TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.12.2022
19:25

Есть надежда понять что-то у Филонова

    Появилась она оттого, что я узнал, что у Филонова есть картина под названием “Головы. Первая симфония Шостаковича”. Когда я глянул на этот ужас, Филонов. Головы . . .

12.12.2022
16:33

Рискую показаться непатриотичным

      Я прочёл предложение открыть новый аспект искусствоведения: "изучение искусства как культурного кода. Обозначается роль искусствознания в рассмотрении таких . . .

11.12.2022
21:33

Как искусствоведы обманывают нас, сперва обманув себя

    Я буду цитировать – только про Шиле (уж больно он страшен) – передачу телеканала “Культура” от 26 июля 2022 г. “Климт и Шиле. Слишком много таланта”. "Тюрьма, или . . .

11.12.2022
18:38

Сегодня день смерти Высоцкого

    Попробую это отметить и тут… Помню слова Карякина, кажется, что он утратит популярность с изменением хозяйственной жизни страны. Это имело смысл, потому что . . .

10.12.2022
23:44

Открытие Пахомова: советский человек – прекрасен

    Я пишу исходя из предположения, что Пахомовская живопись в 1920-х годах была не "результатом сознательной установки на формотворчество” (Г.А.Соколов). Он, . . .

09.12.2022
20:00

Надеялся или не надеялся Багрицкий?

    Я думаю о “Смерти пионерки” (1932). Я предполагаю, что осознаваемым идеалом Багрицкого был настоящий социализм (т.е. с государством, отмирающим ради федерации . . .

08.12.2022
15:48

«Я люблю смотреть, как умирают дети…» Маяковский что: зверь?

    Филатьев, взявшийся копаться в душе Маяковского, не учёл двух обстоятельств, что Маяковский большой поэт и что он, Филатьев, не имеет художественного вкуса. Из . . .

07.12.2022
16:14

С первого взгляда не похоже, но это акционизм

    Вот это. Тер-Оганьян. Это не бомба. 2011. "Первой в этом ряду можно считать работу Тер-Оганьяна-мл. “Это не бомба” 2005 года: она появилась на волне террористической . . .

05.12.2022
14:29

Откуда, мол, и что это за искусствоведческие новости?

    Что нас всех задолбала ложь во всех СМИ, известно. А вот как против этого восстал художник (так он называется) Тер-Оганьян своими “Тенями” (2002). Но сначала надо . . .

04.12.2022
14:27

Как невольно оболванивают людей (Продолжение)

    Маленькая заноза осталась от моего разоблачения поверхностности одной интернетной горе-развлекательницы репродукциями живописи. Я пропустил одну из трёх . . .

03.12.2022
13:04

Опасное чтение

    Мне (почти всегда с себя начинаю) опять не о чём писать, и я берусь за опасное чтение. Мало что мне гарантирует, что оно не ерунда. В таком случае хороший приём – . . .

02.12.2022
10:54

За что умер художник Пакулин

    Если обычное ницшеанство (активный демонизм) мне нравится за философские глубины (метафизика, иномирие), то почему мне нравится пробуддизм (пассивный демонизм, . . .

30.11.2022
17:59

Почему у метростроевок красивые лица, а у работницы табачной фабрики – нет

    Это я о художнике Самохвалове. Хочу снизить градус похвалы ему как соцреалисту: "Этот художник очень много писал женщин, и это были женщины новой, только что . . .

29.11.2022
12:11

Как же приятно читать у другого то, что и сам бы мог написать

    Другой это Глеб Напреенко: ""Со мной что-то происходит, я не понимаю, что это такое и почему это творится” — с этого начинается <…>. “Что-то в этом есть” — . . .

28.11.2022
16:22

У меня была одна проблема с Pussy Riot

    И, теперь, благодаря одной искусствоведу-либералке, я её разрешил. Проблема была с акционизмом вообще, если акт был заснят на видео и демонстрировался, как то, о . . .

27.11.2022
10:17

Сходится!

    Большой радостью для меня, одиноко скитающемуся по искусствоведению, является возможность новое для меня и совершенно неожиданное произведение знакомого автора . . .

25.11.2022
11:15

Как невольно оболванивают людей

    Я решил сменить пластинку. Хватит хлестать по щекам тенденциозных искусствоведок-либералок. Перейду к любительницам смотрения репродукций для удовольствия. Им . . .

24.11.2022
15:07

На что толкает общее несогласие с выпадами искусствоведа-либерала против соцреализма

    Выпад такой: "Гигантизм, пафос количества — это тоже очень важная черта соцреализма. Она не формулируется напрямую, но проявляется не только на уровне темы, но и . . .

23.11.2022
15:29

Как дурень с писаною тобою…

    Я клюнул на название рассказа – “Чёрный квадрат" Андрея Мансурова, ибо так случилось, что чуть не вчера я впервые наткнулся (и об этом написал – см. тут) на слова . . .

22.11.2022
19:59

Внутренний диалог подсознания Маяковского со своим сознанием

     

    Действующие лица:

    Подсознание – косым шрифтом.

    Сознание – прямым шрифтом.

    Жирным шрифтом – результат взаимодействия подсознаиия и сознания.

    НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБО МНЕ САМОМ

    Боже! Как мне плохо! Революция убита, вот теперь Ленский расстрел. А я живу. Как все мещане. Будто ничего не происходит. И занимаюсь искюсством, а не работой на новую революцию, как работал было до обработки охранкой в 1906 и 1908 годах. Предатель! Как все. И потому…

     

    Я люблю смотреть, как умирают дети.

    Ибо только их смерть, их похороны, заставляют улицу, это вместилище ненавистных обычных людей, сменить суету на остановку. Чтоб что? Неужели иное почуяли…

     

    Вы прибоя смеха мглистый вал заметили

    за тоски хоботом?

    Шиш, настоящее вы почуяли!

     

    А я —

    в читальне улиц —

    так часто перелистывал гроба том.

    В котором написано, что революция погибла, а осталась обыкновенность и суета.

    А ведь я и ночью отличаюсь от вас, спящие мещане.

     

    Полночь

    промокшими пальцами щупала

    меня

    и забитый забор,

    и с каплями ливня на лысине купола

    скакал сумасшедший собор.

    Я вижу — Христос из иконы бежал,

    хитона оветренный край

    целовала плача слякоть.

    У меня ведь и сны иные, чем у вас.

    Революция, которую лично я предал, сменив большевистскую агитацию на искюсство, в снах моих оживает, убитая, в… религии!

    Это иносказательно мучают меня угрызения совести. И…

     

    Кричу кирпичу,

    слов исступленных вонзаю кинжал

    в неба распухшего мякоть:

    “Солнце!

    Отец мой!

    Сжалься хоть ты и не мучай!

    Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней.

    Это душа моя

    клочьями порванной тучи

    в выжженном небе

    на ржавом кресте колокольни!

    Время!

    Хоть ты, хромой богомаз,

    лик намалюй мой

    в божницу уродца века!

    О Боже! И это всё, чем я ото всех, от мещан, отличаюсь!.. Иными снами!..

    Бедная будущая революция! Это всё, что у тебя осталось из сторонников?

     

    Я одинок, как последний глаз

    у идущего к слепым человека!”

    1913

    Что эти мои странные стихи для революции?..

    *

    Я эту “пьесу” написал против формалистского подхода к авангарду:

    "Как ни странно, оборотной стороной основного мифа эпохи – мифа строительства нового мира – был танатологический комплекс, изначально встроенный в утопистски-космистский проект авангарда. Как и другие составляющие авангардистской картины мира, концепт смерти обладает энантиосемичной [(др.-греч. εναντιο- — противоположный и σημία — значение. Например, бесценный] двойственностью, обозначая одновременно свою противоположность – танатофобию, стремление к преодолению смерти, равно как и законов природы (времени, истории, пространства) вообще. Конечно, на первый взгляд кажется довольно неожиданным, что созидание нового мира было означено танатологической коннотацией. Но в мифопоэтической картине мира, актуализация которой неизбежна в эпохи порубежья, пограничности, внесение временного хаоса (аналога смерти) в мироустройство необходимо именно для переупорядочивания его; такая “встряска” требовалась для еще большего и прочного упорядочивания мира (что, собственно, и произошло)…

    Достаточно привести пример В.Маяковского с его сакраментальным “Я люблю смотреть ...”” (Гирин. Картина мира эпохи авангарда. М., 2013. С. 173).

    Просто так случилось с Маяковским, что в 1913 году его идеал революции пребывал, как ему казалось, в смерти (Лысков, например, Великую русскую революцию датирует 1905-1922 годами), а смириться со смертью такого образца Прогресса Маяковский не мог. Потом его не устраивал осуществившийся вариант власти – советской. Можно ли его вариант, несколько анархистский, считать тоже убитым?

    Я подозреваю, что у Гирина теоретический заскок.

    Что это так, говорит его буквальное понимание первой строки стихотворения:

    "Как полагает Т.В. Артемьева, танатологическая доминанта вообще специфична для русской культуры, особенно – для культуры начала ХХ века: “Событие смерти рассматривается русской культурой в свете его насыщенности аксиологическими смыслами. Она далеко не всегда является наказанием и трагедией, а скорее наградой и апофеозом. Образ “русского героя” как мученика и страдальца делает ее приход желанным, а облик привлекательным <...> Эпатирующие строки В.В. Маяковского: “Я люблю смотреть, как умирают дети” вовсе не оторваны от почвы российской культуры, а написаны скорее в ее традициях”” (С. 176).

    7 ноября 2022 г.

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100