Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
31.10.2017 |
|
|||||
30.10.2017 |
|
|||||
28.10.2017 |
|
|||||
26.10.2017 |
|
|||||
24.10.2017 |
|
|||||
22.10.2017 |
|
|||||
22.10.2017 |
|
|||||
21.10.2017 |
|
|||||
19.10.2017 |
|
|||||
16.10.2017 |
|
|||||
15.10.2017 |
Почему меня не волновал "Василий Тёркин".
|
|||||
09.10.2017 |
|
|||||
09.10.2017 |
|
|||||
05.10.2017 |
|
|||||
02.10.2017 |
|
|||||
01.10.2017 |
Чья правота: Юрского или Михалкова?
|
|||||
29.09.2017 |
Несогласие с Иваном Образцовым.
|
|||||
27.09.2017 |
|
|||||
24.09.2017 |
Рёв и писк. Вам, читатель, что-нибудь говорит такой пейзаж? Пискарёв. Летний пейзаж. 1932 г. Бумага, пастель. При репродукции есть приписка: "В правом нижнем углу авторская подпись и год карандашом: Пискарев 2/VI 1932” (http://www.vnikitskom.ru/antique/auction/90/39991/). Манипулируя яркостью и контрастностью, я получил такое, где предполагается подпись. И, наводя то, что мне мерещится, я получаю: Художник написал свою фамилию в столбик, обыгрывая слова “писк” и “рёв”. Ну очень малозаметно. Зачем? А ещё он зачем-то справа чрезвычайно малозаметную женщину, идущую налево, к избушке, нарисовал. И чуть более заметного мужчину – слева, в ту же избушку идущего. Так я в этом вижу иллюстрацию экзистенциалистского мировосприятия. Как у Белова через 35 лет написалось от имени героя, заблудившегося в лесу и понявшего, что ему – смерть. "…вот, родился для чего-то он, Иван Африканович, а ведь до этого-то его тоже не было... И лес был, и мох, а его не было, ни разу не было, никогда, совсем не было, так не все ли равно, ежели и опять не будет?” В итоге в Белове я увидел пробуддиста, разочаровавшегося в шестидесятнической попытке вывести их леса тоталитаризма заблудившийся социализм (если понимать социализмом строй с ежедневно усиливающейся долей самоуправления за счёт государства). А раньше, признаюсь, я в самом Пискарёве узрел пробуддизм. Разочаровался, мол, этот художник в том же социализме сталинском, и время от времени прорывалось это у него в пробуддизме иных его работ. Оттого, что как к расходному материалу относились к людям в СССР, сто`ящим, получалось, лишь отношение ко всему, как ко сну. Точнее – не брать ничего близко к сердцу. Тихий бунт такой. Как замерзающий впадает в эйфорию перед смертью. Нарисовано, правда (и подписано), лето. Листва дубом не сброшена. Но какое-то подозрительное небо. В нём какое-то как бы гало, как при морозе. – Образ изменённого психического состояния.
Если учесть дату создания такой вещи – 1941 год, и подумать, что это не январь-февраль, а декабрь, то можно и тут увидеть отрешённость художника ото всего, что происходит на свете. В нирване красиво, а больше ничего и не надо.
Я даже изображение Пискарёвым Пушкина, про которого, как про писателя, Белинский сказал бессмертные слова: "Пушкин не дает судьбе победы над собою; он вырывает у ней хоть часть отнятой у него отрады", - Пискарёв. Пушкин в Боддине. 1936. вижу как произведение пробуддиста. Страна тогда готовилась встретить 100-летие со дня смерти Пушкина. Смерти. Использовали его как продекабриста. Кем он таки был однажды. Но короткое время. И уж точно расстался с этим (уж 13 лет) в Болдине (если считать его первую болдинскую осень, под угрозой холеры). А вторая уж и вовсе была с признаками скорой смерти, на которую он нарывался, нарывался и вскоре нарвался. И расхристанный, домашний вид, и чёрная тень на стене, и кровавые блики на лице и волосах – всё говорит, не о вечно живущем в своих творениях поэте, а о человеке, которого не было на свете, потом он стал, потом опять его не стало. А вечная память? – Кто, например, читал Гомера? Разве не насмешка над ним то, как его помнит большинство, слышавшее это имя? И холодная луна за окном есть образ безразличия природы к подлунному миру. – Так не надо ли и в ответ быть безразличным ко всему? Взять бессмертного Пушкина для выражения никчемности жизни – это ли не признак художественности: идти путём наибольшего сопротивления?
Точно так же и с темой спорта. Казалось бы, брызги жизни, энергии… А эфемерно как-то всё.
Из-за редкостности таких откровений у Пискарёва я готов подозревать, что и за иллюстрирование “Анны Карениной” он взялся потому, что в этом романе Левину открывается толстовство (см. тут). Думаю, тут выражено, как пропадает всё вокруг в первый момент свидания. Кроме горящих источников света. Мне сон на такую тему раз снился: я ощущал только своими губами её губы, и чем от губ дальше, тем больше всё пропадало в существовании. Но только мне приснился миг блаженства. А тут дана мигу счастья чёрная авторская оценка. Отсюда уже шаг до того, чтоб сказать: всё – суета сует. Опять избран путь наибольшего сопротивления.
А вообще, жаль художника. Редко когда он позволял себе самовыражаться. 13 августа 2017 г.
|
|||||
22.09.2017 |
|
<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"