Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
15.05.2021 |
|
||
14.05.2021 |
|
||
13.05.2021 |
|
||
12.05.2021 |
|
||
12.05.2021 |
|
||
12.05.2021 |
|
||
11.05.2021 |
|
||
09.05.2021 |
|
||
08.05.2021 |
|
||
07.05.2021 |
|
||
06.05.2021 |
Можете бросить в меня камень за Матисса
|
||
05.05.2021 |
|
||
04.05.2021 |
|
||
03.05.2021 |
|
||
02.05.2021 |
|
||
01.05.2021 |
|
||
30.04.2021 |
Опять этот непонятный Бродский… Открыть художественный смысл очередного произведения, вероятно, искусства очень занимательно. Это как решать и решить трудную задачу. Только и разница, что задачу-то учитель даёт точно решаемую, а вот что произведение окажется художественным – вопрос. Я с удовольствием вспоминаю школу. Михаил Никитич, директор школы, был нашим математиком. Он любил устраивать соревнование по геометрии и алгебре – на интерес: кто раньше решит. Я часто бывал в победителях. С художественным смыслом всё гораздо веселей. Потому что есть теория, следствие из которой гласит, что художественный смысл нельзя процитировать, если это произведение литературы (в живописи и музыке в него нельзя указать). И очень многие до такого не могут дорасти в своём эстетическом развитии. Именно дорасти, потому что естественно кажется, что такое невозможно, что это чушь. К тому же в школе этому не учат. А что особенно любопытно – я на себе замечал – даже и зная это, это очень трудно открыть в конкретном акте постижения произведения искусства. Делу могло б помочь признание целесообразности такого теоретического допущения как подсознательный идеал автора, проявляющий себя в “текстовых” странностях, являющихся странностями для времени создания произведения. Но признания не происходит из-за того, что допущение кажется не научным, странности – не поддающимися объективному подходу. Ну и есть какая-то прелесть показать, что, например, стихотворение Бродского по словам в тексте являющимся каким-то патриотическим, что ли: "…нос кверху на фоне безликой толпы, то есть нас… Потом откроешь сборник его стихов — пахнет чем-то магическим, затянет, и прощаешь все” (тут): "Как славно вечером в избе”, - какая прелесть показать, что всё не так. Что читатель-патриот повёлся на ложный ход и не заметил тут же отыгрыша обратно ("запутавшись в своей судьбе”)…
А на самом деле, что тут чему противополагается? С одной стороны – причинный мир, который строен, с чёткой иерархией ""низвергнут!", "вознесен!"”, вопреки "Столпотворению”. Строен он потому, что, в общем, познаваем усилиями "содержательных мужчин”, а так же, если вмешаются знающие правила "педагог”, “группа ангелов”, “Бог”. С этой же стороны суждение обо всём этом как "о мире сволочном”. А с другой стороны – нежелание "сердце обнажить”. Ибо оно имеет идеал радикально противоположный (наверно, подсознательный, раз смотрите, как невнятно определяется). Которому "славно” “запутавшись”, “случайную” и не сработавшая мышеловка (ещё одно нарушение порядка). И что тут со временем? Тут надо переходить к тому, что слышно. И к понятию музыка послеантичного времени. Она – эмоциональна, с одной стороны, и вся – на фоне неслышимого, но воображаемого метра, со стороны другой: "…"незвучащая" пульсирующая непрерывность музыкального процесса, выполняющая несущую функцию в становлении целостного музыкального материала” (Аркадьев. https://imwerden.de/pdf/arkadjev_vremennye_struktury_novoevropejskoj_muzyki_1993_text.pdf). Ритм на её фоне (упорядоченном) несёт эмоцию, то, что в Этой жизни. А в античности было не так. Ритм нёс запоминательную функцию. Время как бы останавливалось. Древний грек в своей зависти вседозволенности богов словно уравнивался с ними, будучи вырван при слушании рапсода из самой обязывающей реагировать жизни, из времени. Вот именно эта, останавливающая, функция чуется в этих неупорядоченных звуках ("слушать… треск лучин… [и] как разбушевалась мышь”), совершенно не привязанных к причинной жизни в Этом "сволочном” мире. Бродский, не осознавая, дал образ своего подсознательного идеала, метафизического иномирия. Какой, к чёрту, русский патриотизм… Но ценность этой поэзии огромная. За тонкость переживания контакта подсознаний автора и восприемника ("пахнет чем-то магическим”), за редкостность случаев предоставления автором принципиальной возможности такого контакта. – Не зря в этот раз дали Нобелевскую премию. 23 марта 2021 г.
|
||
29.04.2021 |
|
||
28.04.2021 |
|
||
27.04.2021 |
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"