TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.10.2020
15:00

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Третье продолжение.

    На странице 128 Схейен величает теорией слова Дягилева: "Во всём нашем отношении к искусству мы прежде всего требовали самостоятельности и свободы”. Это, . . .

01.10.2020
08:21

Великий Стасов рвёт и мечет

    Я б на выставке ни за что не остановился перед таким произведением.

    Якунчикова. Женская голова. 1897. Офорт.

    Несмотря на явный поиск художницы в области сочетаемости цветов. Поиск был только не с целью соревнования с жизнью, "с природой в насыщенности и яркости тонов” (Википедия), а, наоборот, для выражения… ценности смерти. – Ну в самом деле… Положенные рядом дополнительные цвета (в какой-то "традиционной RYB-модели”) оранжевый и синий

    и жёлтый и фиолетовый

    повышают их взаимную контрастность. А у Якунчиковой как-то нет. Она для этого что: нарочно загрязнила оранжевый и жёлтый? И сдвинула синий к фиолетовому? Как и нарочно выбрала некрасивую женщину? Она славит уход из жизни?

    Я тем, кажется, объяснил сам себе мимоходом, почему б я, человек целеустремлённый (я даже почти никогда не скучаю), не обратил бы внимания на этот офорт на выставке среди других произведений: я весь на Этом свете, даже когда на секунды – не дольше – вживаюсь в воспевание того света христианства и ему подобных мироотношений или в образ ницшеанского иномирия (противоположного тому свету).

    Так мне теперь интересно покопаться в работе Якунчиковой из-за того, что я недавно для себя вывел (у меня всё не просто, а через причинно-следственный вывод), что зря называли многие произведения искусства декадентскими, упадочными, спокойно-позитивно или хваля приемлющими смерть и Зло. Зря. И уж совершенно зря декадентские таки вещи считали выдающимся искусством.

    Вывел я это на стихотворении Бодлера (см. тут). Он же обращается к обычным людям, к смерти и Злу относящимся негативно. То есть хвалить смерть и зло таким людям нужно позитивными словами. Так? А он то и дело срывается и хвалит словами негативными. – То есть плохо справляется с хвалой. Плохой поэт, когда воспевает Зло.

    Я его срыв в плохого поэта объяснил тем, что от головы, а не от души сочинено. Если выразиться точнее – от вдохновения осознаваемым идеалом Зла он пишет свои “Цветы зла” (это вот словосочетание как раз качественное). А не от вдохновения подсознательным (и потому могучим) идеалом.

    Более того, у меня получилось, что сатанизм (декадентство) и не может стать подсознательным идеалом. Ибо подсознательность идеала естественна. Она произошла одновременно с человеком и искусством. То в тот момент было синкретичным (и прикладным и неприкладным). Ибо сознание только-только происходило. (Кто меня читал ранее, знает, что прикладным я называю порождённое знаемым, а неприкладное – подсознательным идеалом.)

    Вот. Потом искусство из своего синкретичного состояния раскололось на прикладное и неприкладное. Неприкладное исторически изменялось по кругу: одного и того же типа идеалы следовали всегда в одном порядке друг за другом путём незаметных постепенных превращений друг в друга. И их считанное число, сосчитать можно на пальцах двух рук. И они – естественные. А то, что знаемого происхождения – бесконечно числом. Так сатанизм в число естественных не попадает – он против жизни. Против жизни можно быть только противоестественно, сознанием, но не в качестве подсознательного идеала это иметь. Т.е. Бодлер был обречён стать плохим поэтом, когда жизнь его довела до воспевания Зла.

    И вопрос теперь, можно ли не поэта, а живописца (Якукнчикову) поймать на плохости из-за осознанности своего замысла? Грязность цвета можно приравнять – как с Бодлером – негативным (для обычных людей) словам?

    Впечатление, что можно.

    Тогда прав Стасов:

    "…стоило ли г-же Якунчиковой жить и учиться в Париже, чтобы рисовать нелепую декадентскую женскую головку, не то что рыжую, но просто с красными волосами, у которой под носом торчит какой-то цветок или орнамент, словно он выпал у ней из носу”.

    Тогда рушится моё предположение (тут и тут), что Стасов (испорченный поветрием пронародной идейности), нападающий на Дягилева, всегда не прав (ибо за прикладное искусство), а Дягилев всегда прав (ибо за неприкладное).

    Стасов-то критикует выбор Дягилевым для выставки вещи Якунчиковой. А та, оказывается, не от души декадентка, а от ума.

    Или Дягилева можно простить: и на старуху бывает проруха…

    Дягилева, впрочем, можно понять. Его ж, индивидуалиста, угнетал не только утилитаризм предыдущего искусства (передвижников, болевших за угнетённый народ), но и того, искусства, коллективизм. А сатанизм (декадентство, как его вид), хоть и утилитарно (обслуживает в общем-то знаемое – хвалу Злу), зато индивидуалистично (я исключаю из внимания коллектив таких индивидуалистов, которые сообща хотят покончить собой {такое, наверно, было}). Дягилев сознанием был за красоту. А за красоту можно считать умение чем-то выразить что-то, пусть и знаемое в общем-то. Якунчиковой же удалось выразить приятие смерти (если я правильно понял её вещь).

    10 сентября 2020 г.

30.09.2020
08:14

Признаюсь сразу

    Признаюсь сразу: наткнувшись несколько раз на то, что известный критик Павел Басинский продемонстрировал, что он то ли не знает, то ли не освоил “Психологию . . .

28.09.2020
10:17

"Георгий Победоносец" Серова или Как высосать из пальца

    Мой товарищ, умнее которого я в жизни не встречал, много раз смеялся надо мной, дескать, я высасываю из пальца. Я много позже нашёл даже теоретическое обоснование . . .

27.09.2020
09:00

Как я пишу статью с гарантированной новизной

    Новизна литературоведческая (а это наука, чего многие не признают, но они зациклены на практицизме) мало кого интересует. А зря. Идёт информационная война, и . . .

26.09.2020
09:34

Почему Ванецов не православный художник

    Если сказать сразу и в двух словах – потому что он рисовал в стиле модерн, а тот выражал собою, если “в лоб”, то бегство от индустриализации. Он "По окончании . . .

25.09.2020
13:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.

    Теперь я дочитал (стр. 126) до рассказа о статье Дягилева “Сложные вопросы” в первом номере журнала “Мир искусства”. И, как и прежде, я теперь отвлекусь на саму эту . . .

24.09.2020
08:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.

    Вот ещё одно подтверждение того, что разделение в культуре России было не на славянофилов и западников, а – скажу по-своему – на радетелей прикладного искусства, . . .

22.09.2020
15:49

Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?

    Гипс – это материал полуфабрикат. "Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы . . .

21.09.2020
10:24

Пощёчина

    На днях я получил заочную пощёчину от Киры Долининой, именитой критикессы: "…как хорошую живопись”, - надо, мол, рассматривать знаменитые произведения, а не . . .

20.09.2020
08:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Начало.

    Не от хорошей жизни я принимаюсь за книгу Схейена “Дягтлев “Русские сезоны” навсегда”, М., 2012. Не могу найти произведение искусства, в котором было б ЧТО-ТО, . . .

19.09.2020
09:43

Антисоветскость знаменитого Пименова

    Вынесенное в заголовок неожиданно. Ибо Ленинская, две Сталинские премии, орденов… Но я имею в виду его раннюю живопись. Когда он был экспрессионист и простой, не . . .

17.09.2020
21:22

Асеев: заразить ненавистью

    Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя “выступили” “Пусси райот”. – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное . . .

16.09.2020
08:47

Простите меня, люди!

    Простите меня, люди! Я принялся публично разбираться с тем, что мне не понятно, при чтении книги Смирнова “Смысл как таковой”, 2001. Можно было, конечно, писать в . . .

15.09.2020
08:42

Прав ли Репин

    Если я не ошибаюсь, у Шишкина только одна картина с мостиком. Шишкин. Мостик в лесу. 1895. Не думать же про это, Шишкин. На краю березовой рощи (Мостик к лесозаготовке). . . .

14.09.2020
10:31

Остапа понесло

    Я понимаю, что это мало кого интересует, но мне безумно интересно понять то, что сперва не поддаётся пониманию. Так всё сложно в искусстве и около… Особенно, если я . . .

13.09.2020
09:24

Убит наповал?

    Я был благополучный человек. Я даже сумел (см. тут) ответить на саркастический вопрос, что такого скрыто в “Утре в сосновом лесу” Шишкина. – Гимн, мол, могучему . . .

12.09.2020
08:17

Шнуров схалтурил

    Один внимательный читатель укорил меня, что у меня в статьях слишком много меня (личных местоимений). Я в ответ сослался на цитату из Матюшкина: "Художественное . . .

11.09.2020
09:15

Вы не смейтесь, я серьёзно

    Когда я не пишу статью и если это вторая половина дня, - солнце тогда уходит от моего окна, - я ложусь животом на подоконник и смотрю во двор. Там играют эфиопские, . . .

10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100