TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.05.2021
11:00

Против Дмитрия Быкова 13

    Я поймал себя на том, что поступаю с Быковым так, как Владимир Соловьёв на передачах “Вечер с Владимиром Соловьёвым”. Он прерывает либералов на каждой мысли, с . . .

14.05.2021
15:35

Переворот с Кандинским?

    На днях похвастал перед дочкой, что кое-что открыл о Кандинском. И спросил: знаешь, кто это? – У неё высшее экономическое образование. Даже два: почти советское и канадское. Даже и третье есть – психологическое. – Тем не менее, она не знает, кто это.

    Так вот я пишу для тех, кто эту фамилию знает.

    Это будет итог моих с Кандинским 13-ти разбирательств. (Я постепенно его раскрывал для себя.)

     

    Я теперь не могу найти, где, но я прочёл, что решение бросить юриспруденцию у Кандинского совпало с получением каких-то средств, позволивших ему как бы уйти из обычной жизни и заняться искусством, той областью духа, в которой ещё можно было надеяться на прогресс, несмотря на отсутствие духовности и тут сплошь да рядом. Передвижники страдали за народ, и это была чуть не публицистика и иллюстраторство знаемого, а не искусство. Символисты и религиозные обновленцы мечтали за народ, и это была безнадёга и тоже едва ли не иллюстраторство такого знаемого, как мечта. А Кандинский верно чуял, что большое искусство в принципе имеет дело с незнаемым, но всё же как-то постигаемым (мы теперь просто скажем: с подсознательным, но всё же выражаемым “текстом” идеалом автора и с подсознательным же каким-то восприятием этого восприемником) и по сравнению с другими сторонами жизни, может, имеющим перспективу. Эстетический утопизм такой. Впоследствии Кандинский его графически обрисовал. Это треугольник. Внизу самые неразвитее люди. Вверху – самые развитые. И треугольник движется во времени, скажем, слева направо и вверх. И пересекает некую горизонталь духовности. И всё больше людей оказываются настоящим искусством приобщёнными к духовности. И всё это, пребывая не в жизни, а в условности, совершенно не касается жизни.

    А в жизни Кандинский ко времени обретения финансовой независимости абсолютно разочаровался. Может, не вполне осознавая, степени Абсолюта. Оттого его собственный подсознательный идеал будущего художника стал ницшеанским – принципиально недостижимым метафизическим иномирием.

    Согласуй он свою жизнь с ним, ему б надо было покончить с собой. Но эстетический утопизм + финансовая независимость оставили его жить и вести себя с ненавистным человечеством дипломатически. А именно: словесные объяснения нам, что с ним происходит и куда его влечёт в искусстве, которым он занялся, стали – если честно – мало вразумительными.

    Предметы, изображениями которых художники выражают свой дух, ради выражения этого иномирия надо распредметить. А переживания, которые музыка умеет передавать звуками, будучи изображены тоже беспредметно, тоже окажутся уничтожаемыми – ради выражения того же иномирия.

    Например, надо уничтожить памятное по юности торжество колокольного звона московских соборов. Беспредметная ассоциация: волны ударов раскачивающихся языков об устье колокола одного, другого. На колокольне одной другой… Что-то такое:

    Я подобное выделил

    из вот этой акварели Кандинского

    Кандинский. Москва. 1915. Бумага; акварель, тушь, карандаш.

    Зачёркивания в картине этих мысленных треков колокольных языков способствует уничтожению памяти о том звоне. Так же работают проступающие фоном этим трекам фрагменты колоколен и садов.

    Шагом к распредмечиванию себя и жены, теперь разведённых, а когда-то бывших счастливыми, раз поженились в Москве,

    Кандинский. Москва. 1915. Бумага; акварель, тушь, карандаш.

    является теперь втискивание изображений себя в виде муравьёв каких-то. А развоплощнение памяти о чувстве взаимности производится взлетающими до неба и соединяющимися линиями, вроде треков языков колокольного звона.

    А колокольный звон, развоплощён в линии не как видимые волны, а как слышимые нарастающие и опадающие гулы, как холмы. Дуги выгнуты вверх, а не вниз, как в предыдущем варианте.

    И - выражено метафизическое иномирие, а не воспоминание о бывшем счастье (оно-то недолго длилось).

    Кандинского не удовлетворило, видно, что весёленнькие красные и оранжевые цвета не утратили выражения оптимизма полностью, будучи привязанными, не понятно к каким объектам. Человеконенавистническому мироотношению ницшеанства это не годилось. Поэтому он погрузил всё в преимущественно холодные тона.

    Кандинский. Москва. Красная площадь. 1916. Холст, масло.

    А сходящиеся и взлетающие линии прежних вариантов заменил на расходящиеся. Что-то похожее на взрыв. - Известное по Чехову выражение предвзрыва, наводящее на чуяние, что взрыв будет такой силы, что вышвырнет всё в иномирие.

    И вся конкретика, что вы прочли, является опытом выявления, ЧЕМ выражено ЗАЧЕМ. Причём ЗАЧЕМ - внеэстетическое, подсознательный идеал, духовное, нецитируемое. И формалисты, привыкшие к отрешению всего, что не КАК сделано, обидятся: где рассмотрение энергии линии, силы и точности руки мастера* и т.п. - Безотносительно к тому, что выражает энергия линии и т.д.

    То есть и заявление, что я понял такую-то картину Кандинского, угадал, каким подсознательным идеалом её создание было вдохновлено, не сделает меня своим в среде художников.

    Ну тем паче меня не примут те, кто высосал из своего пальца, что Кандинский в перед войной "…открыл способ запечатлевать светоносный и духовный мир, не подвластный тем свойствам материального мира, которые его так угнетали и мучили” (Якимович. ЖЗЛ. Кандинский. М., 2019.)

    Последняя репродукция замечательно опровергает мысль о неподвластности угнетающим свойствам материального мира. Тем более, что Якимович выдумал, что это свадебная картина, тогда как она создана до знакомства Кандинского со свой будущей второй женой (см. тут).

    13 апреля 2021 г.

    *- А вы б попробовали сами похвалить Кандинского за точность руки мастера?

    - Можно. Только слово “точность” я в своём амплуа могу понимать лишь в связи с подсознательным идеалом. Тут – метафизическим иномирием.

    Возьмём дуги с задранными вверх концами.

    Я предположил, что они есть развоплощение волн звуков колоколов, точнее, треков раскачивания языков этих колоколов.

    В натуре эти треки – куски окружностей.

    Так развоплощение их есть не только зачёркивание (что уже обсуждено), но и отступления дуг от правильных окружностей и отступление толщины этих дуг от одинаковости. И в то же время не слишком подчёркнутые отступления.

    Тогда самая точная по развоплощению будет дуга, левый конец которой самый левый.

    15.04.21.

13.05.2021
14:09

Против Дмитрия Быкова 12

    Я выбрал такую тактику критиковать статьи Быкова: дочитаю до какого-нибудь ляпа и пишу свою статью-опровержение. Но этот Быков – как фонтан. Неиссякаем. И . . .

12.05.2021
22:37

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:35

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:33

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

11.05.2021
11:57

Гений художника Тёрнера

    Буду писать так, будто про общепринятое. Если искусствоведение наука, то в ней должны быть формулы. Например. Идеостиль Высокого Возрождения – гармония низкого и . . .

09.05.2021
14:30

Про художника Бугаёва

    Я вошёл в перечень рекомендуемого Яндекс-Дзеном списка статей об изобразительном искусстве и выбрал для чтения статью “Художник Александр Тихонович Бугаёв: . . .

08.05.2021
16:12

Против Дмитрия Быкова 11

    Хорошо иметь дело с умным врагом. Он может здорово озадачить. Тем приятнее над ним победа. Быков умён и озадачил меня конкретикой: "Гоголь искренне пытается . . .

07.05.2021
14:16

Против Дмитрия Быкова 10

    Здорово… Я б наверно задыхался от гнева или руки б у меня дрожали, если бы Быков написал, а я читал его опус о Бабеле много лет назад, когда я ещё не чувствовал себя . . .

06.05.2021
08:58

Можете бросить в меня камень за Матисса

    Я наткнулся на симпатичные слова и репродукцию: "Искусство порой сложно понять, даже на примитивном уровне. Живой пример тому — картина Матисса “Лодка”, по . . .

05.05.2021
10:15

Против Дмитрия Быкова 8

    У Выготского в “Психологии искусства” можно встретить два определения художественности: 1) противоречивость и противочувствия от них и 2) возвышение чувств . . .

04.05.2021
21:48

Предположим…

    Предположим, что Якимович прав, что: "Живопись Кандинского после 1915 года — это именно живопись [иного, чем прежде] человека…” (ЖЗЛ. Кандинский). Если, по . . .

03.05.2021
20:06

Ребус

    Хоть застрелите меня, я не мог представить, что заставило художника Струлёва так исковеркать пейзаж, названный им “Васильковое поле”. Струлёв. Васильковое поле . . .

02.05.2021
08:42

Против Дмитрия Быкова 7

    Чтоб меня понимал любой случайный читатель, я должен представиться: я – эстетический экстремист. Я предлагаю по иному подразделить искусство на прикладное и . . .

01.05.2021
11:49

Против Дмитрия Быкова 6

    С каким-то смущением я приступаю к очередному разоблачению Дмитрия Быкова. Не могу понять себя. Он же не слабак, что нельзя обижать слабых… Слабак скорее я, что . . .

30.04.2021
12:10

Опять этот непонятный Бродский…

    Открыть художественный смысл очередного произведения, вероятно, искусства очень занимательно. Это как решать и решить трудную задачу. Только и разница, что . . .

29.04.2021
11:59

Против Дмитрия Быкова 5

    Меня можно пожалеть. Я так себя жалею. Я загнал себя: как бы обет взял давать примеры намёков на подсознательный идеал автора художественного произведения. А где . . .

28.04.2021
13:35

Против Дмитрия Быкова 4

    Что я буду против Быкова, что-то написавшего об Ахматовой, я знаю, по аналогии с результатами всех предыдущих сравнений его и моих мнений о чём бы то ни было. Но в . . .

27.04.2021
13:43

Против Дмитрия Быкова 3

    А. Раевский хохотал над следующими стихами: Он часто в сечах роковых Подъемлет саблю — и с размаха Недвижим остается вдруг, Глядит с безумием вокруг, Бледнеет etc. . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100