TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.11.2021
16:57

Мне всё можно

    Я, наверно, единственный, кто позволяет себе оперировать не принятой в науке об искусстве категорией “подсознательный идеал автора”. Поэтому я могу себе . . .

18.11.2021
13:05

Безответственное впечатление

    B> Хочу, по крайней мере, начать с него – с безответственного впечатления. Так случилось, что первая в жизни репродукция “Моисея” (1932) Эрьзи мне попалась такая . . .

17.11.2021
19:22

«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни

    Я чуть не до половины книги дочитал “Сад” (2019) Степновой, когда спохватился, что не пишу параллельно отчёта о чтении. Ошеломило меня чтение. Было как-то не до . . .

16.11.2021
13:06

Всё-таки сломленный

    Я про Иткинда пишу. Советская идеология претендовала на мировой приоритет в борьбе за Справедливость, а практика являла очень уж много примеров нарушения этой . . .

13.11.2021
23:14

И опять Глебова

    Это продолжение мыслей, помещённых тут и тут. Я подумал, что пафос серединности должен прослеживаться у Глебовой во всех темах. Следовательно, корёжение натуры у . . .

11.11.2021
19:32

Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)

    В последнее время меня заинтересовало притворство, думаю, искусствоведов, когда они хвалят авангардистов. Простецки говоря, на вещь смотреть противно, а они . . .

09.11.2021
17:30

Вечная тоска (о художнице Глебовой)

    Телеканал “Культура”. Передача “Искусственный отбор”. Пронзительно душевная музыка и общая панорама картин Натальи Глебовой в музее. И – вечная тоска . . .

08.11.2021
12:32

Сезанн открыл ящик Пандоры

    Меня здорово смутил один художник, сказав, что для него в искажениях пространства Сезанном видится определённая гармония. Из-за того, что сам я очень не сразу . . .

07.11.2021
15:46

Как в афишу коза

    Кого-то угораздило написать о Мунке: ""Купающиеся мужчины" (1907-08) - это энергичная дань жизненной мужественности” (https://art.mirtesen.ru/blog/43217230373/Edvard-Munk-ZHizn-i-rabota). И пошла . . .

04.11.2021
11:42

Нету там кота!

    Мне грустно. Мне грустно из-за эфемерности существования искусства.

    Я столько раз это повторял… Ещё раз повторить?.. Ведь мало вероятно, что сегодняшний читатель вот этой статьи читывал те, прежние повторы…

    Итак. Матюшкин: “Художественное произведение существует только в сознании человека — создателя или интерпретатора текста”. А я заостряю для произведения именно неприкладного искусства. То есть когда не в сознании, а в подсознании того и другого акт искусства совершается. – Как мираж. Вот – он был и – раз! – его уже нет.

    Я раз видел настоящий мираж. В Средней Азии. Мама, дедушка и я, похоронив в городке Кермине бабушку и папу, возвращались из эвакуации на Украину (ту уже начали освобождать и наш город уже освободили). И вот мы уезжали. По дороге в пустыне. К ближайшей железнодорожной станции. На арбе. Двухколёсной. На набросанных в неё вещах. Каждый – в абы каком положении. Я – лицом, повёрнутым на юг (как я теперь понимаю). Там, тремястами километрами южнее есть хребет Банди-Туркестан. Его я, наверно, и увидел в виде тоненькой голубой полоски на горизонте, чуть темнее неба. А по нему шёл размером повыше караван верблюдов с яком впереди. Что это был як, я узнал через сколько-то лет в будущем, в каком-то низшем классе школы. – Пока я думал сказать маме и дедушке, что я вижу, мираж исчез. И мне, когда я сказал, не поверили.

    Так этот единственный в моей жизни мираж я хоть запомнил на всю жизнь. А случаи озарения с тем или иным произведением искусства я, увы, напрочь забываю. Остаётся только смутное воспоминание, ЧТО было и ГДЕ искать.

    Ну я и нашёл – http://art-otkrytie.narod.ru/petrov-vodkin.htm – место, где зафиксировано озарение моё насчёт Петрова-Водкина.

    Перечитал. (Предлагаю и читателям этой заметки прочесть.)

    И понял, что не мог Петров-Водкин опуститься до изображения кота*

    в картине “Утренний натюрморт” (1918).

    Июль 1918 года. Началась гражданская война. Восстали левые эсеры. Убит германский посол. Антанта решила начать интервенцию в Сибирь. Британия высадилась в Архангельской губернии. Чехословаки захватили Уфу, меньшевистская Грузия – Сочи.

    Но.

    Принято решение об образовании регулярной Красной Армии. Украинские коммунисты решили освободить Украину от оккупантов. Левоэсеровский мятеж подавлен. Принята первая советская конституция, первый бюджет на полугодие.

    "В 1918 году Кузьма Петров-Водкин становится одним из учредителей и активных участников Вольфилы (Вольной философской ассоциации)…** Участники почти не говорили о политике и верили, что революция политическая должна стать прежде всего основой для революции духовной. Главными темами в клубах, кружках и дискуссиях Вольфилы была философия искусства и духовного преображения человека” (https://artchive.ru/kuzmapetrovvodkin/works/32569~1918_god_v_Petrograde_Petrogradskaja_madonna).

    И по принципу пути наибольшего сопротивления (любящим натурализмом) художник опровергает ультрапессимизм основоположника разрушительного ницшеанства, Сезанна, - отвергает того разрушение пространства: черпало ложечки, оказавшись за стаканом, просвечивает сквозь него к нам на 90 градусов повёрнутым относительно держала; края столешницы стола, следя от дальнего края, пересекая букет слева и чайнико-самовар справа, не оказываются на первоначальной прямой, а ныряют вниз; то же c краем доски стола, пересекающей яйцо. Сомнительна верность отражения яйца. Длинная серебряная чарка, лежащая на боку, имеет непаралельные друг другу дно и ободок чаши.

    Уж что-что, а напряжение от этих сезаннизмов в картине, хоть смутно, но чувствуется. И оно соответствует духу времени: борьба идей**, не только армий.

    Ну как при такой серьёзности можно ждать такого баловства, как рисование отражения кота? – Только будучи самому как-то принципиально безответственным за свои фантазии по поводу картины. – Этак можно и что-то собаковидное увидеть пониже вазы и левее стакана.

    10 октября 2021 г.

    * - Почему это до изображения кота опуститься не мог, а до изображения собаки – смог?

    - Потому что "После Первой мировой войны, революции и гражданской войны количество беспризорных собак резко возросло” (http://tramuk.ru/novosti/obshchestvo/2281-pochemu-poyavilis-brodyachie-sobaki.html). А тут хозяин другой. Хоть завтрак его беден (варёное яйцо и чай), но собаку он не выгнал. – Добрый человек.

    **- Вы под троеточием в цитате опустили, что в Вольфиле Замятин читал антиутопию “Мы”, совершенно антицентралистскую, то есть антисоветскую. А сам Замятин писал:

    “Весёлая, жуткая зима 1917/18 года. Бестрамвайные улицы, длинные вереницы людей с мешками, десятки вёрст в день, буржуйки, селёдки, смолотый на кофейной мельнице овёс. И рядом с овсом — всякие всемирные затеи: издать всех классиков всех времён и народов, объединить всех деятелей всех искусств, дать на театре всю историю всего мира… Писал в эти годы сравнительно мало; из крупных вещей — роман “Мы”” (https://polka.academy/articles/562).

    Вряд ли борьба идей была духом того времени, свидетелем которого был Петров-Водкин.

    - Правильное замечание. А у меня – ошибочная статья в этой части.

    А всё в последнем итоге – из-за необщепринятости такого феномена, как подсознательный идеал автора.

    У Сезанна и в мыслях не было, что он всё-всё-всё на Этом свете отвергает настолько радикально, что впору бежать вообще в метафизическое иномирие. Из-за Зла, преобладающего на Этом свете. Конечно же, перед нами исключительный человек. Сверхчеловеками их стали называть. Так вот сознанию его иномирие не дано. А дано всего лишь недовольство привычкой художников пользоваться прямой перспективой. Тогда как она искажает при пользовании ею, то, что на самом деле видит Сезанн. Человек он тонкий – разницу резко ощущает. Например, гора на горизонте при прямой перспективе ниже, предметы вблизи больше, глубина среднего плана меньше, а переднего – наоборот, больше, особенно интересно – что глаза Сезанна на самом деле видят кривой дорогу уходяшую вдаль. То, что мы все привыкли и рисовать и понимать как прямое.

    http://shubina_gallery.tripod.com/library/theory-painting/perspectiva.htm

    Прямая перспектива. Перцептивная перспектива.

    Всё это тонкие вещи, но художники их остро чувствуют.

    Например, если вам, сидящему за письменным столом, предложить откинуться на стуле и попробовать посмотреть как бы сразу и на левый, и на правый край стола… Вы заметите, что края расходятся? Хоть по закону прямой перспективы должны сходиться… Если вы заметите, с вами можно продолжать говорить.

    Вот эту субъективную, скажем так, перспективу учёные впоследствии назвали перцептивной. От perceptio — представление.

    Для сознания Сезанна такого масштаба бунта оказалось достаточно, чтоб рисовать, грубо говоря, не объективно (по нашему общему пониманию), а иначе. По-сверхчеловечески. А в подсознанательном идеале своём он шёл гораздо дальше по дороге разрушения. И вдохновение сознание его отключало, и тогда оказывалось возможным рисовать непотребство, а не пространство.

    Но для тех, для кого не существует подсознательного идеала, бунт Сезанна не бунт, а устраивание какого-то мира особой гармонии.

    И Петрову-Водкину так было. И он не для бунта применял сезанновкие разрушения пространства. Он чувствовал правоту перцепртивной перспективы (так можно было б от имени Петрова-Водкина сказать, если б он знал это слово).

    Но слова он не знал, а законы этой перцептивной перспективы явно чувствовал, раз смотрите, что нарисовал в своём “Утреннем натюрморте”.

    Нет. На несколько секунд отвлечёмся.

    Спустя десятки лет Раушенбах психолого-математически доказал, что в перцептивной перспективе ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний — в аксонометрии, дальний — в прямой линейной перспективе. Иначе: вблизи для нас всех, субъективно, параллельные линии, уходящие вдаль, расходятся, дальше – перестают, ещё дальше – сходятся.

    И вот это открытие Раушенбаха Петров-Водкин стихийно проинвентаризировал. – Гранённые вещи нарисованы в обратной перспективе. Особенно это чувствуется почему-то на стакане. Кто как, а я его воспримимаю расширяющимся книзу. Из-за чего при выражении этого потребовалось грани по мере удаления от моего глаза не разводить, как того требует обратная перспектива, а сделать просто параллельными. (Почему на стакане это сильно чувствуется, а на чайнике-самоваре нет, я не знаю.)

    На спичечном коробке дана аксонометрия (параллельное в действительности параллельно и в изображении).

    А в вазе с цветами дана прямая перспектива (перед нами как бы конус остриём вниз; чем дальше от глаза, тем схождение больше).

    Этот набор – образ девиза кота Леопольда: “Ребята! Давайте жить дружно!” – Не надо гражданской войны!

    11 октября 2021.

01.11.2021
20:04

Ещё одна заметка зануды

    Выскажу заметку сразу. Как называлась партия, правившая в СССР, когда умер Ленин? – РКП(б). Российская Коммунистическая партия большевиков. А кому посвящена поэма . . .

31.10.2021
16:02

Плохое как хорошее

    Если меня подспудно гнетёт прямая идейность искусства (прикладного, идеологического искусства), то как я буду относиться к основному значению слова? – Плохо . . .

29.10.2021
16:37

Наследие

    Начну издалека. Хоть это было общественное достижение – обработка камня – но мыслимо подумать, что был и кто-то первый, кто ударил камнем о камень с целью сделать . . .

28.10.2021
12:16

Тонкость грубости

    На днях я испытал редкое переживание. Я анализировал картину, скрыто от самого себя имея в виду после анализа наступящий синтез, неблагой для художника. Как вдруг, . . .

27.10.2021
18:31

Я понял!

    Я понял, что со зрелым художником случается, что он вдруг перескакивает в другой идеостиль. – Весь перец в “идео”. Одними и теми же средствами можно выразить . . .

25.10.2021
11:33

Страдания простеца

    Думаю, что я простец. Вот смотрите. В школе у меня был одноклассник, имевший музыкальное образование. Он играл на рояле. Именно рояль был у него дома (его отец был . . .

24.10.2021
19:42

За чёткость в мутном деле

    Есть такая каша – называется экспрессионизм. (Очень уж сильная выразительность, выходящая порой за пределы искусства, а именно – в жизнь с той непосредственным и . . .

23.10.2021
08:56

Из искры возгорится ль пламя?

    Я имею редкую возможность наблюдать, как у потенциально способного человека улучшается художественный вкус. А художественность я понимаю по-своему – как чуяние . . .

20.10.2021
11:19

Ну как можно до такой степени себя не понимать?!.

    Хорошо, что я не стал художником – слишком рассудочен. Не зря я думаю, что изо всего, что я в детстве и юности нарисовал, я теперь считаю только одну картинку . . .

17.10.2021
20:01

Я – против!

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Исх. 20:7 Как тут: "— Давай толкай, — сказал Птицелов, — я попробую завести… Это аккумулятор разрядился. Он . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100