TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.11.2022
10:17

Сходится!

    Большой радостью для меня, одиноко скитающемуся по искусствоведению, является возможность новое для меня и совершенно неожиданное произведение знакомого автора свести, грубо говоря, к той же точке на Синусоиде Изменения Идеалов (СИИ), что и ранее разбиравшееся. Просто говоря, увидеть, что подсознательный идеал, какой его вдохновлял прежде, в новом для меня произведении тот же.

    Вот для так называемого фиолетового импрессионизма Матюшина такой точкой на СИИ оказалась (см. тут) точка перед верхним перегибом СИИ (движение – слева направо). Она у меня символизирует тип идеала трагического героизма.

    Не то, чтоб я помнил о Матюшине то, что написал выше. Я так много пишу, что не запоминаю, если буквально, что написал. Но что-то остаётся в памяти…

    И вдруг я сегодня читаю такие слова:

    "Авангардист Михаил Матюшин в 1920-е годы собирал лесные коряги* и, монтируя их на постамент, придавал им статус природных реди-мейдов [стиль такой – “готовая вещь” {не сделанная художником}]. Он никогда не пытался разглядеть в них подобие — название одной из работ, “Свободное движение”, говорит о том, что его интересовала пластическая конфигурация корней, застывшая детерминированность органического роста” (Александра Новоженова).

    Матюшин. Свободное движение. 1920-е.

    Меня слова эти поразили. Я темно почувствовал, что они иллюстрируют точку на СИИ перед перегибом её вверху, характерную для многих футуристов. Они ж, многие, имели претензию к победившей власти Советов, что те не советы, а встроенные в единую вертикаль власти образования. То есть, что Новоженова как раз ошибается, ибо футуристы свою (неосознаваемую) оппозиционность советской власти темно ощущали как раз как проявление свободы. Они деятельность советской власти ощущали как не органическую, а насильственную по отношению к малым коллективам. И тогда органическое выступило, наоборот, как образ свободы от насилия.

    Самое парадоксальное – что Новоженова права: "Он никогда не пытался” осознать то, что словами названия сказалось как-то бессознательно.

    Если Новоженова в этом права, то это замечательный пример того, что случайно прорвавшиеся верные слова о своём произведении не есть свидетельство осознаваемости идеала. – Наука мне.

    16 июля 2022 г.

    *- Но коряги – символ ужасности, по-вашему же характерные идеалу футуриста. Что страшного сделали анархисты в СССР, чтоб навести на Матюшина такое закусывание губы до боли?

    - Наверно, то, что они позволили себя втянуть в восстания против советской власти. Анархизму силовые действия не органичны.

    А не вовлечённые в восстания предали анархизм, вступив в партию большевиков.

    Какие-то неустойчивые всесторонне.

    16.07.2022.

25.11.2022
11:15

Как невольно оболванивают людей

    Я решил сменить пластинку. Хватит хлестать по щекам тенденциозных искусствоведок-либералок. Перейду к любительницам смотрения репродукций для удовольствия. Им . . .

24.11.2022
15:07

На что толкает общее несогласие с выпадами искусствоведа-либерала против соцреализма

    Выпад такой: "Гигантизм, пафос количества — это тоже очень важная черта соцреализма. Она не формулируется напрямую, но проявляется не только на уровне темы, но и . . .

23.11.2022
15:29

Как дурень с писаною тобою…

    Я клюнул на название рассказа – “Чёрный квадрат" Андрея Мансурова, ибо так случилось, что чуть не вчера я впервые наткнулся (и об этом написал – см. тут) на слова . . .

22.11.2022
19:59

Внутренний диалог подсознания Маяковского со своим сознанием

    Действующие лица: Подсознание – косым шрифтом. Сознание – прямым шрифтом. Жирным шрифтом – результат взаимодействия подсознаиия и сознания. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБО . . .

21.11.2022
18:44

Есть у меня подозрение, что я жулик

    Нет, правда. Я пользуюсь одной особенностью теории художественности Выготского: катарсис в душе восприемника произведения (происходящий от столкновения . . .

20.11.2022
19:23

Как искусствоведы-либералы не сговариваясь одинаково вредно поступают в тончайших сферах

    Что они либералы, я вывожу из общего негативизма их по отношению к искусству времени так называемого соцреализма. У меня у самого такое же отношение. Но я . . .

19.11.2022
20:41

Продолжение нападок на искусствоведа-либерала

    Её сентенция: "…в живописании индустриальных гигантов очень преуспевают [при свирепствовании соцреализма, но я боюсь, что это насмешка] бывшие “бубновые . . .

18.11.2022
20:54

Это оперная эстетика?

    Так оценила картину Бубнова Галина Ельшевская. Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943–1947. А мне вспомнилось, как я читал о Рафаэле в “Классическом искусстве” . . .

16.11.2022
16:45

Врубель, хвори и творчество

    Нельзя угадать будущее и нельзя избавиться от прошлого. У Врубеля была тяжёлая наследственность, а потом он ещё и сифилисом заболел, да так и не вылечился, чтоб . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

14.11.2022
16:56

Аутизм в живописи

    Я наблюдал маленького аутиста. Мама затянула его в гости к соседке по лестничной клетке. У той была девочка такого же возраста… Нет, надо быть писателем, чтоб . . .

13.11.2022
18:54

Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)

    Я не знаю, что есть бОльшая беда у искусствоведения: 1) преувеличение формализма или 2) отказ признавать, что художественность и в чём она состоит в неприкладном . . .

12.11.2022
21:48

Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением

    Почему в искусствоведении возможен такой раздрай? Лекцию Аленова о концептуализме (жаль, сослаться не могу – адрес уже не открывается) я послушал в 2018 году. В . . .

11.11.2022
09:35

Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике

    Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну . . .

10.11.2022
20:47

«Соцреализм» и соцреализм

    Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно . . .

09.11.2022
16:36

И опять о Дюшане

    Я вывел сверхисторический оптимизм (в виде коммунизма) в качестве подсознательного идеала Дюшана только на том основании, что очень уж этот художник гневался на . . .

08.11.2022
14:15

Как был не сброшен Пушкин с парохода современности

    Начну, как почти всегда, с себя. – Почему меня прямо-таки отвращала любая карточная игра, и чем азартнее, тем больше? – Думаю, от дальних следствий того, что . . .

07.11.2022
18:43

Каюсь

    Каюсь Чёрт меня попутал… Начав более 60 лет тому назад с простого коллекционирования толкований искусство- и литературоведами произведений искусства через . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100