TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.04.2022
18:34

Мелитополь 2, или Почему творческие люди России против силового умиротворения Украины

    Чем человек интеллектуальнее, чем ближе к гуманитарной науке или к изящным искусствам, тем у него глобалистичнее мышление. Вот за этот самый мир… Знание, . . .

28.04.2022
21:43

Претензия к русским

    Вспомнилось, как один литовец охарактеризовал, довольно метко, что русские любят красиво поговорить без толку. Вспомнилось это мне из-за свежей претензии к . . .

27.04.2022
20:36

Мейерхольду – зачёт, Поповой – нет

    Это – продолжение статьи “Почему советской власти Мейерхольд был враг".

    Тут я плясать стану от такой цитаты:

    "…его [производственного искусства] пролетарский характер и новизна поставленных задач были первоначально скорее риторическими жестами с целью закрепления на культурном фронте в новых исторических условиях, чем действительно революционным шагом в новую эпоху” (Кукуй. https://www.academia.edu/6107181/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%82_%D0%B2%D0%B5%D1%89%D1%8C_%D0%B2_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B0?email_work_card=title).

    И нагло, не вникая, что понимал Кукуй под революционным шагом в новую эпоху, предложу своё видение – коммунизма. Которое, мол, должно было – в порядке предвидения и в качестве подсознательного идеала гармонии низкого и высокого (кто был никем, тот станет всем – аристократом духа) – должно было проявиться в произведениях неприкладного (а не производственного) искусства. А коммунизм я понимаю как жизнь в неприкладном искусстве, которое наиболее тонко и глубоко испытывает сокровенное мироотношение. А НЕ как труд, который первая потребность. Трудиться будут роботы и искусственный интеллект. – С такой точки зрения производственничество – подрыв революционного шага в новую эпоху.

    Если это не демагогия.

    Ибо важна была техническая и военная модернизация, чтоб выжить в неминуемой войне капитализма против альтернативного строя, лжесоциализма.

    Но без этой пусть и демагогии терялась перспектива (что и привело к реставрации капитализма в итоге). А перед этим – к утрате так называемой мягкой силы, привлекательности общественного строя (при забвении гарантированности удовлетворения права на труд).

    А ведь уже в 1925 году Выготский сделал открытие, что такое художественность – следы подсознательного идеала в виде странностей для своего времени “текста”, но из опасения быть репрессированным за идеализм он книгу свою не издал.

    Это именно открытие. Объективное. Художники всех времён и народов инстинктивно именно по закону Выготского и действовали, когда создавали произведения неприкладного искусства. А тонкость этого закона – подсознательный характер идеала, обеспечивающего вдохновение. Такой идеал не дан сознанию. Сознанию дано только эстетическое качество – стремление к органичности, т.е., чтоб в каждом элементе было выражение осознаваемой идеи. Этот процесс сопровождался и подсознательными актами, но обслуживающими осознаваемый замысел. Они, некоторые, тоже не даны сознанию и неожиданны для самого автора. Тем надёжнее среди них скрываются от сознания непреднамеренные (странные для своего времени) элементы, выражающие иной идеал – подсознательный, отличающийся от осознаваемой идеи.

    Производственничество было наследником футуризма. У тех осознаваемой идеей был прогресс скорее материальный, чем духовный (в пику символизму). Выражению чего служило "самовитое слово” (Кукуй. Там же) в литературе. Но в прогрессе был неосознаваемый футуристами изъян. И подсознательный идеал беспроблемного прогресса заставлял иные самовитые слова доводить до неприятия их публикой, зато принимаемых с санкции подсознательного идеала беспроблемного прогресса в качестве как бы закушенной губы, чтоб побудить переступить через изъян прогресса во имя всё равно хвалы ему.

    Сами истинные художники-футуристы не замечали различия в самовитости слов, но странность некоторых слов била по слуху. Публика доходила до скандала.

    И тут была опасность от неосознаваемости подсознательного идеала. Можно было скатиться до выпендривания осознаваемого. Без глубины.

    И эта тенденция стала почитаемым законом (чем-то выражается что-то) в производственничестве. Ну да, если экстраординарность есть – это искусство. Прикладное.

    "Творческую деятельность производственники возводили в ранг жизнестроительного акта: искусство не отвергалось ими, ему лишь придавалась иная функция, называемая по разному – “принцип целесообразности” ( Л.Попова)” (Кукуй).

    Л. Попова. Макет конструкции к спектаклю “Великодушный рогоносец”, Театр Вс. Мейерхольда, 1922.

    Что зачем в этой конструкции? Лестницы – для бега артистов, лоток – для соскальзывания их. Хорошо. А вертящиеся колёса зачем? – Предполагаю, что Мейерхольд коротко сказал Поповой, что на сцене нужно обеспечить возможность быть "кутерьме” (http://screenstage.ru/?p=574). Ну так лопасти мельницы она сделала по инерции от старой сценографии – всё таки действие происходит на мельнице. А колёса – от ассоциации с мельничными жерновами, но ради кутерьмы, колёса поставлены не на вертикальные оси, а на горизонтальные, чтоб было видно зрителю верчение. И, возможно, Мейерхольд ей сказал, что он собирается надсмеяться над автором пьесы Кроммелинком. И она его фамилию (по-бельгийски Crommelynck) лишила части букв, разбила на куски (CR-ML-NCK) и разбросала их по одному из колёс. Возможно, она даже и прочла скабрёзный фарс бельгийца. И потому не сделала стены, ибо Стела хоть и запиралсь с любовниками, но с ведома мужа, Брюно. Может, она даже была посвящена, что кутерьма (с верчением колёс) будет особенно велика в кульминациях пьесы – для насмешки.

    Так, судя по её, наверно, согласию с определением "принцип целесообразности”, она всё для кутерьмы обустроила самым простецким образом, что было экстраординарностью (то есть искусством, прикладным):

    "…по существу, было доступно любому квалифицированному театральному плотнику. Конструктивизм отказывался от эстетического принципа при композиции своих построек и аппаратов и заменял его принципом производственной целесообразности… Конструктивизм входил на сцену театра как самостоятельная сила с сознательной целью разрушить эту сцену, ускорить гибель театра как искусства” (http://teatr-lib.ru/Library/Alpers/Ocherk1/#_Toc377638933). Как искусства буржуазии.

    Прикладной характер такого искусства состоял в усилении переживания разрушения старого. И это было плоско по сравнению с подсознательным идеалом Мейерхольда выражать:

    "свободу от житейской конкретности” (https://studwood.ru/2518578/kulturologiya/sut_teorii_meyerholda).

    “…спектакль о будущем, которое не наступило” (http://screenstage.ru/?p=574).

    То, что творил Мейерхольд, было неприкладным искусством, первосортным, по-моему. А что творила Попова – прикладным, второсортным.

    6 марта 2022 г.

25.04.2022
18:34

Самое мучительное

    Самое мучительное для меня теперь то, что я никак не могу вжиться во вдохновение художника-конструктивиста. Что для меня такое – вдохновение? Это наличие в душе и . . .

23.04.2022
13:46

Почему советской власти Мейерхольд был враг

    Я… Я почти всегда начинаю с себя. Потому что самый-самый перец в художниках я добываю из своего чуткого “я”. Так вот, я уже привык, что с художниками бывает, что у . . .

22.04.2022
21:33

Лунц: ненависть к коммунизму и футуризму

    У меня как идеалиста есть особые умственные страдания. (Дальше нужно будет с интенсивностью бо`льшей, чем обычно в моих статьях, читать и одновременно думать, за . . .

21.04.2022
15:32

Предатели России

    Кто уже читывал мои разборы произведений искусства, знает, что я высшим сортом искусства считаю неприкладное, естественное, движимое подсознательным идеалом, то . . .

19.04.2022
14:49

Умственная гимнастика

    Когда-то я в разговоре с товарищем удивил самого себя. Из меня как-то сама собой вырвалась догадка, почему, когда появился фильм Захарова “Тот самый Мюнхгаузен” и . . .

18.04.2022
12:37

Плюю против ветра

    Так случилось, что Павел Басинский оказался в длинном списке претендентов на премию “Большая книга” в 2021 году. И я и его вписал в листок, с которым пошёл в . . .

17.04.2022
14:35

Хотите посмеяться над догматиком?

    Я почерпнул почти полвека назад у Якимовича и Аникста мысль, что каждый стиль имеет формулу идеи, какую стиль выражает. Для Высокого Возрождения в науке об . . .

16.04.2022
11:42

Александр Архангельский за православие

    Я удивился, когда один писатель насмешливо заметил, что я якаю много в своих статьях. Полез проверять – так и есть! Я, правда, сразу понял, почему это, и ему сообщил . . .

15.04.2022
10:09

Душу кошки скребут…

    v Не натянул ли я всё-таки на Машкова пробуддизм (см. тут)? Машков. Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910. В натужной заметке Есауловой, вслед за "плоть торжествует” . . .

11.04.2022
22:50

Облом

    Зарок давать очень определённые характеристики художникам приводит меня то и дело в неловкое положение. Особенно – с художниками-экстремистами. Они из-за . . .

10.04.2022
19:09

Плакать от обиды хочется

    Ну почему у меня нет такой восприимчивости, как у… Вальтера Беньямина? Я этого Беньямина заметил, он мне открыл глаза на некоторые нюансы, когда я занимался . . .

09.04.2022
15:33

Про «Я спросил у ясеня…»

    Я думаю про себя, что я объективный толкователь произведений искусства. А есть целые течения, которые очень легко толковать. Например, гражданский романтизм. В нём . . .

08.04.2022
17:33

Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)

    Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: “Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”? А я всюду хочу протащить влияние . . .

06.04.2022
15:50

Признаю: я доведён до какой-то крайности…

    Доводит меня (смейтесь) неприятие искусство- и литературоведами художественности по Выготскому: что это подсознательный идеал. 57 лет прошло, как опубликована . . .

05.04.2022
21:47

Боже! Ну что мне так не везёт?

    Мне не удаётся наткнуться на современное художественное произведение, в котором бы чувствовалась тайна. И я вспомнил, что когда-то премного удивил себя, . . .

04.04.2022
08:03

О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой

    Плохо я написал, когда она была жива (см. тут). А сегодня смотрю “Временно доступен” на канале ЦТВ и диву даюсь: "- От красоты – плакать. От искусства… - А что . . .

02.04.2022
15:17

О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»

    Сразу скажу: польза в воспитании въедливости. А без неё стало невозможно жить так, чтоб уважать себя, при массовом и повсеместном вранье в политике. Сейчас я в . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100