TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.04.2022
17:33

Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)

    Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: “Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”? А я всюду хочу протащить влияние . . .

06.04.2022
15:50

Признаю: я доведён до какой-то крайности…

    Доводит меня (смейтесь) неприятие искусство- и литературоведами художественности по Выготскому: что это подсознательный идеал. 57 лет прошло, как опубликована . . .

05.04.2022
21:47

Боже! Ну что мне так не везёт?

    Мне не удаётся наткнуться на современное художественное произведение, в котором бы чувствовалась тайна. И я вспомнил, что когда-то премного удивил себя, . . .

04.04.2022
08:03

О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой

    Плохо я написал, когда она была жива (см. тут). А сегодня смотрю “Временно доступен” на канале ЦТВ и диву даюсь: "- От красоты – плакать. От искусства… - А что . . .

02.04.2022
15:17

О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»

    Сразу скажу: польза в воспитании въедливости. А без неё стало невозможно жить так, чтоб уважать себя, при массовом и повсеместном вранье в политике. Сейчас я в . . .

01.04.2022
19:50

Обидели

    Меня. Я-то себя считаю духовной элитой-по-самоощущению. (Потому по самоощущению, что в науке об искусстве я не принят. Меня даже темные соискатели степени . . .

31.03.2022
14:19

Снявши голову, по волосам не плачут (про Алексея Чичерина, вытесненного из литературы)

      Я так впечатлился своим, вроде бы, открытием, что корёжение натуроподобия происходит от ужасной действительности и под влиянием подсознательного идеала, что . . .

30.03.2022
13:03

Когда же кончится этот кошмар в науке об искусстве?

    Я знаю, когда. Когда совершится прорыв в считывании того, что происходит в мозгу. Уже теперь много могут введением наночипов в мозг человека. Гуглоперевод: . . .

29.03.2022
18:23

Неужели эврика?!.

    ß, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы. Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную . . .

28.03.2022
13:49

Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет

    Почему “Мона Лиза” Леонардо так знаменита? Потому что спецы – а только они и заметили, но большинство молчат – разнесли по всему свету и на все века, что это . . .

27.03.2022
17:36

Любовь к родине

    Получается что: я был не прав когда-то, когда, приходя на вернисажи или в музеи живописи с постоянной экспозицией, ждал, чтоб что-то шибануло мне в глаза? Я тем . . .

26.03.2022
11:49

Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях

    Имею сильно подозрение, что моя идея о наличии подсознательного идеала автора, фиксируемого странностью для времени создания, как мерке наличия художественности . . .

25.03.2022
23:25

Почему я противный такой

    Я вчера – признаюсь – праздник себе устроил (купил наполеон) за обнаружение странностей в очередных трёх картинах Олега Васильева. А сегодня на меня опять нашла . . .

24.03.2022
13:03

Почему я – учитель, не умеющий учить

     

    Вспоминается такая сцена в институте. Я, довольно быстро соображающий, с несколькими одногруппниками вместе разбирались с каким-то трудным материалом. Читал не я, слушал. И вдруг одна девушка говорит: “А я это не поняла”. Я принялся ей объяснять, одновременно проверяя верность того, что я понял. И все со вниманием слушали, потому что полезно. Я кончил. Все удовлетворённо кивнули. А та: “Я всё равно не поняла”. Я хотел повторить объяснение, и все были не против (повторение – мать учения). Но вмешался один протестующий: “Ты объясняешь со скоростью своего соображения. Ты понял и двигаешься дальше. А у неё не такая скорость. Ты двинулся дальше, а она осталась на том же месте и в итоге не понимает всё”. И он медленнее ей объяснил. И она поняла.

    Так мы были одногруппники и, в общем, синхронно двигались по знанию. А как быть мне-просветителю, если я много-много времени уделил самообразованию. То есть ушёл далеко. И как мне теперь подтягивать к своему уровню отставшего читателя? Да ещё и без непосредственного контакта… – Мне надо угадать, что он уже знает (как-то самообразовался), и оттуда плясать. – Такое мыслимо, если материал самообразования у меня с ним в общем один и тот же. Но я чётко знаю, что у меня он резко не такой, как у большинства, что-то читавших. – тогда не знаю…

    Рискую так и остаться непонятым.

    Попробовать в курс ввести?..

    Во-первых, предлагаю допустить, что вдохновение – это подсознательный идеал.

    Во-вторых, что типов таких идеалов очень мало (грубо 6), и они сменяют друг друга в одном и том же порядке (как Черчилль, кажется, сказал, что в молодости все революционеры, а в старости – консерваторы). То есть их можно описывать, каждого, одинаковыми словами. То есть мыслима формула подсознательного идеала имярек.

    Я предлагаю согласиться (хотя бы на время чтения этой статьи), что формулой импрессионизма является: “хвала абы какой жизни”, а формулой постимпрессионизма: “побег из Этого мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие”. Радость от последнего лишь в том, что можно дать (восприемнику – почуять) иномирия этого образ.

    Жизнь плоха для обладателей обоих мироотношений. Но первый ещё как-то держится (хвала – цветом, да не просто, а несмещиваемым, открытым, точками {смешивание происходит в глазу и мозгу зрителя}). А Хиросигэ хвалит – нарочито изысканными и яркими оттенками. Ультраразочаровашийся же (оппонент лже-, мол, утешителя-импрессиониста) – из протеста – точки растягивает в линии (Ван Гог), в площади (Гоген). Сезанн вообще изображение в кашу превращает, в которой гору от неба не отличишь: всё – мазки разноориентированные.

    То есть Хиросигэ и Ван Гог – в чём-то полярные художники.

    А теперь посмотрим, как другой первого передразнивает, выражая себя, а не его.

    Хиросигэ. Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ. 1857. Гравюра.

    Ван Гог. Мост под дождем. 1887.

    Почему абы какая жизнь у Хиросигэ? – Внешне, в действительности, потому что Япония – место очень трудной жизни. (Франция для импрессионистов тоже стала местом очень трудной жизни, потому что та очень убыстрилась, и не умеющие приспосабливаться – буквально голодали, как Моне). В Японии же смертоносные вулканы, тайфуны. Вон – дождь тропический на гравюре. Это тематически, литературно, так сказать. Живописно это выражено лаконизмом. Всё имеет свой цвет: туча – чёрный, река – оттенок зелёного, настил моста – жёлтый, опоры – коричневый. Сухость, ограниченность. А чем в гравюре хвала этой абы какой жизни выражена? – Яркостью тонов.

    Теперь Ван Гог.

    В чем дан образ метафизического иномирия? – Тем, что всё состоит, как мир из молекул, из штрихов. И вода на земле, и вода в воздухе. В этом мире такого нет.

    4 февраля 2022 г.

     

23.03.2022
20:38

Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик

    И я на него, похоже, подсел. Или меня прельщает, что читателям нравится читать о нём? – В общем, я начал новый файл, придумал название, которое вы прочли, и полез в . . .

22.03.2022
22:44

Ещё усмешки Юона

    У меня просто не было слова “расфокус”, когда я отказался разбирать такую репродукцию Юона. Юон. Летний вечер. Лигачёво. 1912. Холст, масло. Смысл этого слова для . . .

21.03.2022
22:59

Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу

    А вдруг я ошибся? Вчера, случайно, мне привелось (см. тут) как бы разбить ладонью очередной кирпич. Я взял первый подвернувшийся натюрморт Юона и – с большим трудом . . .

20.03.2022
14:13

Люблю себя озадачить. Например, абы где увидеть, что Юон – насмешник

    Мне как-то (см. тут) привелось – с подачи Эфроса – убедиться, что Юон, никогда не имея вдохновения (подсознательного идеала, по-моему), но, зная, что оно бывает, . . .

16.03.2022
18:17

Маюсь

    Мне человека два попеняли, что я эмоционально пишу статьи. Это-де не пристало учёному. На последний выпал я ответил так: "Без исповедальности не выйдет. А без . . .

14.03.2022
18:37

Неужели же я так и не облажаюсь с этим Олегом Васильевым?

    Сперва я сочинил это название, потом пришёл домой, вписал название в новый файл и стал искать очередную якобы реалистическую репродукцию. А пока шёл домой, . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100