TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.04.2022
17:33

Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)

    Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: “Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”? А я всюду хочу протащить влияние . . .

06.04.2022
15:50

Признаю: я доведён до какой-то крайности…

    Доводит меня (смейтесь) неприятие искусство- и литературоведами художественности по Выготскому: что это подсознательный идеал. 57 лет прошло, как опубликована . . .

05.04.2022
21:47

Боже! Ну что мне так не везёт?

     

    Мне не удаётся наткнуться на современное художественное произведение, в котором бы чувствовалась тайна.

    И я вспомнил, что когда-то премного удивил себя, обнаружив, что объединение “Бубновый валет” (а писали они нарочито грубо) составили люди с явно подсознательным (раз они изогрубияны) идеалом нирваны (бесчувствия).

    Вот возьму и загоню себя в угол: возьму абы какое произведение Машкова и попробую его истолковать самым неожиданным образом для общепринятого мнения (авангардисты, мол, то есть активисты) – как пробуддизм. Точнее, найду резоны к нему подвести.

    Машков. Натюрморт с лошадиным черепом. 1914.

    Отталкиваться тут я буду от того, что когда-то навело меня на пробуддизм у них – на гипнотизирующее нечто. Для медитации надо сосредоточиться на чём-то одном, чтоб остальное ушло из поля внимания. Гипнотизёры пользуются блестящим шариком. Блестящие предметы тут есть. Но они связаны с едой. В кастрюле, тазу, кофейнике – варят. Это – активность. Зато череп – пассивность. – Вот и сравним, какое место на картине самое светлое: связанное с активностью или с пассивностью.

    Возьмём блик на тазу, на кастрюле и на кофейнике и сравним его по светлоте с белыми зубами черепа (предметы я рассматриваю в порядке идеологически ожидаемой мною всё большей светлоты; белый цвет имеет каждого из основных цветов по 255 едини).

    предмет количество цвета

    красного

    жёлтого

    синего

    сумма

    таз

    221

    229

    110

    560

    кастрюля

    231

    231

    207

    669

    кофейник

    248

    250

    249

    747

    зуб черепа

    223

    236

    208

    667

    Опыт не удался. Я, может, целился на одну точку для замера, попал на другую.

    Сделаем другой опыт. Уменьшим яркость до минимума, а контраст увеличим до максимума, а в получившемся сделаем яркости максимум, а контрастности много.

    Зубы сравнялись с кофейником.

    А по площади светлого – череп и без замеров видно, что он самый большой.

    Если сочтёте, что подведение притянуто за уши, то учтите неожиданность помещения среди жизнеобеспечивающих предметов (кроме названных, ещё сливы, глечик, амфора и бутыль-фляга типа )… лошадиного черепа.

    Но хорошо. Пусть не убеждает. – Возьмём гипнотизирующее.

    Машков. Автопортрет. 1911.

    Лаконизм, превалирующие холодные оттенки могут говорить о бесчувствии как идеале, сокрытом от сознания? – Могут. Само слово “со-чувствие” ассоциируется с теплотой. А уж нарочитый лаконизм – тем паче. А вот как он осмелился себе один глаз нарисовать в два раза больше, чем другой? Или усы не такие, какие носил?

    Не иначе, как потворствовал чему-то не действительному в своей раскованности от впечатлений действительности. Мне хочется воспользоваться таким о нём словосочетанием: "искусством, ничего не выражающим” (http://art-portal.tilda.ws/page1871810.html), чем достигалось "сознательное избегание психологизма” (Там же). – А что такое отсутствие психологизма в портрете, как не живописание бесчувствия. В сознании – отсутствие психологизма, в подсознании – более радикальное: нирвана.

    На картине обозначен сильнейший ветер: вытянулся в струнку ветроуказатель (они бывают не полосатые),

    круто загибается к горизонтали дым из трубы корабля, волны выстроились в ряды.

    А портретируемому хоть бы что за поднятым воротником шубы и в папахе. Он ничего плохого не чувствует. Не чув-ствует! – Подсознание распорядилось или сознание? – Я хочу думать, что подсознание. Сознание требует лаконичности, то есть однообразия волн, и апсихологичности, независимости настроения, психологии от погоды.

    Я думаю, что не шибко подгонял анализ под заведомо известный синтез.

    30 сентября 2019 г.

     

04.04.2022
08:03

О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой

    Плохо я написал, когда она была жива (см. тут). А сегодня смотрю “Временно доступен” на канале ЦТВ и диву даюсь: "- От красоты – плакать. От искусства… - А что . . .

02.04.2022
15:17

О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»

    Сразу скажу: польза в воспитании въедливости. А без неё стало невозможно жить так, чтоб уважать себя, при массовом и повсеместном вранье в политике. Сейчас я в . . .

01.04.2022
19:50

Обидели

    Меня. Я-то себя считаю духовной элитой-по-самоощущению. (Потому по самоощущению, что в науке об искусстве я не принят. Меня даже темные соискатели степени . . .

31.03.2022
14:19

Снявши голову, по волосам не плачут (про Алексея Чичерина, вытесненного из литературы)

      Я так впечатлился своим, вроде бы, открытием, что корёжение натуроподобия происходит от ужасной действительности и под влиянием подсознательного идеала, что . . .

30.03.2022
13:03

Когда же кончится этот кошмар в науке об искусстве?

    Я знаю, когда. Когда совершится прорыв в считывании того, что происходит в мозгу. Уже теперь много могут введением наночипов в мозг человека. Гуглоперевод: . . .

29.03.2022
18:23

Неужели эврика?!.

    ß, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы. Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную . . .

28.03.2022
13:49

Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет

    Почему “Мона Лиза” Леонардо так знаменита? Потому что спецы – а только они и заметили, но большинство молчат – разнесли по всему свету и на все века, что это . . .

27.03.2022
17:36

Любовь к родине

    Получается что: я был не прав когда-то, когда, приходя на вернисажи или в музеи живописи с постоянной экспозицией, ждал, чтоб что-то шибануло мне в глаза? Я тем . . .

26.03.2022
11:49

Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях

    Имею сильно подозрение, что моя идея о наличии подсознательного идеала автора, фиксируемого странностью для времени создания, как мерке наличия художественности . . .

25.03.2022
23:25

Почему я противный такой

    Я вчера – признаюсь – праздник себе устроил (купил наполеон) за обнаружение странностей в очередных трёх картинах Олега Васильева. А сегодня на меня опять нашла . . .

24.03.2022
13:03

Почему я – учитель, не умеющий учить

    Вспоминается такая сцена в институте. Я, довольно быстро соображающий, с несколькими одногруппниками вместе разбирались с каким-то трудным материалом. Читал не . . .

23.03.2022
20:38

Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик

    И я на него, похоже, подсел. Или меня прельщает, что читателям нравится читать о нём? – В общем, я начал новый файл, придумал название, которое вы прочли, и полез в . . .

22.03.2022
22:44

Ещё усмешки Юона

    У меня просто не было слова “расфокус”, когда я отказался разбирать такую репродукцию Юона. Юон. Летний вечер. Лигачёво. 1912. Холст, масло. Смысл этого слова для . . .

21.03.2022
22:59

Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу

    А вдруг я ошибся? Вчера, случайно, мне привелось (см. тут) как бы разбить ладонью очередной кирпич. Я взял первый подвернувшийся натюрморт Юона и – с большим трудом . . .

20.03.2022
14:13

Люблю себя озадачить. Например, абы где увидеть, что Юон – насмешник

    Мне как-то (см. тут) привелось – с подачи Эфроса – убедиться, что Юон, никогда не имея вдохновения (подсознательного идеала, по-моему), но, зная, что оно бывает, . . .

16.03.2022
18:17

Маюсь

    Мне человека два попеняли, что я эмоционально пишу статьи. Это-де не пристало учёному. На последний выпал я ответил так: "Без исповедальности не выйдет. А без . . .

14.03.2022
18:37

Неужели же я так и не облажаюсь с этим Олегом Васильевым?

    Сперва я сочинил это название, потом пришёл домой, вписал название в новый файл и стал искать очередную якобы реалистическую репродукцию. А пока шёл домой, . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100