TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.06.2022
18:23

Почему у меня не бывает плагиата в принципе

    Едва ли не каждая моя статья является спором с кем-то. С литературо- или искусствоведом, знаменитым или, наоборот, совершенно ничтожным, самого себя никаким ведом . . .

16.06.2022
09:25

Пролетел: об одной и той же картине по-разному написал

    И что теперь делать? Покаяться – мало. Истина-то в чём? Сперва я (см. тут) написал, что подсознательный идеал – соединение несоединимого, а через 9 лет, тут – что . . .

14.06.2022
09:39

Попробую

    Попробую проверить безумную мысль: что в “Портрете М.Н. Ермоловой” (1905) Серов не зря дал столько чёрного цвета. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1905. А ведь бо`льших . . .

12.06.2022
17:18

Ничего никому нельзя доказать

    Одной из множества дворовых кошек я кидаю кусочки колбасы из окна. Выработал у неё условный рефлекс: как я появляюсь в окне, она бежит под него, готовая кушать . . .

10.06.2022
14:29

Сломала ль Лентулова советская власть?

    Насколько непосредственно, безрассудочно лично мне противны картины Лентулова, которые я оправдываю как рождённые невольно, под влиянием вдохновения (другими . . .

09.06.2022
21:02

Полуэлемент, или Как плохо нас учат

    Однажды со мной случился такой конфуз. Я зашёл в некий институт повышения квалификации, спросил в канцелярии, есть ли у них своя библиотека, и, получив ответ, что . . .

08.06.2022
19:49

Безвкусие Ленина как мерило адекватного отношения к художнику Лентулову

    Ленин был человек оптимистичный. Этому помогала его прозорливость. Она ему открыла возможность сыграть на ужасности капитализма в России. Капитализм наиболее . . .

07.06.2022
17:40

«Трубка 15, прицел 120. Бац-бац! И … мимо»

    Читаю о советских нонконформистах. Вижу – фамилия незнакомая – Игорь Копыстянский. Открываю в интернете первое попавшееся. Копыстянский. Диптих № 7. 1988. Смотрю – . . .

06.06.2022
20:33

«Грустный вальс» Сибелиуса

    У меня и сейчас грустная жизнь. Я ничего особого не достиг в жизни. Но сейчас, в старости, хотя бы случаются микродостижения. Ими я называю случаи, если мне удаётся . . .

06.06.2022
20:31

«Грустный вальс» Сибелиуса

    У меня и сейчас грустная жизнь. Я ничего особого не достиг в жизни. Но сейчас, в старости, хотя бы случаются микродостижения. Ими я называю случаи, если мне удаётся . . .

06.06.2022
20:31

«Грустный вальс» Сибелиуса

    У меня и сейчас грустная жизнь. Я ничего особого не достиг в жизни. Но сейчас, в старости, хотя бы случаются микродостижения. Ими я называю случаи, если мне удаётся . . .

05.06.2022
19:46

Люди с тонкой кожей, которые жили и тужили

    Мещанам их не понять. Один такой говорил на днях по скайпу, наверно, или чему-то подобному из Мариуполя с Макимом Юсиным. Сказал ему: "Жил я в русскоязычном городе . . .

04.06.2022
16:54

Что-то мучительное

    Я, возможно, отличаюсь от большинства. Я в раннем детстве приобщился к мистическому страху, а большинство, думаю, нет. Вот и отличие. Мне было семь лет, когда . . .

03.06.2022
23:09

Ох, уж эти мне дзеновские искюсствоведы

    Перепишу, благо, она короткая, всю статью автора канала "Анализ красоты” к такой вот картине. Пименов. Новый год. 1949. "Юрий Пименов в работе “Новый год” . . .

02.06.2022
21:06

Пришла в голову смутная мысль, и я её думаю

     

    Я не боюсь браться доводить смутное до ясного. Авторитета у меня нет – терять мне нечего.

    Вот, что толкнуло мою смутную мысль:

    "…картину мы наблюдаем в Италии в эпоху Возрождения. Ее политическая роль в тогдашней Европе была крайне малозначащей. Расчлененная на ряд небольших деспотий и республик, государственное устройство которых было неустойчивым и которые постоянно вели ожесточенные гражданские войны, возникавшие из узко местных интересов, Италия принимала лишь незначительное участие в больших вопросах мировой политики, волновавших северные государства. Ведь средневековье также имело свои “империалистические” проблемы, но состояли они — в соответствии с общим характером эпохи — не в борьбе наций между собой за преобладание, а в соперничестве между двумя идеологическими системами, между империей и папством. Ни одна страна не была затронута этим соперничеством до такой степени, не была взбудоражена им до последней общины включительно и так не страдала от него, как Италия; и когда соперничество это разрешилось и интерес к нему у ведущих мыслителей эпохи иссяк, то Италия словно бы сошла с арены политических событий и осталась пестрым скопищем коммунальных образований, в которых и экономический уклад по сравнению с феодальным Севером обладал мелкобуржуазным характером” (М. Дворжак. https://pdf.11klasov.net/11980-istorija-italjanskogo-iskusstva-v-jepohu-vozrozhdenija-v-2-tomah-dvorzhak-m.html).

    А сама смутная мысль моя в том, что подсознательные идеалы, превращающиеся друг в друга во времени, вдохновляющие художников, рождаются в малых коллективах. Как это случилось с возникновением и самого искусства (и, синхронно, самого человека). И при том рождении сознания было мало, а подсознательного много. Вот оно и было преимущественно неприкладное (вдохновляемое подсознательным идеалом, что МЫ – люди, а ОНИ – нелюди).

    И по мере расширения сознанием своих “территорий” в мозгу, в культуре стало количественно перевешивать прикладное искусство (что от сознания) над неприкладным. Всякое воспевание организации, старейшин и богов отошло к продуктам, инициированным сознанием. И история неприкладного (высшего и естественного) искусства превратилась в пунктир с очень редкими чёрточками.

    Вот на излёте средневековья с его от ума высокими заботами о первенстве императора или папы и обеспечили побочность, - с точки зрения примата прикладного искусства, - искусства мелких коллективов, сосредоточенных в раздробленной Италии. А в мелких коллективах вероятнее вырастает как раз неприкладное искусство. Как в мелких коллективах полисов Древней Греции.

    - А как с катакомбным искусством первых христиан? Там же тоже были мелкие коллективы…

    - Наверно, их суперреволюционые относительно античности образы того света тоже родились от подсознательного идеала. Художники-то были неграмотными. Проповедь-то они слышали. Но переводу духа новой религии в изображение способствовало, может, неотрефлексированное усвоение новой веры сознанием.

    Вот тут психическая и физическая бессвязность изображения похороненных наречена, - и наречена довольно естественным образом, - образом связи изображённых с высшими духовными силами.

    И вдруг это была очень и очень большая неожиданность образа? Что требует вмешательства аж подсознательного идеала, чтоб такую неожиданность породить…

    Христос за одно только почти в сослагательном наклонении приятие того света одним из вместе с Ним казнимых разбойников, - за одно это приятие разбойника того к себе приблизил:

    "41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

    42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

    43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” (Лука 23).

    Верь – и будешь с Христом на том свете. А похороненные (и, вот, изображённые) верили. Так где они? – С Христом. Значит, не в психическом и физическом контакте с погребёнными в этом же склепе и, вот, с тоже изображёнными людьми.

    Естественна или неожиданна для других верующих земная бессвязность на изображении?

    Пожалуй, всё-таки естественна.

    То есть малость коллектива не обеспечивает подсознательности, раз так подробно сознанием разработано понятие о Боге и загробной жизни.

    А вот отличие уклада жизни итальянских городов "мелкобуржуазным характером” от жизни испанцев, французов и жителей с 1378 года Священной Римской империи итальянцами не осознавалось. Идеалы такой жизни вполне смогли оказаться подсознательными у художников.

    Тем самым я оспорил Черноиваненко, утвердившего, что среди других эпох (религиозно-риторической и светско-риторической) художественной эпоха стала только начиная с романтизма (философски – солипсизма, а гражданский романтизм был вполне прикладным искусством).

    Правда, романтики-солипсисты тоже были поначалу притесняемым меньшинством… Так что и тогда учащённая художественность была связана с небольшими коллективами.

    Остаётся только с греческими полисами разобраться.

    Там главным ужасом была возможность попасть в рабство.

    "Рабство не щадило никого; под его уравнивающую власть одинаково попадали и люди самого низкого происхождения и те, чьи головы были увенчаны царскими коронами” (http://www.sno.pro1.ru/lib/vallon_istoriya_rabstva/1.htm).

    Да что там! И богов не миновала участь попадания в рабство:

    "Сами боги — для утешения людей — попадали под его власть. Клитемнестра у Эсхила напоминает Кассандре о рабстве Геракла, и поэт Паниасис в своем эпосе (“Деяния Геракла”) пел об этих испытаниях обитателей Олимпа:

    Жребий такой перенесть пришлось некогда также Деметре,

    Был ведь рабом и Гефест, могучий своими руками,

    Был и владыка морей Посейдон, сребролукому также

    Фебу было оно суждено, у смертного мужа

    В рабстве провесть целый год, даже грозный Арес подчинился

    Воле отца неизбежной.” (Там же).

    Рабство в Древней Греции, расположенной в горах, на островах и в умеренном климате, было не таким страшным, как южнее в Азии и Африке, где ирригация требовала огромного числа рабов.

    Но всё равно это был ужас.

    А наличие ужаса делает мыслимым бегство художника. Бегство из действительности в переживаемое как подсознательный идеал метафизическое иномирие. И им стала красота, в реальном мире несуществующая (потом примеры красоты обсчитали тогдашние учёные, которых стали называть основоположниками эстетики). И так целая эпоха, минимум пол античности, стала полосой, когда чаще обычного появлялись художественные произведения (рождённые подсознательным идеалом).

    И из-за повторяемости подсознательных идеалов в веках тип идеала этой половины античности можно назвать ницшеанством, хоть Ницше родился через тысячи лет позже.

    Римская часть античности из-за того, что там не имела места малочисленность коллектива, наверно, вдохновлялась уже чаще не подсознательным идеалом, а чем-то осознаваемым.

    15 апреля 2022 г.

01.06.2022
15:46

Возможно, ничего не получится

    Сначала, вот, написал этот заголовок, теперь приступаю к самой статье. Люблю себя загонять в угол и выкарабкиваться из него. Как ни мало на меня отзываются . . .

30.05.2022
20:48

Жизнь музыки Животова

    Поразительно острое переживание намешливой дистанции автора от изображаемых им картин массового энтузиазма в результате победы Октябрьской революции ощутил я . . .

30.05.2022
18:54

Испытание

    Говорят, кто ничего не делает, тот не ошибается. Я – не живу, можно сказать. Значит, я безгрешен. Нет, не в религиозном смысле. В “Исповеди” Святого Августина я . . .

30.05.2022
18:53

Испытание

    Говорят, кто ничего не делает, тот не ошибается. Я – не живу, можно сказать. Значит, я безгрешен. Нет, не в религиозном смысле. В “Исповеди” Святого Августина я . . .

29.05.2022
21:51

Прав ли Путин?

    Признаюсь сразу: пишу из-за того, что не о чём писать. Несколько книг начато читать и брошено, потому что чую, что не найду там ЧТО-ТО, словами невыразимое. А тут ещё . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100