TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.10.2020
08:21

Великий Стасов рвёт и мечет

    Я б на выставке ни за что не остановился перед таким произведением. Якунчикова. Женская голова. 1897. Офорт. Несмотря на явный поиск художницы в области сочетаемости . . .

30.09.2020
08:14

Признаюсь сразу

    Признаюсь сразу: наткнувшись несколько раз на то, что известный критик Павел Басинский продемонстрировал, что он то ли не знает, то ли не освоил “Психологию . . .

28.09.2020
10:17

"Георгий Победоносец" Серова или Как высосать из пальца

    Мой товарищ, умнее которого я в жизни не встречал, много раз смеялся надо мной, дескать, я высасываю из пальца. Я много позже нашёл даже теоретическое обоснование . . .

27.09.2020
09:00

Как я пишу статью с гарантированной новизной

    Новизна литературоведческая (а это наука, чего многие не признают, но они зациклены на практицизме) мало кого интересует. А зря. Идёт информационная война, и . . .

26.09.2020
09:34

Почему Ванецов не православный художник

    Если сказать сразу и в двух словах – потому что он рисовал в стиле модерн, а тот выражал собою, если “в лоб”, то бегство от индустриализации. Он "По окончании . . .

25.09.2020
13:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.

    Теперь я дочитал (стр. 126) до рассказа о статье Дягилева “Сложные вопросы” в первом номере журнала “Мир искусства”. И, как и прежде, я теперь отвлекусь на саму эту . . .

24.09.2020
08:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.

    Вот ещё одно подтверждение того, что разделение в культуре России было не на славянофилов и западников, а – скажу по-своему – на радетелей прикладного искусства, . . .

22.09.2020
15:49

Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?

    Гипс – это материал полуфабрикат. "Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы . . .

21.09.2020
10:24

Пощёчина

    На днях я получил заочную пощёчину от Киры Долининой, именитой критикессы: "…как хорошую живопись”, - надо, мол, рассматривать знаменитые произведения, а не . . .

20.09.2020
08:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Начало.

    Не от хорошей жизни я принимаюсь за книгу Схейена “Дягтлев “Русские сезоны” навсегда”, М., 2012. Не могу найти произведение искусства, в котором было б ЧТО-ТО, . . .

19.09.2020
09:43

Антисоветскость знаменитого Пименова

    Вынесенное в заголовок неожиданно. Ибо Ленинская, две Сталинские премии, орденов… Но я имею в виду его раннюю живопись. Когда он был экспрессионист и простой, не . . .

17.09.2020
21:22

Асеев: заразить ненавистью

    Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя “выступили” “Пусси райот”. – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное . . .

16.09.2020
08:47

Простите меня, люди!

    Простите меня, люди! Я принялся публично разбираться с тем, что мне не понятно, при чтении книги Смирнова “Смысл как таковой”, 2001. Можно было, конечно, писать в . . .

15.09.2020
08:42

Прав ли Репин

    Если я не ошибаюсь, у Шишкина только одна картина с мостиком. Шишкин. Мостик в лесу. 1895. Не думать же про это, Шишкин. На краю березовой рощи (Мостик к лесозаготовке). . . .

14.09.2020
10:31

Остапа понесло

    Я понимаю, что это мало кого интересует, но мне безумно интересно понять то, что сперва не поддаётся пониманию. Так всё сложно в искусстве и около… Особенно, если я . . .

13.09.2020
09:24

Убит наповал?

    Я был благополучный человек. Я даже сумел (см. тут) ответить на саркастический вопрос, что такого скрыто в “Утре в сосновом лесу” Шишкина. – Гимн, мол, могучему . . .

12.09.2020
08:17

Шнуров схалтурил

    Один внимательный читатель укорил меня, что у меня в статьях слишком много меня (личных местоимений). Я в ответ сослался на цитату из Матюшкина: "Художественное . . .

11.09.2020
09:15

Вы не смейтесь, я серьёзно

    Когда я не пишу статью и если это вторая половина дня, - солнце тогда уходит от моего окна, - я ложусь животом на подоконник и смотрю во двор. Там играют эфиопские, . . .

10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени обещания символистами блага для всех. И, конечно, при чуянии, что она, революция, не задержится с приходом. (Последнее, собственно так и было; Лысков это именует: Великая русская революция 1905-1922 годов.) – Чувства в связи с этим выражаемые творцами были (в отличие от самой революции) довольно хулиганские. И адресовались – интеллигенции (остальные почти все были неграмотные), по большей части предавшей революцию. Футуризм – явление страсти и ненависти.

    Так накрутив себя, я могу смириться с тем, что написал Смирнов в книге “Смысл как таковой” (2001):

    "Область чистых смыслов, куда устремлялся символизм, упразднялась. Социофизическая действительность утратила признаки текста, и, наоборот, тексты культуры обрели признаки естественных фактов.

    Футуризм сообщил смыслу свойство вещи… уравнял идеологическую среду с эмпирической. По этим причинам переделка вещей для Маяковского есть не что иное, как смена имен, обновляющая объекты, с которыми срослись единицы выражения:

    И вдруг

    все вещи

    кинулись,

    раздирая голос,

    скидывать лохмотья изношенных имен”.

    Мне легче усваивать не через стихи, а через живопись.

    Кузнецов. Утро (Рождение). 1905.

    Это – отрицаемый символизм. (О подробностях этой картины см. тут.) – Видим, символист постарался, чтоб его изображение было не как живое, а как именно живописный текст. С точки зрения футуриста этот текст – пустая болтовня на фоне того, что делается (или не делается) в стране. И от ненависти к болтовне футурист готов сделать свой текст абракадаброй. Дым паровоза – каляками-маляками.

    Розанова. Композиция с поездом. 1910.

    Футуризм сообщил смыслу [ненависти] свойство вещи [каляки-маляки]!

    Впрочем, я цитату из Смирнова оборвал.

    "Художественный смысл — это не то, что артикулируется, а то, как артикулируется, сам звуковой, графический или акт”.

    То есть Маяковский, написав, скажем, слова не в строчку (как принято в прозе, а перед нами верлибр, он не связан правилами рифмы или метра и потому похож на прозу), а в столбик, тем самым кричит такой смысл: “Даёшь революцию!”.

    Понять это могут немногие. Тем самым, агитируя за революцию, явление массовое, агитатор становился… индивидуалистом. Потому массе его было не понять. Оскорбление общественного вкуса стало общим средством выражение своего “фэ” мещанам (боявшимся революции) со стороны бегущих впереди революции.

    Тут была принципиальная возможность выходить вон из искусства вообще, - которое есть условность, воздействующая непосредственно и непринуждённо, - в жизнь, воздействующую непосредственно и принудительным образом.

    Процитированный Смирновым стих – это из пьесы “Трагедия” 1913 года, это слова персонажа, именуемого “Человек без глаза и ноги”. Читать эту вещь обычному человеку это издеваться над собой.

    С другой стороны, некая условность всё-таки сохраняется. Означаемое (революция) не тождественна означающему (столбцу слов верлибра, каляке-маляке изображения дыма). Посвящённых можно в принципе отвадить от смены частной собственности на общественную. Этим воспользовались в будущем власть имущие капиталисты при утилизации в своих интересах сексуальной, психоделической и цветных революций.

    Остаётся вопрос, связанный с моей идеей-фикс, что художественное только то, что несёт следы подсознательного идеала автора – странное. Могу я из своих таких соображений назвать упомянутые произведения футуризма художественными? – Думаю, в малой мере. Тут скорее вполне осознаваемый выпендрёж. Хотя… политэкономическое вполне можно считать подсознательным идеалом социализма.

    Муть в результате. Увы, то, против чего у искусствоведов я более полувека назад восстал и принялся с ними самодеятельно бороться.

    24 августа 2020 г.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100