TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.10.2020
15:00

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Третье продолжение.

    На странице 128 Схейен величает теорией слова Дягилева: "Во всём нашем отношении к искусству мы прежде всего требовали самостоятельности и свободы”. Это, . . .

01.10.2020
08:21

Великий Стасов рвёт и мечет

    Я б на выставке ни за что не остановился перед таким произведением. Якунчикова. Женская голова. 1897. Офорт. Несмотря на явный поиск художницы в области сочетаемости . . .

30.09.2020
08:14

Признаюсь сразу

    Признаюсь сразу: наткнувшись несколько раз на то, что известный критик Павел Басинский продемонстрировал, что он то ли не знает, то ли не освоил “Психологию . . .

28.09.2020
10:17

"Георгий Победоносец" Серова или Как высосать из пальца

    Мой товарищ, умнее которого я в жизни не встречал, много раз смеялся надо мной, дескать, я высасываю из пальца. Я много позже нашёл даже теоретическое обоснование . . .

27.09.2020
09:00

Как я пишу статью с гарантированной новизной

    Новизна литературоведческая (а это наука, чего многие не признают, но они зациклены на практицизме) мало кого интересует. А зря. Идёт информационная война, и . . .

26.09.2020
09:34

Почему Ванецов не православный художник

    Если сказать сразу и в двух словах – потому что он рисовал в стиле модерн, а тот выражал собою, если “в лоб”, то бегство от индустриализации. Он "По окончании . . .

25.09.2020
13:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.

    Теперь я дочитал (стр. 126) до рассказа о статье Дягилева “Сложные вопросы” в первом номере журнала “Мир искусства”. И, как и прежде, я теперь отвлекусь на саму эту . . .

24.09.2020
08:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.

    Вот ещё одно подтверждение того, что разделение в культуре России было не на славянофилов и западников, а – скажу по-своему – на радетелей прикладного искусства, . . .

22.09.2020
15:49

Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?

    Гипс – это материал полуфабрикат. "Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы . . .

21.09.2020
10:24

Пощёчина

    На днях я получил заочную пощёчину от Киры Долининой, именитой критикессы: "…как хорошую живопись”, - надо, мол, рассматривать знаменитые произведения, а не . . .

20.09.2020
08:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Начало.

    Не от хорошей жизни я принимаюсь за книгу Схейена “Дягтлев “Русские сезоны” навсегда”, М., 2012. Не могу найти произведение искусства, в котором было б ЧТО-ТО, . . .

19.09.2020
09:43

Антисоветскость знаменитого Пименова

    Вынесенное в заголовок неожиданно. Ибо Ленинская, две Сталинские премии, орденов… Но я имею в виду его раннюю живопись. Когда он был экспрессионист и простой, не . . .

17.09.2020
21:22

Асеев: заразить ненавистью

    Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя “выступили” “Пусси райот”. – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное . . .

16.09.2020
08:47

Простите меня, люди!

    Простите меня, люди! Я принялся публично разбираться с тем, что мне не понятно, при чтении книги Смирнова “Смысл как таковой”, 2001. Можно было, конечно, писать в стол, чтоб не беспокоить публику. Но так теперь стало легко писать не в стол, что я соблазнился: вдруг кого заинтересует. И вот – вываливаю всем на обозрение кухню того, как я справляюсь с трудным чтением. Кто всё же станет читать, знайте: сто`ит ходить по ссылкам, какие я даю, и заглядывать в предыдущие статьи, вдохновлённые предшествующей непонятностью того же Смирнова.

    Сейчас я пишу от непонятности мне, почему Смирнов сослался на Скрябина как на символиста.

    "…стиховые фонологические последовательности взрывали те правила предсказуемости, которые действовали в отправной структуре (“заумь”) [наверно, что-то вроде “Дыр бул щыл…”]… (ср. показательную для символистской эпохи музыкальную теорию Скрябина”.

    Смирнов же сам начал с возмущения символизмом (на дворе вот-вот революция {или впервые – до 1905 года, или повторно – после 1905}), - с возмущения символизмом за непохожесть их творений на жизнь, за искусственность, за условность, - с возмущением со стороны постсимволизма (акмеизма и футуризма), более действенных на публику, чем символизм.

    Словом “действенность” меня озарило. Именно озарило, потому что хорошо объясняет, почему возмущённые футуристы дошли до тоже искусственности – до самовитого слова, до зауми – чтоб заставить проснуться мещан, революции симпатизировавших и предавших, как только она потерпела поражение. Ну или чтоб заразить революционеров, притихших после поражения.

    Действенный Скярбин мне запомнился по тому, как подпрыгнула в одном месте звучания его “Поэмы экстаза” (1907) моя беременная жена, которую я повёл в филармонию на концерт. Не знаю, может, из-за того мой сын родился со слабым типом нервной системы (ему было несколько недель, когда он заплакал от “Полонеза Огинского”, звучавшего по радио {и переставал плакать, как только звук убирали}).

    Саму отвлечённость символистов от жизни Смирнов противопоставлял романтизму, течению чуть не на сто лет более раннему, чем символизм, - романтизму как разочаровавшемуся в Разуме-крови Великой французской революции и наполеоновского военного несения прогресса в отсталые страны. И я это понял: несчастные лишенцы-романтики бежали из ужасной действительности в прекрасный свой внутренний мир. Который совершенно реален по самопереживанию. Почему б не изображать его реальным (разве что странным от приукрашенности). Я это понял. А символизм – от разочарования тоже в действительности – бежал не во внутреннюю жизнь, а в сверхдальнюю, какую-то, - образ благого для всех сверхбудущего. Естественно, что сделанность изображённого стала для них необходимой. Романтики были индивидуалисты, а символисты – коллективисты. Это хорошо объясняет разницу в их бегстве из действительности: в себя и вдаль.

    Так, кажется мне, что Смирнов вот этого нюанса и не учёл со своими символизмом и постсимволизмом.

    Что если коллективисты-символисты были не одиноки в факте бегства из действительности. Что если одновременно с ними из действительности убежали и индивидуалисты и образовали собою течение неоромантиков.

    У тех изображаемое должно быть таким же натуроподобным, как и 100 лет назад у солипсистов-романтиков, ибо похоже на внутреннюю жизнь. Она ж субъективно воспринимается как настоящая.

    Я на минуту забуду, что через 100 лет те из индивидуалистов, которые совсем-совсем во всём разочаровались, во всём Этом мире, бегут уже не в прекрасную внутреннюю жизнь, а в метафизическое иномирие, принципиально недостижимое, чтоб тем больше отличаться от того света христианства, принципиально достижимого. Это ницшеанцы. Они мрачны и не боятся смерти. Злое у них иномирие (хорошо оно только тем, что можно дать его образ).

    Но, что если про ницшеанцев всё же вспомнить. А вдруг Скрябин – что-то среднее между неоромантиками и ницшеанцами? И он боится смерти… И он строит иномирие, но не злое…

    Ницшеанцы жизнеподобие (изнуряющий реализм {Чехов}) используют, чтоб довести восприемника до предвзрыва, предполагающего, что взрыв разнесёт весь Этот мир и наступит метафизическое иномирие, “над Добром и Злом” {так его осознают, оставляя собственно иномирие в подсознании}. Такое иномирие не доброе.

    А Скрябин свой взрыв понимает как прорыв в иномирие доброе. А?

    Послушайте - https://www.youtube.com/watch?v=wudbNL0ZgaA

    Я представил себе, что это процесс созревания человеческого плода. Непрерывные победы!

    Ждал того толчка, что заставил маму моего сына подскочить на кресле. – Наверно, это в начале 18-й минуты, когда бьют литавры. А на 19-й с половиной вдруг наступает тишина.

    "...в последние дни перед родами, ребенок затихает…” (https://yandex.ru/q/question/health/chto_proiskhodit_s_rebenkom_v_utrobe_3b02255e/?utm_source=yandex&utm_medium=wizard&answer_id=bd502edb-47a2-4ae7-9bfd-89e4dbe365aa#bd502edb-47a2-4ae7-9bfd-89e4dbe365aa).

    И – торжество рождения.

    Аж плакать захотелось…

    А вот, что представилось Борису Асафьеву:

    "…Достигнутое блаженство выражено глубоким захватывающим вздохом – именно так, как если бы человек, никогда не видевший солнца, по кручам и узким тропинкам вскарабкался бы на вершину высочайшей в мире горы, и там перед ним открылась бы вдруг страна, залитая солнечными лучами…” (https://www.labirint.ru/screenshot/goods/518816/1/).

    Впрочем, это всего лишь романтическая картина. Всё знакомо, но странно красиво.

    А вот живопись, навеянная Скрябиным.

    Лаврухин. Скрябин-1-17. 2015.

    Это уже иномирие, возможно, счастливое.

    То есть, как видите, читатель, пониманием для меня является отнесение автора куда-то конкретно социально-психологически. Скрябин, как и футуристы, это индивидуалист, которого революционная обстановка невольно для него самого, втягивает его в коллектив индивидуалистов радикалов. Если у них убудет индивидуализма, их потянет в коммунизм. Если убудет коллективизма – в фашизм. – Скрябина тянуло, наверно, в коммунизм. Дорога к нему, правда, извращённая, силовая, должна была уже скоро открыться в России. Но он умер в 1915 году. А то возроптал бы.

    Это мнение соответствует мнению о нём Лосева:

    "…мое “я”, эмпирико–психологическое и субъективное, есть не что–нибудь самостоятельное и творящее мир как свое состояние [как было по мнению романтиков], но — производное от другого сознания, “сознания вообще”. Если разрушится мое субъективное “я”, то вселенная тем самым еще не разрушится. Она будет пребывать в “сознании вообще”, будет составлять с ним нечто единое” (https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9B/losev-aleksej-fedorovich/forma---stilj---virazhenie/9).

    Так с принижением индивидуального такой Скрябин не согласился б. СССР же именно так и пошёл.

    А вот куда тянет Лаврухина, я понять не могу.

     

    Да. Я совсем забыл о своей идее-фикс: об определении (кем, в данном случае, - мною! Не имеющим музыкального образования) от сознания или от подсознания сочинил Скрябин “Поэму экстаза”? Судя по тому, какие философские рассуждения цитирует из Скрябина Лосев, ни о какой подсознательности того, что побуждало его сочинять так, а не иначе (например, лишая музыку трагичности и мрака), говорить не приходится. Это типичное произведение прикладного искусства, призванного, тут, выражать музыкой идею такую – как пишет Лосев – "вариация метафизически–психологистического солипсизма на гносеологический аргумент об универсальном сознании” (Там же).

    30 августа 2020 г.

15.09.2020
08:42

Прав ли Репин

    Если я не ошибаюсь, у Шишкина только одна картина с мостиком. Шишкин. Мостик в лесу. 1895. Не думать же про это, Шишкин. На краю березовой рощи (Мостик к лесозаготовке). . . .

14.09.2020
10:31

Остапа понесло

    Я понимаю, что это мало кого интересует, но мне безумно интересно понять то, что сперва не поддаётся пониманию. Так всё сложно в искусстве и около… Особенно, если я . . .

13.09.2020
09:24

Убит наповал?

    Я был благополучный человек. Я даже сумел (см. тут) ответить на саркастический вопрос, что такого скрыто в “Утре в сосновом лесу” Шишкина. – Гимн, мол, могучему . . .

12.09.2020
08:17

Шнуров схалтурил

    Один внимательный читатель укорил меня, что у меня в статьях слишком много меня (личных местоимений). Я в ответ сослался на цитату из Матюшкина: "Художественное . . .

11.09.2020
09:15

Вы не смейтесь, я серьёзно

    Когда я не пишу статью и если это вторая половина дня, - солнце тогда уходит от моего окна, - я ложусь животом на подоконник и смотрю во двор. Там играют эфиопские, . . .

10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100