TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.12.2021
13:11

Противоположное

    Вчера я был ошарашен Горским (см. тут), и подумалось: а ведь реализм может быть и в противоположном “религии войны”, про то, как забывается со временем война и . . .

12.12.2021
13:45

Виноват?

    Я виноват в оголтелой тенденциозности последних многих десятилетий к прикладному искусству в пользу неприкладного. Второе затирают, мол, не признавая . . .

11.12.2021
20:51

Ах, этот мрак-Захаров…

    Несмотря на наличие некоторого числа поклонников моего писательского таланта, талант, как таковой, я с негодованием отрицаю, но на литературном навыке . . .

10.12.2021
16:52

Не тяни кота за хвост

    Признаюсь с первых же слов: я хочу осудить Богомолова за его спектакль “Отцы и дети” (2008). Осудить за полное отсутствие вдохновения. А вдохновением лично я считаю . . .

09.12.2021
20:50

Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)

    В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит. Сегодня, через 25 лет . . .

08.12.2021
19:22

Обидно

    Какая-то несимпатичная особенность восприятия живописи во мне развилась. Во впервые увиденной репродукции я мгновенно улавливаю ницшеанство её создателя, но при . . .

07.12.2021
15:14

Всё то же: Бог любит Россию

    Энергию этому заглавию дали слова Антона Долина про "автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=5). Этот фильм (2005) . . .

04.12.2021
19:46

Почему мне не нравятся тексты Антона Долина

    Ну вот смотрите – текст 2020-го года о “Карнавальной ночи” (1956): "Открылось множество подробностей, о которых мы забыли – а то и не замечали прежде. Сколько . . .

03.12.2021
13:13

Ну совершенно безумная сложность и тонкость

    Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины. Мещерин. Морозная ночь. 1908. Ответил я так: “Не попалась. А и попалась . . .

02.12.2021
19:34

Опускаюсь

    Опускаюсь до простого перекопировывания картинок. Они мне нравятся, как и всё, что есть импрессионизм. Тут он – Мещерина. Лишу репродукции рам, расположу просто по . . .

01.12.2021
10:28

А что, если это насмешка?

    Я говорю вот об этой картине. Вермеер. Географ. Около 1668-1669. Вещи раскиданы, некоторые на полу. К дорогущей скатерти никакого почтения. А главное – я разглядел две . . .

30.11.2021
15:11

Вериги

    Кто-нибудь узнает про мои заботы и пожмёт плечами: дурью мается человек. Что это за дурь? Во-первых, это чтение романа. Для тех, кто не читает, само это уже дурь. Я . . .

29.11.2021
16:35

Кухня

    Можно ли из некомпетентного – раз – и стать компетентным? По дороге научиться и стать? Обожаю идти в темноте к свету. Я сидел, читал статью про искусствоведение . . .

26.11.2021
22:37

Это возмущает

    Возмущает практика “в лоб” натяжек для цели восхваления знаменитого художника. Климт. Три возраста женщины. 1905. Холст, масло. "Дитя прижимается к матери. Оба . . .

25.11.2021
15:10

Поймал на проговорке (о Микеланджело)

    Один смелый человек, в заглавии взяв на себя обязанность сказать, в чём смысл фрески Микеланджело “Сотворение Адама” (1511), написал: "…чтобы пальцы были . . .

23.11.2021
12:55

Может ли понравиться безобразное?

    Может ли понравиться безобразное? – Может. Если оно сложно устроено, а вам удаётся эту сложноустроенность распутать как выражающую идеал автора.

    Я не знаю, как при этом с вашим эстетическим переживанием. Оно как таковое – как испытание сокровенного – переживается только при непосредственном и непринуждённом воздействии. А какое ж тут непринуждённое, если внешне безобразное? Как “люди-дикари, / На лицо ужacные, добрые внутри”.

    (Тут сразу хочется отвлечься. Мне – может, ошибочно – кажется, что слышится миниповтор “ю-и – у-и” в “люди” и во “внутри”. Может, это из-за доминирования в стихотворении Дербенёва кольцевых лексических повторов как образа застоя, начавшегося с воцарения Брежнева. То есть непринужденность обеспечивается интересом, что там ещё за повторы, кроме лексических.)

    .

    Первый вариант “Мистерии-Буфф” (1918) Маяковского

    .

    Может, у меня просто со вкусом плохо, раз мне безобразное в этой мистерии застит всё? С первой строчки.

    Ну кто, мол, так пишет: "об нас” вместо “о нас”?

    Семь нечистых пар:

     

    Это об нас взывала земля голосом пушечного рева

    Или (через две строки):

     

    исторгнутые из земного чрева

    кесаревым сечением войны

    Трупы, что ли, возмущённые тем, что и после Февральской революции продолжается империалистическая война? В нечистых мы иметь дело будем с трупами? Это образ совести, что ли, живущей в живых? – Непонятно и потому противно.

    Далее.

     

    Славим

    восстаний,

    бунтов,

    революций день —

    тебя,

    идущий, черепа мозжа!

    Это слава очередной, Октябрьской, революции? Но та произошла мирно, а не "черепа мозжа”. Или нечистые трупы, что восстали после Февральской, не могут знать будущего, и подано нам с их точки зрения? – Опять не понятно. И – противно.

    Прелесть тонического стихосложения и тогда, наверно, была ещё внове и не могла нравиться – мне и теперь – не шибко.

     

    Э`то об на`с взыва`ла земля` 4 ударения

    го`лосом пу`шечного ре`ва. 3

    Э`то на`ми взбуха`ли поля`, 4

    кровя`ми опоены́. 2

    Стои`м, исто`ргнутые из земно`го чре`ва 4

    ке`саревым сече`нием войны`. 3

    Сла`вим восста`ний, бу`нтов, револю`ций де`нь — 5

    тебя`, иду`щий, черепа` мозжа`! 4

    На`шего второ`го рожде`ния де`нь — 4

    ми`р возмужа`л. 2

    В общем, плохой у меня вкус, раз Маяковский – гений, а мне – противно. Но, может… Если проникнуться объективной гадостностью Октябрьской революции, то эстетическое удовольствие родится?

    Ведь Маяковский – футурист. А те всюду и всегда портят норму и натуроподобие, очень близко к сердцу принимая то в их любимом объективном прогрессе, что объективно же отвратительно.

    Есть такой Филатьев, большой ненавистник Маяковского и коммунизма. Может воспользоваться его ненавистью, и под светом её откопать, что имел Маяковский против советской власти… Ну, конечно, не давая Филатьеву казаться правым, где он тенденциозен…

    .

    Филатьев обрамляет рассказ о писании Маяковским “Мистерии-Буфф” – а это время до начала гражданской войны (в начале лета 1918) – потоком настоящих или придуманных стыдных для советской власти моментов. Они его вдохновили на угадку, что в имени Вельзевул (начальник ада) зашифрован Ленин:

    "А теперь присмотримся к имени “князя бесовского” Вельзевула. Начинается оно со слога “вел” (великий?). Слог “зе” по звучанию напоминает английский артикль “the”, который, как известно, происходит от местоимения “this” – “этот”. А заканчивается имя слогом “вул”. Что он напоминает? Имя и фамилию вождя большевиков: Владимир УЛьянов (ВУЛ). Что получается? “Этот великий Владимир Ульянов”.” (Главная тайна горлана-главаря. Книга 2).

    Смехотворно.

    Чтоб навести на советские бяки, Филатьев выбирает зверства большевиков после революции, которые он, Филатьев, начинает свидетельством Мариенгофа, что ранней весной 1918 года он из окна видел демонстрацию-строем латышских стрелков, несущих флаг с требованием красного террора. Он же, Филатьев, предполагает, что идею отхлестать большевиков по щекам Маяковский почерпнул у жены Горького, распоряжавшейся театральной жизнью. А та, вслед за мужем, во всю ругала большевистскую власть. (И Маяковский её-де вывел в пьесе.)

    Мадам-истерика

    (все время путающаяся под ногами, заломила руки)

     

    И опять и опять разрушается кров,

    и опять и опять смятенье и гул…

    Довольно!

    Довольно!

    Не лейте кровь!

    Послушайте, я не могу!

    А мне, с советским воспитанием, известно, что красный террор (очень страшная штука: берут подряд 500, скажем, представителей бывших дворян и расстреливают – за происхождение), - что красный террор объявили в ответ на белый террор. И было это не раннею весной 1918, а позже, после убийства Урицкого и покушения на Ленина.

    Я решил, что надо справиться у Горького в “Несвоевременных мыслях”. Открыл. Стал искать временную метку (т.к. Горький ещё в мае 1917 начал ругаться). Нашёл:

    "XLIV

    Сегодня “Прощеное Воскресенье” [это 7-е воскресенье перед Пасхой]….

    Но вот убиты невинные и честные люди Шингарев, Кокошкин, а у наших властей не хватает ни сил, ни совести предать убийц суду” (https://ruslit.traumlibrary.net/book/gorkiy-nesvoevremennye/gorkiy-nesvoevremennye.html).

    Я в интернет. – Да, убиты. 7 января. В злобе на покушение 1 января 2018 на Ленина. Неудавшееся.

    А в поэме Маяковского процитированное причитание Мадам-истерики происходит из-за выбрасывания нечистыми чистых с ковчега в ходе смены власти ввиду чудовищного объедания чистыми нечистых. То есть совсем справедливо.

    Так что: я поймал Филатьева на передёрге?

    У меня таки правильное воспитание и, соответственно, чутьё.

    .

    На страницах пьесы есть слова, лучше, чем Филатьев, объясняющие страдания Маяковского от беды Октябрьской революции:

     

    На пророков перестаньте пялить око,

    взорвите все, что чтили и чтут.

    И она, обетованная, окажется под боком —

    вот тут!

    Конец.

    Слово за вами. Я нем.

    Исчезает.

    Это слова персонажа “Просто человек”, появившегося среди нечистых, не знающих, что делать после Февральской (в мире пьесы) революции.

    Самоуправление! Без центральной власти. Анархия, одним словом. То, что смерть для централизованной советской власти, установившейся после Октябрьской революции (после входа в ад, если в мире пьесы).

    Если считать анархию идеалом и самого Маяковского, то говорить о наличии подсознательного идеала (то есть художественности, если по-моему) нельзя. Пьеса окажется произведением прикладного искусства. Приложено к задаче усиления привлекательности анархии. (Вот ад по пьесе нечистые и преодолели. И не силой – как и положено по Прудону – а агитацией.) А в реальности – совсем нет – почему и гадость с каждой строчки в пьесе).

    Следующий этап – рай. (По Филатьеву – повышенно чистый мир Горького и его жены.) – Совсем бестолковщина. И отсюда ушли нечистые. (А советская власть в действительности – остаётся нерушимой.)

    Теперь – обетованная земля. Вещное и книжное изобилие. Создаваемое трудом нечистых.

    Батрак (хмелея)

     

    Товарищи вещи,

    знаете, что?

    Довольно судьбу пытать.

    Давайте, мы будем вас делать,

    а вы нас питать.

    А хозяин навяжется — не выпустим живьем!

    Заживем?

    Без хозяев и без управленцев. Самодеятельность. (Чего даже в перспективе реальности не видно. Было б видно, если б была хоть тенденция. Отчего и гадости текста. Детские глагольные рифмы…)

    К годовщине Октябрьской революции от рабочего контроля отказались и "подошли к рабочему управлению промышленностью в общенациональном масштабе” (https://cont.ws/@fan077/1789718). Ленин выступил 6 ноября 1918 года.

    Пьесу на первую годовщину Октября уже играли. Значит, Маяковский угадал про отказ от рабочего контроля. Тенденция была видна.

    .

    Мне, конечно, приятно, что удалось объяснить безобразия пьесы “Мистерия-Буфф”. Но, честно, я что-то подозреваю, что эта приятность скорее познавательного толка, чем эстетического.

    Вкус не поддаётся исправлению.

    29 октября 2021 г.

     

22.11.2021
20:23

Хвала наобуму

    Из-за того, что слишком часто искусствоведы отказываются говорить о конкретной картине, о её художественном смысле, не отправляются от её деталей, или говорят до . . .

21.11.2021
17:37

Неисповедимы пути знания

    Есть два способа выражения вдохновения (подсознательного идеала): образом и противоречием, которое рождает катарсис. Поскольку второй способ сложнее, он как-бы . . .

19.11.2021
16:57

Мне всё можно

    Я, наверно, единственный, кто позволяет себе оперировать не принятой в науке об искусстве категорией “подсознательный идеал автора”. Поэтому я могу себе . . .

18.11.2021
13:05

Безответственное впечатление

    B> Хочу, по крайней мере, начать с него – с безответственного впечатления. Так случилось, что первая в жизни репродукция “Моисея” (1932) Эрьзи мне попалась такая . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100