TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.03.2022
11:49

Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях

    Имею сильно подозрение, что моя идея о наличии подсознательного идеала автора, фиксируемого странностью для времени создания, как мерке наличия художественности в произведении искусства разойдётся* с указанным проектом указа. Ведь эта идея – акцентирование одного нюанса теории художественности по Выготскому, который писал:

    "…искусство находится в очень сложных отношениях с моралью, и есть все вероятия думать, что оно скорее и чаще вступает с ней в противоречие, чем идет с ней в ногу” (http://www.modernlib.ru/books/vigotskiy_vigodskiy_lev_semenovich/psihologiya_iskusstva/read_38/).

    Речь по умолчанию о неприкладном искусстве, когда подсознание автора заставляет рождающийся текст “сказать” ЧТО-ТО, словами невыразимое.

    С искусством прикладным проще. Оно призвано усиливать, в общем-то, знаемые переживания. У них отношения с моралью простые: они явно (нет неопределённого ЧТО-ТО) за или против традиционной нравственности. Это искусство рождается от сознания, неприкладное – от подсознательного идеала. Поэтому то, что от сознания, можно назвать искусственным, а что от подсознательного идеала – естественным (каждый пишет, как он дышит, - сокращая текст Окуджавы).

    И надо не смешивать с подсознательным идеалом, что в любом искусстве есть работа подсознания, обеспечивающая то, что в каждом элементе произведения, как вкус моря в каждой капле моря, есть цель целого (эстетическое качество).

    Всё это настолько тонкие вещи, что они вряд ли улягутся в прокрустово ложе указа.

    И самое опасное, что неприкладное искусство имеет функцию (больше ничто такой не имеет, кроме личного примера), - функцию непосредственного и непринуждённого испытания сокровенного мироотношения человека с целью совершенствования человечества. – Кто-то, но не большинство, может сломаться.

    Естественных (подсознательных) идеалов, грубо, 6 типов. И они, тоже грубо, исторически изменяясь, плавно превращаются друг в друга в одной и той же последовательности, грубо, по кругу от индивидуализма к коллективизму и обратно. Но в разные эпохи их именовали по-разному. Например, стилями и около XIV-XVII веков: 1) Раннее Возрождение, 2) не имеющий названия экстремистский стиль того, что Лосев назвал обратной стороной титанизма, 3) Высокое Возрождение, 4) Позднее Возрождение, 5) маньеризм, 6) барокко.

    Посмотрим на Указ конкретнее и в применении к естественным идеалам автора.

    *

    "…обеспечивающие гражданское единство”.

    Ему не соответствуют типы 1, 2 и 4. Это мещанский тип, Личная Польза, моя хата с краю. Это крайне аморальный, сверхчеловеческий тип. Это тип трагического героизма при расколе. (Вообще никакого раскола не бывает только при гармоничных типах идеалов – 3 и 6. Надо сказать и то, что чем ближе к современности, тем скорость смены типов идеалов растёт и теперь они сосуществуют все одновременно.)

    *

    "К числу традиционных ценностей относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России”.

    Этому полностью не соответствует тип 2. Потому что смещает соотношение Зла к Добру в художественных моделях в пользу зла (5/8 к 1/8) в надежде на активизацию каких-то внутренних резервов сопротивления злу. Такого испытания заметное число людей не выдерживают, например, эпидемия самоубийств от "Вертера” Гёте, от "Санина” Арцыбашева. Оправдывает философский (недейственный) уклон – бегство в метафизическое иномирие, в нирвану.

    Этому в указе частично не соответствуют типы 1, 4 и даже 5 для индивидуалистической стороны раскола (Вазари. Венера и Амур).

    *

    "…реализуется в сферах культуры…”. Надо бы добавить: за исключением произведений неприкладного искусства.

    *

    "чуждой российскому народу… вседозволенности”. Она не чужда и допустима – в понимании слова “воля”, уходящем в художественном произведении (т.е. в неприкладном искусстве) в философский (недейственный) уклон.

    *

    "обеспечение морального лидерства России в международных отношениях как хранителя традиционных общечеловеческих ценностей”. Я б дополнил словами: “и открывателя перспективы поднятия всех до уровня аристократии введением в литературо- и искусствоведение понятия “подсознательный идеал” в качестве заменителя понятия “художественность”.

    6 февраля 2022 г.

    *- По данным координатора клуба “Улица правды” 50% театральных руководителей являются представителями либералов и категорически против указа. А 50% за в том смысле, что нужно организовать профессиональный совет, чтоб он распоряжался и распределением бюджетных денег и оценкой качества изготовленной на эти деньги продукции.

    Так, вообще-то говоря, развитый художественный вкус предполагает, что он-то ЧТО-ТО, словами невыразимое, почует. И я, скажем так, не буду таким человеком оценён как плохой блогер. Но какова вероятность, что люди со вкусом попадут в профессиональный совет?

    17.02.2022.

25.03.2022
23:25

Почему я противный такой

    Я вчера – признаюсь – праздник себе устроил (купил наполеон) за обнаружение странностей в очередных трёх картинах Олега Васильева. А сегодня на меня опять нашла . . .

24.03.2022
13:03

Почему я – учитель, не умеющий учить

    Вспоминается такая сцена в институте. Я, довольно быстро соображающий, с несколькими одногруппниками вместе разбирались с каким-то трудным материалом. Читал не . . .

23.03.2022
20:38

Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик

    И я на него, похоже, подсел. Или меня прельщает, что читателям нравится читать о нём? – В общем, я начал новый файл, придумал название, которое вы прочли, и полез в . . .

22.03.2022
22:44

Ещё усмешки Юона

    У меня просто не было слова “расфокус”, когда я отказался разбирать такую репродукцию Юона. Юон. Летний вечер. Лигачёво. 1912. Холст, масло. Смысл этого слова для . . .

21.03.2022
22:59

Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу

    А вдруг я ошибся? Вчера, случайно, мне привелось (см. тут) как бы разбить ладонью очередной кирпич. Я взял первый подвернувшийся натюрморт Юона и – с большим трудом . . .

20.03.2022
14:13

Люблю себя озадачить. Например, абы где увидеть, что Юон – насмешник

    Мне как-то (см. тут) привелось – с подачи Эфроса – убедиться, что Юон, никогда не имея вдохновения (подсознательного идеала, по-моему), но, зная, что оно бывает, . . .

16.03.2022
18:17

Маюсь

    Мне человека два попеняли, что я эмоционально пишу статьи. Это-де не пристало учёному. На последний выпал я ответил так: "Без исповедальности не выйдет. А без . . .

14.03.2022
18:37

Неужели же я так и не облажаюсь с этим Олегом Васильевым?

    Сперва я сочинил это название, потом пришёл домой, вписал название в новый файл и стал искать очередную якобы реалистическую репродукцию. А пока шёл домой, . . .

13.03.2022
13:06

Не могу отделаться

    Хорошо, - говорит мне адвокат дьявола, - тебе посчастливилось (см. тут) отказать в разборе картине “Север России. Паводок”, т.к. она – предшественник “Высокой . . .

12.03.2022
22:58

Я попал в ловушку под названием Олег Васильев

    Мне удалось феерическим образом истолковать как ницшеанство несколько на первый взгляд, так сказать, реалистических картин. Я начинал писать статью за статьёй, . . .

11.03.2022
22:33

Вот это уж точно не удастся разгадать

    Вот эту картину. Васильев. Высокая вода. 2006. Холст, масло, карандаш. Сказал я так из-за чёткого указания самого Олега Васильева на картину “Дом на Анзере” (1965) как . . .

09.03.2022
19:08

К годовщине освобождения Ленинграда

    Я думаю, что, если что Россию спасёт, это правда. А касательно Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича правда состоит в том, что – так у меня получилось с . . .

08.03.2022
17:52

Чувствую себя дураком

    Чувствую себя дураком перед некоторыми картинами Олега Васильева. И как-то обидно. Наверно, потому, что числю за собой тысячи разгаданных скрытых смыслов других . . .

07.03.2022
19:37

Чем Олег Васильев поражает

    Я неправильно выбрал название, но не хочу менять его универсальный смысл. Неправильно потому, что первая же картина, на которую я наткнулся при очередном подходе . . .

06.03.2022
15:37

Эскапизм, в переводе – бегство из действительности

    Бегство – в пейзаж своей прекрасной души (как и полагается лишенцу-романтику, например, в лес). Слушать https://www.youtube.com/watch?v=usu2zFxsEjU . Что мой двоюродный брат глубоко . . .

05.03.2022
21:31

Статья, в которой я хотел вообще молчать, но не вышло

    Художник Юрий Ващенко. Кадры из программы “Искусственный отбор” на канале “Культура” 25 января 2022. "Я помню, что я шёл по улице, падал снег. И было так . . .

04.03.2022
23:49

Как Шостакович не предал себя

    Заглавие я придумал, а наберётся ли материал для статьи, я не знаю. Потому что как-то принято у нас мутить. А я мути не признаю. Это как один литовец, архитектор, . . .

02.03.2022
13:12

Это не высасывание из пальца…

    Знаете, что такое бритва Оккама? – "Не следует умножать сущности сверх необходимости”. Оккам считал, что всем распоряжается Бог, это просто, и не нужно лезть в . . .

01.03.2022
23:38

Ну что с него взять, с Олега Васильева, он убогий: у Бога 24 января

    Я, наверно, и сам убогий. У меня, как у наивного ребёнка, огромное доверие, что, если я что у знаменитого художника не понимаю что-то пока, то виноват я, а не он, раз он . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100