TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.05.2022
20:20

Я виноват перед любовницей Кандинского

    Её осуждая за неталантливость (см. тут), я даже не соизволил привести для иллюстрации репродукции осуждаемого. И осудил – по впечатлению, без анализа. Правда, если . . .

27.05.2022
11:24

Формалист Эйзенштейн

    Я (вечно я, я и я!) сортировщик явлений. С этого, говорят, наука когда-то началась. И было время, когда я прикладному искусству противопоставлял идеологическое. А . . .

26.05.2022
20:01

В надежде, или На Украине нет-де нацизма

    Я в надежде. Читаю “Этот берег” (2021) Ан. Дмитриева и чувствую, что он к чему-то клонит. С зачином из прошлого времени, с натуралистическими подробностями во . . .

25.05.2022
20:49

Что-то вроде исповеди?

    На днях случилось такое малоприятное. – Я включил телевизор, а там старый фильм, отличный. Смотрю – слёзы льются сами собой. И не поймёшь, почему. – Я спросил себя: . . .

24.05.2022
09:48

Предатели России. Второй заход

    Тысячи россиян уехали из страны после начала военного конфликта с Украиной. Заголовок в СМИ Я получил такое письмо от человека, которого пытаюсь спасти от . . .

22.05.2022
11:58

Одна искусствовед

    Искусствоведение какая-то несчастная область науки. В ней, похоже, особенно много обретаются халтурщиков и мутил. Не зря я лет 70 тому назад поклялся себе, что вот . . .

21.05.2022
14:21

Что я называю подрывной деятельностью в России

    – Когда я слышу слово “культура”, я спускаю предохранитель своего револьвера. Ганс Йост Если б всё было возможно, я б хотел иметь цензурную ипостась этого . . .

20.05.2022
12:06

Чудеса Рылова

    Жил (уже умер) такой… любомудр Н. Н. Александров. У него была мысль, что человечество в начале каждого типа общественного устройства вдохновляется . . .

19.05.2022
20:05

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

19.05.2022
20:04

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

18.05.2022
20:00

Фейки

    Моё амплуа – открывать всегда скрытый художественный смысл произведения искусства не очень далёк от следовательской работы. Хоть, казалось бы, дело имеешь с . . .

17.05.2022
22:35

Почему я ошибся? Если вообще ошибся…

      В первом приближении ясно, что от неожиданности – очень уж непереносимо читать: "За что меня мучает жажда? Жажда! Кто знает, что значит это слово! Даже тогда, когда . . .

16.05.2022
15:23

Кужугетович

    Начну, для разбега, с себя. Моё мировоззрение настоящего социалиста… А настоящим социализмом я считаю теперь ежедневное увеличение самодеятельности за счёт . . .

15.05.2022
21:13

Зачем такая загадочность?

    Мой лучший товарищ, боюсь, был прав: я талмудист. Не знаю, что именно он имел в виду. Наверно, копание, копошение. Но я сейчас заподозрил нечто похуже. Я, боюсь, . . .

14.05.2022
11:23

Опозоривший фамилию Врубеля

    Попытаюсь разобраться в себе. Операция на Украине сказалась на мне больницей. (Хорошо, что кратковременно.) Но я удивился на себя. Мне казалось, что после смерти . . .

13.05.2022
17:49

Психотехника действенности фейков

    Это размышлизм. Научных данных у меня нет. Но у меня есть данные, как появляются неадекватности в искусстве – психологическая теория художественности . . .

12.05.2022
20:35

Спор с автором термина «конструктивизм»

    Его фамилия – Ган. Он в недоумении в 1922 году: "С закреплением завоеванного в области политической, с подходом к революционным задачам по организации народного . . .

11.05.2022
20:11

И скучно, и грустно…

    Что умнейший человек, Игорь Смирнов, не видит в стихотворении Сологуба глубже того, что в нём написано словами. Скучная лампа моя зажжена, Снова глаза мои мучит . . .

09.05.2022
18:08

Предвысоцкий Венгерской революции 1919 г.

    Какими ни победительными были песни Высоцкого, которыми он хотел разбудить народ к социальной активности, столь недавно ещё проявляемой (в революцию и войну), он . . .

08.05.2022
10:05

Кроксворд, регбус, большая промблема

    Набрёл-таки на глубину в конструктивизме! Пришлось долго и нудно гуглопереводить статью с английского Марии Гофф “В Лаборатории конструктивизма: Холодные структуры Карла Иогансона".

    Этот Иогансон, из латышских стрелков, был премного недоволен советской властью. И за то, что она отступила из Латвии. И за то, что взяла курс на перемирие с капитализмом (НЭП). И за тенденцию вообще отказаться от планового хозяйства. Да чего доброго и от Мировой Революции откажется.

    А у него был идеал общества, как некого продолжения военного коммунизма. Чтоб всё – по правилам, чтоб ничего случайного, не работающего на главное, никаких украшательских излишества.

    "Ничего случайного, ничего неучтенного, ничего в результате слепого вкуса или эстетического произвола” (Ган).

    Например, три бруса и девять натянутых тросов – и можно конструкцию переворачивать, как угодно, она не распадётся. Это и есть образ будущего идеального общества.

    Иогансон. Пространственная конструкция. 1921.

    Ни в жисть бы не догадался, если б не прочитал (правда, такая жёсткость изложения – это уже от меня).

    Но как глубоко зашифровано! И ведь о социальном идеале не думал. Все думы о лаконичности выявления свойств материалов в их отношении друг к другу. О жёсткости брусьев и возможности натянуть на них тросы. Об осуждении сварки как насилии над материалом. А если и думал о будущем, то тоже вещно:

    "…художник хотел показать в своем произведении новые взаимосвязи и формы, каких прежде никогда не видал, но самое главное, он хотел научить людей видеть по-новому те вещи, которые пока незнакомы, но которые в будущем могли бы помочь в новом конструировании вещей: мостов, зданий, машин” (Гофф).

    Или так: "Пришествие новой формы”.

    Ну формалист, казалось бы. А на самом деле – по пушкинскому принципу: когда потребует поэта к священной жертве Аполлон, идеал централизованного коммунизма прячется в подсознание и оттуда распоряжается руками и мыслями художника, который думает, что он – рационалист.

    А дураки подхватывают это заблуждение и сотворяют слоган: конструктивизм – это рационализм.

    Характерен глупый рассказ о Пикассо:

    "…перевели книгу Гертруды Стайн — ту часть, где она рассказывает о Пикассо, о его молодости, о его первых работах. В этой книге есть подобный разговор. Это конец первой мировой войны. Пикассо гуляет с кем-то по Парижу и вдруг видит, как ползут танки в камуфляже — наверное, первые в те годы. Форма танка была разбита на разноцветные плоскости-круги, квадраты. "Черт возьми! Мы придумали это, вы знаете!" — сказал Пикассо своему спутнику” (Там же).

    Ни две переводчицы, ни авторесса, ни сам Пикассо не поняли, что его абстракции были выражением бегства из непереносимой скуки из этого плохо-преплохо устроенного мира Порядка (со смертью во главе) в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. То есть идеал прямо противоположный централизованному коммунизму. И гордиться использованием образа этого иномирия в качестве камуфляжа для танка, т.е. с пользой в Этом мире, это доказательство того, что за 10 лет эксплуатации Пикассо своего подсознательного идеала не привели к тому, чтоб он его осознал.

    Свой идеал трагического героизма* (так я могу квалифицировать недовольство НЭПом) не осознаёт и Медунецкий, он проихождения вообще из старинного дворянского рода.

    Медунецкий. Пространственная конструкция. 1920.

    Четыре предмета так заклинивают один другого, что конструкция, никак иначе не скреплённая, может как угодно быть повёрнута и не распадётся.

    У Родченко целесообразность усиливалась, если получались "сборно-разборные вещи, в разобранном виде компактно-складируемые (все элементы плоскостные)." (https://cyberpedia.su/10x3f6a.html).

    Родченко. Пространственная конструкция. 1918.

    https://www.youtube.com/watch?v=M57nyYCzy-s&t=283s

    И что в сознании?

    "Само строительство социализма, заявляют конструктивисты в своей новой программе, “должно побудить группу к переходу от экспериментальной деятельности, оторванной от жизни, к опыту, имеющему реальную основу”” (Там же).

    Ну! Диссиденты, а понимают себя как сторонники!

    Фантастика!

    А Маяковский, хоть имел противоположный централизованному коммунизму подсознательный идеал (идеал федерации федераций малых коллективов, т. е. анархии), с уважением относился к этой группе скульпторов, т.к. имел общее с ними формалистское настроение – ценна “текстовая” новизна (направленность на производство {рубилами по камню и стеками по глине – это не производственная, а духовная деятельность}).

    Поэтому он вместе с Родченко (см. тут) принялся работать в рекламе продукции национализированных предприятий, и делали они это вполне искренне, ибо подсознательное издевательство на централизмом Родченко не открывалось и не открылось, а Маяковскому – тоже (когда открылось – он застрелился).

    .

    Отвлечение по поводу "Ничего случайного”

    Мой лучший товарищ был талантливым изобретателем. В мой прибор (я был по конструкторской части его замом главного конструктора-радиста) товарищ сделал шкальное устройство (дело было давно, с тех пор эту функцию стали исполнять тоже электронно). И вот это устройство шумело. И надо было уменьшить шум. И он мучался: плохо удавалось. Он пробовал всё новые варианты. Я их уже забыл. Помню только одно его замечание: “Если представить, что враги выкрадут этот прибор и захотят его повторить, они будут ломать себе голову, зачем тут вот это”. То, что глушило звук при движении шкального указателя. – "Ничего случайного”

    13 марта 2022 г.

    *- А трагического ли героизма это идеал. Уж больно радикально отличие изображённого от натуроподобия. Вон, у Высоцкого был такой идеал. Так он только до крайней степени голос доводил до искажения сравнительно с тем, что обычно считается хорошим голосом.

    - Пожалуй, правда. Это, наверно, идеал благого для всех сверхбудущего, маньеризм такой, а можно – вид экспрессионизма, в отличие от обычного экспрессионизма, не ужасностями действительности оперирующий (путём крайнего корёжения натуроподобия), а оперирующий прекрасностями.

    15.03.2022.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100