TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.11.2022
10:17

Сходится!

    Большой радостью для меня, одиноко скитающемуся по искусствоведению, является возможность новое для меня и совершенно неожиданное произведение знакомого автора . . .

25.11.2022
11:15

Как невольно оболванивают людей

    Я решил сменить пластинку. Хватит хлестать по щекам тенденциозных искусствоведок-либералок. Перейду к любительницам смотрения репродукций для удовольствия. Им . . .

24.11.2022
15:07

На что толкает общее несогласие с выпадами искусствоведа-либерала против соцреализма

    Выпад такой: "Гигантизм, пафос количества — это тоже очень важная черта соцреализма. Она не формулируется напрямую, но проявляется не только на уровне темы, но и . . .

23.11.2022
15:29

Как дурень с писаною тобою…

    Я клюнул на название рассказа – “Чёрный квадрат" Андрея Мансурова, ибо так случилось, что чуть не вчера я впервые наткнулся (и об этом написал – см. тут) на слова . . .

22.11.2022
19:59

Внутренний диалог подсознания Маяковского со своим сознанием

    Действующие лица: Подсознание – косым шрифтом. Сознание – прямым шрифтом. Жирным шрифтом – результат взаимодействия подсознаиия и сознания. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБО . . .

21.11.2022
18:44

Есть у меня подозрение, что я жулик

    Нет, правда. Я пользуюсь одной особенностью теории художественности Выготского: катарсис в душе восприемника произведения (происходящий от столкновения . . .

20.11.2022
19:23

Как искусствоведы-либералы не сговариваясь одинаково вредно поступают в тончайших сферах

    Что они либералы, я вывожу из общего негативизма их по отношению к искусству времени так называемого соцреализма. У меня у самого такое же отношение. Но я . . .

19.11.2022
20:41

Продолжение нападок на искусствоведа-либерала

    Её сентенция: "…в живописании индустриальных гигантов очень преуспевают [при свирепствовании соцреализма, но я боюсь, что это насмешка] бывшие “бубновые . . .

18.11.2022
20:54

Это оперная эстетика?

    Так оценила картину Бубнова Галина Ельшевская. Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943–1947. А мне вспомнилось, как я читал о Рафаэле в “Классическом искусстве” . . .

16.11.2022
16:45

Врубель, хвори и творчество

    Нельзя угадать будущее и нельзя избавиться от прошлого. У Врубеля была тяжёлая наследственность, а потом он ещё и сифилисом заболел, да так и не вылечился, чтоб . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

14.11.2022
16:56

Аутизм в живописи

    Я наблюдал маленького аутиста. Мама затянула его в гости к соседке по лестничной клетке. У той была девочка такого же возраста… Нет, надо быть писателем, чтоб . . .

13.11.2022
18:54

Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)

    Я не знаю, что есть бОльшая беда у искусствоведения: 1) преувеличение формализма или 2) отказ признавать, что художественность и в чём она состоит в неприкладном . . .

12.11.2022
21:48

Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением

    Почему в искусствоведении возможен такой раздрай? Лекцию Аленова о концептуализме (жаль, сослаться не могу – адрес уже не открывается) я послушал в 2018 году. В . . .

11.11.2022
09:35

Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике

     

    Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну концепцию о художнике. Как в науке. Шли века и законы Ньютона подтверждались и подтверждались. Как вдруг в 1859 году один взялся подсчитать и не подтвердилось кое-что. Есть такие слова “линия апсид”. Это линия, соединяющая самую ближнюю и самую дальнюю от Солнца точки орбиты планеты. Эта линия вращается вокруг Солнца в направлении вращения планеты. Вращение происходит из-за некруглости Солнца и притяжения других планет. Величина вращения лини абсид может быть по законам Ньютона вычислена и предсказана для всех планет, кроме Меркурия. У Меркурия реально наблюдается дополнительное вращение, причина которого необъяснима. Объяснение нашлось в общей теории относительности Эйнштейна. – Так что всё нужно не лениться проверять.

    Во вторых, интересно наблюдать, как выработанная концепция о художнике конкретизируется, подтверждаясь, в новом для меня его произведении.

    В третьих, интересно озадачиться, что делать, если окажется концепция проваленной.

    Концепция о Юоне, которую мне посчастливилось вывести с подачи Эфроса, состоит в том, что Юон никогда не имел никакого подсознательного идеала (раз; таких художников, по-моему, большинство), чуял, что у него какой-то недостаток (два) и придумал, как выглядеть чем-то вдохновлённым: шутить надо всем (три). Шутить достаточно не бросающимся в глаза способом, чтоб в произведении чуялось какое-то единство, трудно распознаваемое. Как это и бывает при наличии вдохновения ЧЕМ-ТО, словами невыразимым (подсознательным идеалом, как я считаю). А на самом деле в каждом конкретном случае можно докопаться, над чем именно сознание Юона задумало слегка посмеяться.

    Юон. Купола и ласточки. 1921.

    Чтоб оценить бездумную, как у ласточек, точку зрения, хорошо знать, что "к моменту создания картины Лавра уже год как была закрыта, поскольку власть развернула беспощадную борьбу с церковью. В помещениях Лавры разместили различные учреждения…” (https://artchive.ru/artists/2042~Konstantin_Fedorovich_Juon/works/400503~Kupola_i_lastochki_Uspenskij_sobor_TroitseSergievoj_lavry).

    Советская ж власть оптимистична – ну так посмеяться над её оптимизмом.

    Ещё она деятельна, энергична. В ломке старого. – Пожалуйста, можно и над этим подтрунить.

    Юон. Симфония действия. 1922.

    Ещё советская власть мечтательна. – Ну так на!

    Юон. Люди. 1923.

    Какое-то бессмысленное действо. С какими-то неимоверными сферами. Слева люди явно чем-то заняты. Возможно, показом этого фантасмагорического фейерверка. Но с какой стати в центре они идут, построившись в колону?

    Удача, считаю, увидеть насмешку и здесь.

    Юон. Парад Красной армии. 1923.

    Не знаю, как вам, а мне режет глаз безвкусица – белый памятник Ленину посреди пестроты. Я аж подумал, что такого ляпа не могло быть в реальности. Спросил всё знающий интерне. – Было! – "В то время Ленин тяжело болел. Потому на Красной площади поставили его гипсовую скульптуру” (Временная метка 1:09). – Гипсовую!..

    Вот тут

    Юон. У Дома союзов в дни похорон В.И. Ленина. 1926.

    меня, может, упрекнут, что я натягиваю насмешку.

    В чём я её вижу? – В том, что принесли хоругвь (почти в центре в ближнем ряду людей). А это церковное знамя (отличается от знамени сохранением формы, отсутствием складок благодаря горизонтальной перекладине). Военные хоругви в царской армии обязательно несли на себе тоже изображение святых. То есть комизм состоит в том, что "Патриарх Тихон призвал отслужить по Ульянову молебны: вышло специальное его разъяснение, в котором говорилось, что надо отслужить по рабу божию Ульянову молебен и проститься с ним по-христиански. В итоге в церквях стали проводить службы по усопшему вождю” (https://dayonline.ru/society/article/s-leninym-prostilis-po-hristianski-nazvan-sozdatel-87087).

    Через два года, в 1926 году, Юон вполне мог знать об этом парадоксе. И, хоть реальные люди, никаких хоругвей не приносили в очередь ко гробу,

    но Юону это было не помеха.

    Юон. Перед вступлением в Кремль. Никольские ворота 2(15) ноября 1917 года. 1926.

    Тут усмешка почти совсем спрятана. Только знающие могут Юона поймать. Как годом спустя Эйзенштейн снял штурм Зимнего дворца, которого фактически не было, так в 1926-м Юон создал впечатление, что большевики Кремль штурмовали. Два крайние даже, вон, стреляют из ружей по Кремлю. Но главное – впечатление, что начинают штурмовать через Никольскую башню и ворота.

    Тогда как на самом деле:

    "К вечеру 15 ноября стало ясно, что никакой помощи от армии не будет. Сопротивление стало бесполезным. Комитет Безопасности и командующий округом вступили в переговоры с ВРК и подписали капитуляцию. Получив гарантии безопасности, белые силы покинули удерживаемые позиции, в том числе Кремль, и отошли к Александровскому училищу. Хотя многие не хотели сдаваться и проклинали изменника Рябцева. Большевики окружили квартал пулеметами и пушками, но слово сдержали — сложившие оружие смогли покинуть здание” (https://moslenta.ru/city/firstbloodcivilwar.htm).

    В общем, шутник.

    8 июля 2022 г.

10.11.2022
20:47

«Соцреализм» и соцреализм

    Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно . . .

09.11.2022
16:36

И опять о Дюшане

    Я вывел сверхисторический оптимизм (в виде коммунизма) в качестве подсознательного идеала Дюшана только на том основании, что очень уж этот художник гневался на . . .

08.11.2022
14:15

Как был не сброшен Пушкин с парохода современности

    Начну, как почти всегда, с себя. – Почему меня прямо-таки отвращала любая карточная игра, и чем азартнее, тем больше? – Думаю, от дальних следствий того, что . . .

07.11.2022
18:43

Каюсь

    Каюсь Чёрт меня попутал… Начав более 60 лет тому назад с простого коллекционирования толкований искусство- и литературоведами произведений искусства через . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100