TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.11.2021
16:57

Мне всё можно

    Я, наверно, единственный, кто позволяет себе оперировать не принятой в науке об искусстве категорией “подсознательный идеал автора”. Поэтому я могу себе . . .

18.11.2021
13:05

Безответственное впечатление

    B>

    Хочу, по крайней мере, начать с него – с безответственного впечатления.

    Так случилось, что первая в жизни репродукция “Моисея” (1932) Эрьзи мне попалась такая.

    Эрзья. Моисей. 1932. Альгарробо.

    И мне в ней увиделся Сталин.

    Бродский. Сталин. 1935.

    Шёл 1932 год. Конец первой пятилетки. Провалившейся по некоторым мнениям. Где-то я слышал, что Сталин признал, что самым страшным годом в его правлении был не 1941-й, а 1930 – выдержат ли крестьяне коллективизацию.

    "Запланированные задания “первой пятилетки” по существу были сорваны, и реальные результаты далеко отставали не только от контрольных цифр завышенного, но и первоначального “оптимального” плана” (http://historial.ru/Events/39-Pervyj-pyatiletnij-plan-1928-1933-godov.html).

    Троцкисты гнобили политику Сталина, взявшего на вооружение идеи Троцкого об индустриализации, как неумение руководить процессами. Понимай, Сталина надо сместить.

    Знал ли Эрьзя, что творится в стране?

    Мне хочется думать, что чувствовал. И понимал про русский народ, как и Моисей, что как ни плох еврейский народ, надо его продолжать спасать, пусть и сурово:

    "9 И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он -- жестоковыйный;

    10 итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

    11 Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,

    12 чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой” (Исх. 32).

    И потому сделал своего Моисея похожим на Сталина и таким суровым и мучающимся.

    Мне даже не нужно искать подтверждения биографией Эрьзи. У меня ж есть магическая палочка-выручалочка – подсознательный идеал автора (тут – идеал трагического героизма). Он не дан сознанию автора. И тот свободен в своём произведении ото всех обстоятельств жизни.

    .

    А теперь справимся всё ж с биографией.

    Так и есть. Несгибаемый. Что и соответствует типу идеала – трагический героизм.

    Что смущает* – это что сбежал он из СССР из-за футуристов и тому подобных левых, у которых у самих был идеал типа трагического героизма. Те только ещё больше искажали натуру из-за своего неприятия того строящегося якобы социализма, который не совпадал с их анархистским мнением о социализме.

    Скульпторы С. Алешин, А. Гюрджан, С. Мезенцев, С. Кольцов. Арх. А. и В. Веснины.

    Москва. Проект памятника Карлу Марксу. 1920.

    23 октября 2021 г.

    *- Правильно смущает. Потому что Эрьзя своими извивами линий противоположен истинному выразителю идеала типа трагического героизма и написавшему его поразительную формулу:

    Я с детства не любил овал,

    Я с детства угол рисовал.

    А извивы – типичный стиль модерн, стиль-бунтарь против стандартности изделий массового производства. Давай, мол, - природное, растительное (а фигуры – плоские, как на плакатах или витражах, что в сумме давало подсознательный катарсис: метафизическое иномирие, то есть это – ультраразочарованные авторы).

    Вот такому ультраразочарованному и плохо было в стране оптимистов и героев, почему он и удрал. А вернулся… Потому что давно исписался-изваялся и самоповторялся. И стал творить просто "эстетические изыски” (https://artchive.ru/encyclopedia/20~Art_Nouveau) без страшной глубины, что была вначале у стиля модерн.

    В скульптуре в принципе нельзя сделать плоские фигуры (в пику обстановке), зато возможны фактурные изыски: гипертрофированные жилы, морщины…

    Эрьзя. Последняя ночь осужденного перед казнью. 1909. Цемент.

    Ну и чтоб были извивающиеся линии.

    Эрьзя. Христос распятый. 1910. Цемент.

    Эрьзя. Христос кричащий. 1910. Цемент.

    Можно дать противопоставление гладкого тела негладкому барельефному фону.

    Эрьзя. Монголка. 1914.

    Можно вместо фона – волосы. Другая фактура.

    Ерьзя. К. Маркс. 1922-1923. Мрамор.

    Разочаровался в мраморе – переходим на дерево. С ним можно извивы пустить и на лицо. – Тот же “Моисей”. При соответствующем дереве (альгарробо) иномирие можно выразить самой фактурой дерева**. И, вообще-то, совершенно не важно, кого изображать.

    В конце концов, и мрамор можно. Важно только, чтоб было как можно больше извивов тела.

    Эрьзя. Спящая мать. 1937. Мрамор.

    24.10.2021.

    ** - Но в “Моисее” ж извивы – страшные, тогда как обычно в стиле модерн в них шик.

    Альфонс Муха. Зодиак. 1896.

    - Можно настроить себя так, что и извивы чего-то (это ж такое необычное, что на ассоциацию с телом не тянет) на месте, подразумеваемом как тело, тоже станут восприниматься, как шик.

    Именно на такой шик и рассчитывала Голубкина

    нападавшая на недоэкспрессиониста, но очень горячего Ге за – в последнем итоге – того неумение оторваться всё-таки от идеала благого сверхбудущего, как бы ни было страшно настоящее. Её переживания холодные (не купимся ж мы, что она сочувствует старости). Скорее эстетство тут, чем сопереживание. Подсознательный идеал-то – холоден: метафизическое иномирие.

    Так же и с “Моисеем” Эрьзьи.

    25.10.2021.

17.11.2021
19:22

«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни

    Я чуть не до половины книги дочитал “Сад” (2019) Степновой, когда спохватился, что не пишу параллельно отчёта о чтении. Ошеломило меня чтение. Было как-то не до . . .

16.11.2021
13:06

Всё-таки сломленный

    Я про Иткинда пишу. Советская идеология претендовала на мировой приоритет в борьбе за Справедливость, а практика являла очень уж много примеров нарушения этой . . .

13.11.2021
23:14

И опять Глебова

    Это продолжение мыслей, помещённых тут и тут. Я подумал, что пафос серединности должен прослеживаться у Глебовой во всех темах. Следовательно, корёжение натуры у . . .

11.11.2021
19:32

Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)

    В последнее время меня заинтересовало притворство, думаю, искусствоведов, когда они хвалят авангардистов. Простецки говоря, на вещь смотреть противно, а они . . .

09.11.2021
17:30

Вечная тоска (о художнице Глебовой)

    Телеканал “Культура”. Передача “Искусственный отбор”. Пронзительно душевная музыка и общая панорама картин Натальи Глебовой в музее. И – вечная тоска . . .

08.11.2021
12:32

Сезанн открыл ящик Пандоры

    Меня здорово смутил один художник, сказав, что для него в искажениях пространства Сезанном видится определённая гармония. Из-за того, что сам я очень не сразу . . .

07.11.2021
15:46

Как в афишу коза

    Кого-то угораздило написать о Мунке: ""Купающиеся мужчины" (1907-08) - это энергичная дань жизненной мужественности” (https://art.mirtesen.ru/blog/43217230373/Edvard-Munk-ZHizn-i-rabota). И пошла . . .

04.11.2021
11:42

Нету там кота!

    Мне грустно. Мне грустно из-за эфемерности существования искусства. Я столько раз это повторял… Ещё раз повторить?.. Ведь мало вероятно, что сегодняшний читатель . . .

01.11.2021
20:04

Ещё одна заметка зануды

    Выскажу заметку сразу. Как называлась партия, правившая в СССР, когда умер Ленин? – РКП(б). Российская Коммунистическая партия большевиков. А кому посвящена поэма . . .

31.10.2021
16:02

Плохое как хорошее

    Если меня подспудно гнетёт прямая идейность искусства (прикладного, идеологического искусства), то как я буду относиться к основному значению слова? – Плохо . . .

29.10.2021
16:37

Наследие

    Начну издалека. Хоть это было общественное достижение – обработка камня – но мыслимо подумать, что был и кто-то первый, кто ударил камнем о камень с целью сделать . . .

28.10.2021
12:16

Тонкость грубости

    На днях я испытал редкое переживание. Я анализировал картину, скрыто от самого себя имея в виду после анализа наступящий синтез, неблагой для художника. Как вдруг, . . .

27.10.2021
18:31

Я понял!

    Я понял, что со зрелым художником случается, что он вдруг перескакивает в другой идеостиль. – Весь перец в “идео”. Одними и теми же средствами можно выразить . . .

25.10.2021
11:33

Страдания простеца

    Думаю, что я простец. Вот смотрите. В школе у меня был одноклассник, имевший музыкальное образование. Он играл на рояле. Именно рояль был у него дома (его отец был . . .

24.10.2021
19:42

За чёткость в мутном деле

    Есть такая каша – называется экспрессионизм. (Очень уж сильная выразительность, выходящая порой за пределы искусства, а именно – в жизнь с той непосредственным и . . .

23.10.2021
08:56

Из искры возгорится ль пламя?

    Я имею редкую возможность наблюдать, как у потенциально способного человека улучшается художественный вкус. А художественность я понимаю по-своему – как чуяние . . .

20.10.2021
11:19

Ну как можно до такой степени себя не понимать?!.

    Хорошо, что я не стал художником – слишком рассудочен. Не зря я думаю, что изо всего, что я в детстве и юности нарисовал, я теперь считаю только одну картинку . . .

17.10.2021
20:01

Я – против!

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Исх. 20:7 Как тут: "— Давай толкай, — сказал Птицелов, — я попробую завести… Это аккумулятор разрядился. Он . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100