TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.10.2020
15:00

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Третье продолжение.

    На странице 128 Схейен величает теорией слова Дягилева: "Во всём нашем отношении к искусству мы прежде всего требовали самостоятельности и свободы”. Это, . . .

01.10.2020
08:21

Великий Стасов рвёт и мечет

    Я б на выставке ни за что не остановился перед таким произведением. Якунчикова. Женская голова. 1897. Офорт. Несмотря на явный поиск художницы в области сочетаемости . . .

30.09.2020
08:14

Признаюсь сразу

    Признаюсь сразу: наткнувшись несколько раз на то, что известный критик Павел Басинский продемонстрировал, что он то ли не знает, то ли не освоил “Психологию . . .

28.09.2020
10:17

"Георгий Победоносец" Серова или Как высосать из пальца

    Мой товарищ, умнее которого я в жизни не встречал, много раз смеялся надо мной, дескать, я высасываю из пальца. Я много позже нашёл даже теоретическое обоснование . . .

27.09.2020
09:00

Как я пишу статью с гарантированной новизной

    Новизна литературоведческая (а это наука, чего многие не признают, но они зациклены на практицизме) мало кого интересует. А зря. Идёт информационная война, и . . .

26.09.2020
09:34

Почему Ванецов не православный художник

    Если сказать сразу и в двух словах – потому что он рисовал в стиле модерн, а тот выражал собою, если “в лоб”, то бегство от индустриализации. Он "По окончании . . .

25.09.2020
13:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.

    Теперь я дочитал (стр. 126) до рассказа о статье Дягилева “Сложные вопросы” в первом номере журнала “Мир искусства”. И, как и прежде, я теперь отвлекусь на саму эту . . .

24.09.2020
08:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.

    Вот ещё одно подтверждение того, что разделение в культуре России было не на славянофилов и западников, а – скажу по-своему – на радетелей прикладного искусства, . . .

22.09.2020
15:49

Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?

    Гипс – это материал полуфабрикат. "Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы . . .

21.09.2020
10:24

Пощёчина

    На днях я получил заочную пощёчину от Киры Долининой, именитой критикессы: "…как хорошую живопись”, - надо, мол, рассматривать знаменитые произведения, а не . . .

20.09.2020
08:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Начало.

    Не от хорошей жизни я принимаюсь за книгу Схейена “Дягтлев “Русские сезоны” навсегда”, М., 2012. Не могу найти произведение искусства, в котором было б ЧТО-ТО, . . .

19.09.2020
09:43

Антисоветскость знаменитого Пименова

    Вынесенное в заголовок неожиданно. Ибо Ленинская, две Сталинские премии, орденов…

    Но я имею в виду его раннюю живопись. Когда он был экспрессионист и простой, не обновлённый, импрессионист. Таким бывают от крайности в отношении к действительности. Советской. Да. Даже импрессионист. Первые ж импрессионисты голодали. Они интересно приняли таки зверский тогда капитализм: пели хвалу абы какой жизни, раз не умерли от голода. А лжесоциализм советский Пименова тоже, наверно, до крайности чем-то возмущал. Он опять, через полвека, пел хвалу абы какой жизни. Только надо это захотеть увидеть.

    Пименов. Футбол. 1926.

    Чем тут абы какая жизнь? – В этих судорожных, противоестественных позах и таких же мышцах. Особенно корявы ступни правого (от нас) футболиста. Нехорош также общий холодный тон картины. Один из футболистов аж с синей кожей. А на горизонте стоят сосны, наподобие “Ржи” Шишкина, эпической картины, воспевающей естественную мощь русского народа. Тут же – противоестественная мощь. Микеланджело прибегал к изображению такой же противоестественной мощи, будучи в отчаянии от разврата вокруг, от бездуховности, от краха высоковозрожденческой Гармонии (низкого и высокого) в пользу низкого. В физкультурниках можно ждать такого же перекоса в глазах сына юриста. Вся советская жизнь посленэповского СССР была сплошным сверхнапряжением физических сил, что отражалось и в спорте. Крестьянская страна поворачивалась к противоестественной индустриализации. И вся жизнь стала какой-то гипер…

    Я помню, как я юношей удивился, прочтя в беляевской “Старой крепости”, что контрик против рабфака был потому, что не хотел, чтоб загрязнялось дымом заводов чистое небо Подолья.

    И помню, как я пожалел одноклассницу, через год после окончания школы встретив её и узнав, что её приняли в сборную СССР по волейболу. Жизнь же в спорте только до каких-то 30-ти лет. А дальше как? Здоровье – сомнительно: травмы ж.

    Молодому Пименову, наверно, не было тогда видно, хоть об этом кричали из каждого репродуктора, что нас без индустриализации уничтожат.

    И потому так экспрессионистски напряжены и однобразно устремлены у Пименова рабочие.

    Пименов. Даёшь тяжёлую индустрию. 1927.

    А до какой степени в сажу замазаны некоторые! А над теми, кто катит вагонетку, художник что: издевается?

    Экспрессионизм я понимаю как искусство крайнего отчаяния в безвыходном положении от внешних причин.

    Мне вспоминается (см. тут) бабелевская “Нефть” (1937). Рассказ, в котором Бабель круто ломает социалистический реализм, которым у него теперь чуется, да, социально новое, но пугающее, а не прогрессивное.

    “Где личность!?! - как бы истошно кричит Пименов своей картиной. - В придаток машины ведь превратили людей!” И кошмар же в том, что не внешняя причина действует (как с персонажами прежнего экспрессионизма), а внутренняя. Люди ж обмануты, что строят социализм. Социализм же – это когда каждый день увеличивается самодеятельность за счёт государства, пока государство не отомрёт, что будет признаком коммунизма. А фактически централизм же довёл до того, что в ходу стала такая шутка: “Инициатива – наказуема”.

    Как издевательство над настоящим социализмом и отчаянно кричащим Пименовым был выпущен такой плакат по мотивам разбираемой картины.

    Пименов. Все на смотр. Плакат. 1929.

    Я не думаю, что обманывают, что был массовый трудовой энтузиазм и бьющая фонтаном инициатива снизу. Но было ж что-то, что привело к тому, что я лично увидел через 30 лет. Пименов, судя по экспрессионистскому стилю (стилю отчаяния), видел ещё тогда начало того, что я увидел через 30 лет.

    Логика – страшная вещь! Она одна привела меня к дикому состоянию, когда вся рота идёт не в ногу, один сержант – в ногу.

    Теперь вопрос: может ли такая неожиданность, как антисоветскость в обстановке массовой просоветскости, быть признаком подсознательного идеала автора? – По-моему, вполне.

    1 сентября 2020 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
342507  2020-09-19 10:56:00
Воложин httP://art-otkrytie.narod.ru
- *- Какой же тут экспрессионизм, если автор даже восклицательного знака не поставил в заглавии?

- Пожалуй, правда. Осознавал он свою антисоветскость. Издевался. А Экспрессионизм - это отчаяние.

17.09.2020
21:22

Асеев: заразить ненавистью

    Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя “выступили” “Пусси райот”. – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное . . .

16.09.2020
08:47

Простите меня, люди!

    Простите меня, люди! Я принялся публично разбираться с тем, что мне не понятно, при чтении книги Смирнова “Смысл как таковой”, 2001. Можно было, конечно, писать в . . .

15.09.2020
08:42

Прав ли Репин

    Если я не ошибаюсь, у Шишкина только одна картина с мостиком. Шишкин. Мостик в лесу. 1895. Не думать же про это, Шишкин. На краю березовой рощи (Мостик к лесозаготовке). . . .

14.09.2020
10:31

Остапа понесло

    Я понимаю, что это мало кого интересует, но мне безумно интересно понять то, что сперва не поддаётся пониманию. Так всё сложно в искусстве и около… Особенно, если я . . .

13.09.2020
09:24

Убит наповал?

    Я был благополучный человек. Я даже сумел (см. тут) ответить на саркастический вопрос, что такого скрыто в “Утре в сосновом лесу” Шишкина. – Гимн, мол, могучему . . .

12.09.2020
08:17

Шнуров схалтурил

    Один внимательный читатель укорил меня, что у меня в статьях слишком много меня (личных местоимений). Я в ответ сослался на цитату из Матюшкина: "Художественное . . .

11.09.2020
09:15

Вы не смейтесь, я серьёзно

    Когда я не пишу статью и если это вторая половина дня, - солнце тогда уходит от моего окна, - я ложусь животом на подоконник и смотрю во двор. Там играют эфиопские, . . .

10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100