TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.02.2022
06:46

Не зарвёмся, так прорвёмся

    Я поверю нескольким словам Тынянова в 1924 году. Таким: "В “воровской лирике” Сельвинский — это Бабель в стихах” (http://www.philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/ist18.htm#_w50). А Бабель (см . . .

23.02.2022
17:22

Статья из почти одних ругательств

    Включил канал “Культура”, а там фильм начинается – “Небо. Самолёт. Девушка” (2002) Веры Сторожевой. – Взял и начал смотреть. Даже звукозапись плохая оказалось . . .

22.02.2022
12:31

Как я чуть не сломал голову

    -Я испортился, наверно.

    Начинал я с того, что пересказывал пацанам толстенные шпионские книги. Такая одна была “Тайна профессора Бураго”. Я ради неё в читальню записался. Она печаталась во время войны в газете (забыл какой). Читать такие газеты можно было только в читальне. Пацаны готовы были идти на конфликт с мамами, звавшими идти спать. Чтоб нас не нашли мы залезали на липу одну, она была очень густая и для взгляда из окон нашего дома совершенно скрывала нас. А в пионерском лагере раз пацаны решили не идти на обед, чтобы слушать.

    Но, оказалось, что я склонен делиться всем, что узнавал нового. А интересы мои изменялись. Мне стал нравиться разбор произведений искусства. И я стал писать. А как найти читателей? Иногда собирал кружок. Но это были исключения. Получалось, что пишу в стол. – Так я отучился от непосредственного общения с восприемниками. А интересы в этой области усложнялись. И я совсем оторвался от своих потенциальных читателей, которых продолжал мыслить простыми людьми, лишь случайно интересующимися, что этим всем автор произведения хотел сказать.

    Появление интернета не спасло положения, потому что меня стала интересовать такая сложность, что, перечитывая прежде написанное, я иногда могу понять сам себя только будучи в ударе.

    Вот и сейчас…

    Стал я читать Тынянова 1924 года о поздней Ахматовой. – Ну головоломка для меня и всё тут. Я даже не могу понять его мысль: испортилась поэтесса или нет. Или он сказал, что она было испортилась, но спаслась… – Ну предположу, что последнее.

    А разбираться в сложном я теперь могу только немедленно записывая, что ж я понял. (Такое в принципе может оказаться понятным и простому читателю.) Вот я этим и займусь.

    Итак, сперва (1913) Ахматова писала паузниками. (Пауза обозначается так: ^.)

    "…когда Ахматова начинала, она была нова и ценна не своими темами, а несмотря на свои темы… тема была интересна не сама по себе, она была жива каким-то своим интонационным углом, каким-то новым углом стиха, под которым она была дана; она была обязательна почти шепотным синтаксисом… Был новым явлением ее камерный стиль, ее по-домашнему угловатое слово; и самый стих двигался по углам комнаты — недаром слово Ахматовой органически связано с особой культурой выдвинутого метрически слова (за которой укрепилось неверное и безобразное название “паузника”). Это было совершенно естественно связано с … как бы новой перспективой и вели Ахматову к жанру “рассказов” и “разговоров”, не застывшему, не канонизованному до нее; а эти “рассказы” связывались в сборники — романы (Б. Эйхенбаум)” (Тынянов).

    Потом:

    "Стих стареет, как люди, — старость в том, что исчезают оттенки, исчезает сложность, он сглаживается — вместо задачи дается сразу ответ. В этом смысле характерным было уже замечательное “Когда в тоске самоубийства...” [1917]. И характерно, что стих Ахматовой отошел постепенно от метра [так он тут паузник называет], органически связанного с ее словом вначале” (Там же).

    Соображения по второй цитате.

    1) Оттенок и сложность, выраженная паузой в стихотворении 1913 года, заключается в усилении ненависти к мещанской стороне просто бражничания и просто блуда, без глубины переживания (см. тут), доходящего до Абсолюта. А Абсолют потребен, - как мне стало ясно много после первого подхода к этому произведению, - как образ того метафизического иномирия, куда хочется бежать под влиянием такого, - подсознательного! – ницшеанского идеала из трижды скучного Этого мира, столь наполненного Злом в виде бражничества, блуда и мн. др.

    2) Почему надо замечательным называть стихотворение непаузник, потому лишённое оттенков и сложности? И почему это пример старения паузника у Ахматовой?!

    3) Смею подумать, что Тынянов просто не нашёл слов изменению в этом стихотворении самого подсознательного идеала Ахматовой (см. тут), - изменению в идеал барокко, может, и временного. (Хоть я и не умею объяснить, как можно было из ницшеанства измениться в барокко, в совсем не экстремистский идеал. Понятно, когда крайности сходятся: из индивидуалистского ницшеанца, например, в коллективистский экспрессионизм.)

    .

    Я толсто намекаю, читатель, чтоб вы отправились по ссылкам узнавать подробности, хоть и не принято так обращаться с современной публикой. Но… Смею думать, что обычная публика ко мне не заходит.

    .

    Дальше Тынянов берёт стихотворение “Лотова жена” (1924) и его безоговорочно хвалит:

    "Стихи выровнялись, исчезла угловатость; стих стал “красивее”, обстоятельнее; интонации бледнее, язык выше; библия, лежавшая на столе, бывшая аксессуаром комнаты, стала источником образов:

    Взглянула — и, скованы смертною болью,

    Глаза ее больше смотреть не могли;

    И сделалось тело прозрачною солью,

    И быстрые ноги к земле приросли” (Там же).

    Так где была угловатость: в 1913-м или в 1917-м?

    Предположим, в 1913-м, с паузами. Он из-за паузы 4 раза слово с корнем “угл” применил? В 1924-м и тире не создаёт паузу? Без пауз красивее? Вот что можно проверить – "язык выше”.

    Сколько высоких слов в 1913-м? – 2: "облакам”, “сердце”. А низких? – "бражники”, “блудницы”, “невесело”, “Томятся”, “куришь черную трубку”, “дымок”, “узкую юбку”, “забиты”, “гроза”, “кошки”, “тоскует”, “смертного”, “танцует”, “аду” - 17.

    А высоких в 1924-м? – "праведник”, “Бога”, “светлый”, “красные”, “пела”, “высокого”, “родила”, “прозрачною”, “быстрые”, “мнится” – 10. А низких? – "черной”, “тревога”, “смертною болью”, “приросли”, “оплакивать”, “утрат” – 7.

    Выходит, Тынянов прав.

    13 января 2022 г.

21.02.2022
12:57

Моя китайская месть искусствоведам

    Я во вражде с ними, так как с момента выхода в свет “Психологии искусства” Выготского в 1965 году по сей день я не встретил ни одной работы, руководствующейся . . .

19.02.2022
13:33

По наводке

    Я эту статью начинаю писать по такой наводке: "Только тупость и невежество, полное непонимание, с кем они [советские киноначальники] имеют дело… при всех . . .

18.02.2022
20:02

Одна, но пламенная страсть

    У меня теперь одна, но пламенная страсть: представить себе, почему так тупо хвалят тех художников, кто разрешает себе делать ужасные отклонения от натуроподобия . . .

16.02.2022
18:57

Грызёт меня неопределённость около искусства

    Грызёт меня неопределённость произведения искусства. Точнее, неопределённость не его самого, а моего состояния перед ним. Передо мной во весь рост стал вопрос об . . .

16.02.2022
11:01

Как Шостакович дошёл до жизни такой

    Я влез в мироотношение Шостаковича времени Второй симфонии его (см. тут). И мне подумалось, что докатиться до такой крайности, как ницшеанство – это ж надо . . .

14.02.2022
20:43

Ну в упор не видят и не слышат

    Я только что получил упрёк, что уделяю время художникам, не умеющим рисовать (не стану повторять то ругательство, - аж такого слова я никогда слышал, - какое . . .

13.02.2022
12:31

Мог ли Георгий Рублёв дать на выставку «Сталина в кресле», выполненного, словно, говорят, Матисс написал?

    Мог ли Георгий Рублёв дать на выставку “Сталина в кресле” (см. тут), выполненного в 1933 году, словно, говорят, Матисс написал? – Мог. По той же причине, какую я . . .

12.02.2022
21:44

Было за что преследовать учительницу, читавшую стихотворение Введенского?

    Вот само стихотворение (1934 года): Мне жалко что я не зверь, бегающий по синей дорожке, говорящий себе поверь, а другому себе подожди немножко, мы выйдем с собой . . .

11.02.2022
13:40

Что-то художник явно мне сказал. Что?

    Бродил по интернету и вдруг… Эрик Булатов. Картина и зрители. 2011 – 2013. Волна тоски хлестнула: какая бледнопись!.. А как ярко в настоящей жизни!... Картинное небо у . . .

09.02.2022
23:05

Я охаял Шостаковича в опере «Нос» и не жалею

    Я охаял Шостаковича в опере “Нос” (см. тут) и не жалею. Не жалею, потому, что нашёл подтверждение музыковеда (как его понял я, музыкального образования не имеющий) . . .

06.02.2022
14:54

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

06.02.2022
14:52

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

03.02.2022
19:10

Что-то не идёт из головы Андрей Хржановский

    Сильно я его обидел в статье (см. тут) о фильме “Нос, или Заговор “не таких””, отлучив фильм от искусства… Всё вот думаю: хорошо, он страстный антисоветчик, а за . . .

02.02.2022
19:17

Я, пожалуй, обидел кинорежиссёра Хржановского

    Отлучил я (см. тут) его фильм “Нос, или Заговор “не таких”” – как кинопублицистику – от искусства даже прикладного. Которое считаю второсортным за то, что . . .

01.02.2022
18:46

Чиканутый?

    Это я про себя, не про Пушкина. – Дело в том, что я породил себе несколько воззрений, и, кажется, способен, вот, дойти до нехороших степеней в их применении. Одно, что . . .

31.01.2022
10:49

А на самом деле…

    Было так. Я сижу, читаю заумную книгу. Еле понимаю. И вдруг – такое: "…когда сознание держится близ границы перехода и не совсем чуждо восприятию двойственному, . . .

29.01.2022
19:41

Мистика какая-то…

    В ком из российских литературоведов я не чувствую стихийного приятия того, что вдохновение это наличие подсознательного идеала, те оказываются – да простится . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100