилась непрерывная . . .

04.08.2022
19:15

Не любой прогресс – прогресс

    В 1912 году Александр Бенуа писал, что так много появилось знаменитостей, непосредственному чувству довольно широкой публики ничего не говорящих, что она часто . . .

03.08.2022
21:55

И называйте это натяжкой. Зато логично

    С Левитаном у меня тот случай, который даёт чувственную иллюстрацию того, что восприятие зрителем подсознательного идеала художника подсознанием возможно. Я, . . .

01.08.2022
09:01

Не хочу переставать дурью маяться

    Дурь это гордое хвастание умением "быть “более зрячим, чем когда-либо был человек” (Rilke R. M. Sдmtliche Werke: In 3 Bdn. Wiesbaden, 1957. Bd. 2. S. 10S.)” (Пестова . . .

31.07.2022
21:25

И ещё про Якова Кедми, влюблённого в Россию

    Вот с него и начнём: "Сначала по поводу этой ОДКБ. Ну трудно избавляться от наивности. Ну так вы и не избавляетесь от наивности. Вот часть стран ОДКБ – почти все – . . .

30.07.2022
09:06

Зануда спорит с Фаворским

    Судьба мне послала одну постояннодействующую клеветунью, так одной из её преувеличений относительно меня является моя халтурность: я не дочитываю-де . . .

29.07.2022
10:05

Безвыходное положение и у приемлющих украинские фейки, и у неприемлющих Малевича, Поллока и Ротко

    Вчера у меня был интересный опыт души… Вообще, - вы заметили, читатель? – что я почти все статьи начинаю с себя. Это потому, что они есть результат прислушивания к . . .

26.07.2022
14:54

Всё плохо, и это есть обычность

    Непризнанность в мире учёных позволяет мне не бояться за свой авторитет и делать рискованные суждения (а кто не рискует, тот не пьёт шампанское). Одно из таких . . .

26.07.2022
09:34

Что можно сказать против похвальных слов Бродского о Высоцком

    Вот эти слова: "Принято в общем относиться к поэтам-песенникам с некоторым, мягко говоря, отстранением, предубеждением, если угодно. И это в общем до Высоцкого, . . .

23.07.2022
13:18

Рабочий муравей

    Это я о себе. Стал читать о новом для меня художнике, Арсении Семёнове, и как-то ударили по сознанию слова: “Ленинградская школа живописи”. Даже расшифровка дана . . .

21.07.2022
10:16

Из пальца сосал?

    Мне фамилия художника Андрияка казалось знакомой. Я полез искать, не писал ли я о нём. Оказалось, что писал, но ещё не опубликовано. Перечитал. Раскритиковал я там . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100