TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.05.2022
16:43

Крах всех догм?

    Боже, как же мне жалко, когда рушатся догмы… Те, что я сам для себя создал, вроде бы, нечего жалеть. Ибо кто я такой, чтоб их придерживаться публично? – Ан нет. Они . . .

05.05.2022
13:14

Элементарно!

    Жаль, заглавие “Элементарно, Ватсон!” мною уже использовано… К чему это бодрячество? – К тому, что я выработал себе (взяв с миру по нитке) такую систему касательно . . .

04.05.2022
10:56

Ай да выбрык у Осипа Брика

    Извините, читатель, но опять я начну с себя. Что поделаешь? Понять по себе очень хороший способ понимания. Я не могу от него отказаться, раз моя цель – понимание (моё . . .

03.05.2022
09:12

Очередной раз, когда я, перечитывая себя, не смог было себя понять, а вы, может, и нынешнее не поймёте

    Хотел пожаловаться на старческую память: ведь год назад писал и всё понимал. Потому и писал, что всё в понимании складывалось. А теперь читаю и только грамматику . . .

01.05.2022
19:02

Огрызнёмся-ка ещё раз в защиту Шишкина

    Прочитал очёредной трёп на Яндекс-Дзене – "За что так не любят современное искусство и почему стоит дать ему шанс” Александры Шиловой. И вот так там огрызнулся . . .

29.04.2022
18:34

Мелитополь 2, или Почему творческие люди России против силового умиротворения Украины

     

    Чем человек интеллектуальнее, чем ближе к гуманитарной науке или к изящным искусствам, тем у него глобалистичнее мышление. Вот за этот самый мир… Знание, которое должно побеждать тьму… Они ведь, наоборот, стали абсолютно зашоренными.

    Владимир Корнилов

    Ей Богу, я знаю, почему.

    Только это сложно. И, дай вам Бог, читатель, умения вникнуть.

    Но для начала вам надо признать, что существует подсознательное. Не просто пробежать глазами предыдущее предложение, а глубоко это в себя принять.

    Чтоб принять глубоко, я вам предложу эксперимент, который вы может проделать со знакомым. А может, и сами сейчас вот убедитесь.

    Произнесите вслух вот такие слова:

    PENSIL

    PEN

    BUS

    BOP.

    Никто не прочтет четвертое буквосочетание по-русски. На втором-третьем слове в человеке уже успевает выработаться так называемая установка. В данном случае - установка на латинский шрифт. Человек не осознает ее, но она есть. И опыт с четвертым словом ее обнаружил.

    В нашей психической жизни вообще большинство процессов – подсознательные. Автоматизмы всякие, дыхание и мн. др. Я вот недавно познакомился с совсем микроскопическим явлением подсознания. У меня стало заболевание сетчатки в одном глазу. В направлении смотрения у меня стало пятно слепоты, серое. Немного подлечили, и что стало? Если я больным глазом смотрю на белую стену, я не чувствую его больным . Я вижу всюду одинаковую белую стену с той фактурой краски, какая на ней. Но, если я направляю взгляд на висящую на стене картину, она исчезает из восприятия. Я вижу ту же белую стену в мелких пупырышках краски. И никаким усилием воли я не могу вернуть прежнее восприятие серого пятна в направлении взгляда. Как никаким усилием воли я не могу осознать установку на латинский шрифт или установку на обеспечение целостности высказывания. Мы ведь не словами говорим, а предложениями. И в каждое попадают только те слова, которые работают на смысл предложения (ну кроме слов-паразитов; я знал одного, который невольно часто вставлял слово “пнимаешь?”).

    А кое-что подсознательное можно перевести в осознаваемое, например, частоту дыхания. В комедии “Формула любви” Калиостро умел замедлять стук своего сердца.

    Есть два вида подсознательного, которые умеют кочевать из подсознания в сознание и обратно и обслуживают создание произведения искусства, которое есть что? Экстраординарное условное явление. Не различая их, об этом их свойстве так выразился Пушкин: “Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботы суетного света он малодушно погружён”.

    Одно подсознательное обеспечивает органичность, которую можно назвать эстетичностью: в каждом (ну почти в каждом) элементе выражается идея целого.

    Например, Радищев в оде “Вольность” по поводу победы восстания будущих США против Англии решил прославить не свою императрицу, как было принято, а революцию (и в том была часть экстраординарности). Стиль классицизма требовал звучных стихов (один из видов обеспечения идеи целого – славословия – был тем, чтоб было много гласных в каждом слоге – другая часть экстраординарности).

     

    Вещаю то, что мыслю я,

    Любить могу и быть любимым,

    Творю добро, могу быть чтимым,

    Закон мой – воля есть моя.

    Другое подсознательное – идеал автора. Радищев понимал, что царская Россия не Америка с вооружённым против индейцев народом, и что идеал революции в России почти безнадёжен. Последнее соображение, вытесняясь в подсознание во время восхваления революции, которая представлена в оде богоугодной и победительной (иначе как её хвалить?), тем не менее толкает Радищева на непреднамеренность и странность, ещё большую, чем тема – на затруднённые в чтении некоторые стихи (“Во свет рабства тьму претвори”). Этот подсознательный идеал относится к типу трагического героизма. И проявляется РЕДКИМИ странностями для своего времени (времени господства стиля классицизма).

    Так проблема в признании всеми наличия подсознательного идеала (боговдохновения, как говорили когда-то, когда проблема такого признания не существовала).

    А с кризисом религии эта проблема стала. Причём и для самих художников, которые инстинктивно как бы знают по себе, что какое-то особое вдохновение есть. Есть даже разделение искусства на прикладное и неприкладное, из которых второе как бы выше. Но в осознаваемом и общепринятом виде признания всего этого нет. Тем более, что сотворение произведения неприкладного искусства – редкость. И кажется, что искусство это когда чем-то выражено что-то – знаемое, в общем-то. Тем паче, что в прикладном участвует то подсознательное, которое обеспечивает эстетическое качество (органичность).

    Надо бы в отличие от эстетического качества выражение подсознательного идеала называть художественностью. Так и это не общепринято. И замутняет картину творчества.

    Но всё-таки творческие люди чувствуют в себе силу одного или обоих подсознательностей. И обе они не подвластны воле, принуждению. То есть искусство оказывается островом Свободы.

    А противополюсом Свободе является Порядок. И так случилось, что глобалисты (порождение либералов) взяли себе на флаг Свободу. А Россия, традиционалистская всегда, - Порядок.

    Вот и получилось, что творческие люди естественно тяготеют к Западу, где господствует теперь американский глобализм. (Как и предприниматели естественно тяготеют к центру капиталистического мира, который есть Запад. Сужу по себе. В конце перестройки и начале реставрации капитализма, мне забрезжила возможность опубликовать книгу о Чюрлёнисе. Она была вольнодумная, потому что я отправлялся от подсознательного идеала, никем не признаваемого. Замерещился доход от продаж издания. Знакомый делец, - в порядке обращения со шкурой неубитого медведя, - посоветовал не сразу по мере продаж оплачивать издательству его долю. Надо было завести счёт в банке. И в связи с деревянностью рубля, стоило завести счёт в объявившей независимость Литве, откуда я только-только уехал, оставаясь ещё там прописанным. – И меня потянуло на Запад.)

    А что б было, если б национальной идеей в России признали коммунизм? А при нём будет не труд как первая необходимость (трудиться будут роботы и искусственный интеллект), а жизнью всех будет жизнь аристократов, живущих в неприкладном (как наиболее утончённом и глубоком) искусстве (жизнь творцами или сотворцами)… А неприкладное искусство вдохновлено подсознательным идеалом. И его стоило б всем признать.

    Тогда Россия превратится в страну Свободы. И сейчас же у неё, как у туда стремящейся, появится отсутствующая сейчас мягкая сила, привлекательность общества, идущего в правильном направлении.

    И в такой стране творческая интеллигенция не стала б кричать: “Нет войне на Украине!”

    8 марта 2022 г.

28.04.2022
21:43

Претензия к русским

    Вспомнилось, как один литовец охарактеризовал, довольно метко, что русские любят красиво поговорить без толку. Вспомнилось это мне из-за свежей претензии к . . .

27.04.2022
20:36

Мейерхольду – зачёт, Поповой – нет

    Это – продолжение статьи “Почему советской власти Мейерхольд был враг". Тут я плясать стану от такой цитаты: "…его [производственного искусства] . . .

25.04.2022
18:34

Самое мучительное

    Самое мучительное для меня теперь то, что я никак не могу вжиться во вдохновение художника-конструктивиста. Что для меня такое – вдохновение? Это наличие в душе и . . .

23.04.2022
13:46

Почему советской власти Мейерхольд был враг

    Я… Я почти всегда начинаю с себя. Потому что самый-самый перец в художниках я добываю из своего чуткого “я”. Так вот, я уже привык, что с художниками бывает, что у . . .

22.04.2022
21:33

Лунц: ненависть к коммунизму и футуризму

    У меня как идеалиста есть особые умственные страдания. (Дальше нужно будет с интенсивностью бо`льшей, чем обычно в моих статьях, читать и одновременно думать, за . . .

21.04.2022
15:32

Предатели России

    Кто уже читывал мои разборы произведений искусства, знает, что я высшим сортом искусства считаю неприкладное, естественное, движимое подсознательным идеалом, то . . .

19.04.2022
14:49

Умственная гимнастика

    Когда-то я в разговоре с товарищем удивил самого себя. Из меня как-то сама собой вырвалась догадка, почему, когда появился фильм Захарова “Тот самый Мюнхгаузен” и . . .

18.04.2022
12:37

Плюю против ветра

    Так случилось, что Павел Басинский оказался в длинном списке претендентов на премию “Большая книга” в 2021 году. И я и его вписал в листок, с которым пошёл в . . .

17.04.2022
14:35

Хотите посмеяться над догматиком?

    Я почерпнул почти полвека назад у Якимовича и Аникста мысль, что каждый стиль имеет формулу идеи, какую стиль выражает. Для Высокого Возрождения в науке об . . .

16.04.2022
11:42

Александр Архангельский за православие

    Я удивился, когда один писатель насмешливо заметил, что я якаю много в своих статьях. Полез проверять – так и есть! Я, правда, сразу понял, почему это, и ему сообщил . . .

15.04.2022
10:09

Душу кошки скребут…

    v Не натянул ли я всё-таки на Машкова пробуддизм (см. тут)? Машков. Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910. В натужной заметке Есауловой, вслед за "плоть торжествует” . . .

11.04.2022
22:50

Облом

    Зарок давать очень определённые характеристики художникам приводит меня то и дело в неловкое положение. Особенно – с художниками-экстремистами. Они из-за . . .

10.04.2022
19:09

Плакать от обиды хочется

    Ну почему у меня нет такой восприимчивости, как у… Вальтера Беньямина? Я этого Беньямина заметил, он мне открыл глаза на некоторые нюансы, когда я занимался . . .

09.04.2022
15:33

Про «Я спросил у ясеня…»

    Я думаю про себя, что я объективный толкователь произведений искусства. А есть целые течения, которые очень легко толковать. Например, гражданский романтизм. В нём . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100