TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.04.2021
12:55

Ещё о книге Якимовича «Кандинский»

    Я уже написал (см. тут) одну статью о своих несогласиях с Якимовичем в первой части его книги “Кандинский”. Стоит продолжить записывать свои впечатления от . . .

21.04.2021
12:39

Не мура Муратовой. (Фильм "Настройщик".)

    Я решил пересмотреть мелодраму Муратовой “Настройщик” (2004) с намерением найти странности.

    Не поиздевалась ли режиссёр над своим персонажем Любой в первых же кадрах? Та очень хочет замуж. А ей много лет. Откликнулась на брачное объявление. Списались. Было назначено свидание. Она пришла раньше. Нервничает. Оттого выбрала, как потом оказалось, постороннего человека, что это тот. (Странно. Неужели они не обменялись фотографиями? Свои-то она ему слала – сказано ею. А он? Она просто обозналась?) Хорошо, она решила, что это тот. Чего она так нервничает насчёт подойти? Они ж переписывались. Договорено встретиться. – Ей впервой? Он ей очень понравился? 5 раз (я посчитал) прошлась мимо него взад и вперёд…

    Я вспоминаю себя…

    Глубокий старик, но с относительно гладким лицом. Еле-еле поднимаюсь по пляжной лестнице. Но очень достойно. Держусь прямо. Шагаю важно. Сперва правую руку бросаю вперёд по одному из перил. Оно мощное, из толстой доски. Я еле охватываю его ладонью. Потом поднимаю на следующую ступеньку левую ногу. Бросок всем телом с подтягиванием правой рукой, и вторая нога у меня на очередной ступеньке. Теперь всё повторить, начиная с правой ноги. И так далее. Меня перегоняет очень фигуристая девушка гораздо ниже меня ростом и, поравнявшись, смотрит мне в лицо секунду. Хорошенькая. Я её тут не впервые вижу. Она быстро доходит до уже близкого конца лестницы. Там все идут или влево, или вправо по тротуару, или прямо – переходят улицу. И только я перегнавших меня и видел. Но не так с этой девушкой. Она начинает ходить влево и вправо по несколько шагов, словно накручивая себя. Точно как эта Люба в кино. И вдруг, решившись, спускается ко мне и произносит несколько слов на иврите. Я останавливаюсь, улыбаюсь и говорю на английском, что я не говорю на иврите. Она: “You can help me?” – Я: “But I don't speak English either”. И девушка, извинившись, быстро взбегает по остатку лестницы и исчезает из виду. Больше я её никогда здесь не видел. Раза четыре она ходила взад и вперёд.

    Люба – 5. – Это насмешка? Скрытая… Тем паче, что Люба своего кавалера не узнала… Тем паче, что через 10 фраз (я посчитал) она его целует. А потом монтаж: они, встав когда-то раньше со скамейки идут, и он ей говорит о своей предпринимательской задумке, требующей денег, которых у него нет. Плюс Люба одета с выраженной претензией молодиться. – Думаю, всё это – насмешка режиссёра. Довольно безжалостная.

    До чего, мол, темперамент доводит.

    Сама Кира Муратова жила, слыхал, в аскезе и неком затворничестве… Всё-де вокруг не по ней.

    Весь остальной фильм, подозреваю, есть скрытое “фэ” недостойной жизненной гонке, обусловленной реставрацией капитализма. – Бац, - подумаете. – Ни много, ни мало… Потому что скрытых насмешек, подозреваю, тут много. И любовный зов ещё самый простительный. Но. Сменяться – так над любым смеяться.

    Хочу посмотреть в этой связи, как Андрей, настройщик роялей, наполняет ванну для, как потом окажется, своей спящей допоздна любимой. Мне показалось в первый раз, что вёдра каждый заход новые.

    Так и есть. После первых двух вылитых вёдер, ванна уже почти полная, а он, брякнув пустым вторым ведром о пол, бежит за следующей парой. С пустыми руками. И каждый раз возвращается с двумя полными вёдрами. И куда это он бегает по воду, если он живёт на чердаке. А чердаки водопровода не имеют. Значит, из придомной колонки вода. И влезал он на этот чердак по вертикальной пристенной лестнице. Да, с обеими руками занятыми сумками с едой. Но с сумками. С ними ещё можно как-то придерживаться руками за стойки. А как с двумя полными вёдрами? – Из-де-вательство режиссёра над суперэнергичным мужем Лины.

    И ещё. Лина-то, проснувшись, ванну приняла. А как вода там оказалась нагретой, пусть это даже лето, пусть и одесское, жаркое?

    Да! А что Андрея побудило наполнить ванну? – Я подозреваю, что запах от ступней спящей Лины. Иначе что это за поведение его? Вот он принёс продукты, бросился на кровать, как оказалось, рядом со спящей там Линой. И тут же садится, задирает одеяло, открывая ей ступни, смотрит на них, закрывает одеялом и падает обратно на подушку. А потом всё через секунду повторяется. Но теперь спящая шевелит пальцами ног. Он прикрывает их опять одеялом и бежит наполнять ванну. – Что это, как не насмешка?

    А это её; "Какой ты активный. Молодец! Я ещё с тобой поживу”…

    Я прямо теряюсь. Как понять всю глубину насмешки над этой Линой, Андреем, этой привычной циничностью отношений между близкими людьми… Наступившими после реставрации капитализма.

    Я лично такого не пережил. Зато я лично пережил это катастрофическое понижение уровня жизни. Я раз поднял положенный доброхотом возле мусорного бака целлофановый мешочек с абрикосовыми косточками. Как этот Андрей украдкой выпивал несколько глотков вина из не купленной бутылки в магазине. Или для меня аналогия, как один раз продавщица не досчитала мне одну банку баклажанной икры, а я её не поправил… – М! Как мы все пали! Эта унизительная суета предприимчивости… Я раз накупил в нескольких близрасположенных аптеках целую сумку поливитамина, смываясь с рабочего места, будто я пошёл к радистам или в цех. Жена поливитамин увезла в турпоездку в Югославию продать там. Я не уволился, когда обнаружил, что новая работа это шайка прикрытия действий по якобы созданию нового типа батареек для державы. Мне тут платили в три раза больше, чем на прежнем месте. – Чем я спасался? – Как можно лучшим соответствием чертежей правилам СЧХ (система чертёжного хозяйства). Это чем-то похоже на отказ Андрея состоятельную вдову Анну Сергеевну убить, чтоб ограбить, как хотела Лина: он взамен придумал феерию, в результате которой та ему 7000 долларов дала сама в порядке “деньги вперёд” за обман.

    Причём режиссёрское издевательство проникло и сюда.

    Нет артистизм и замысла, и исполнения обмана и Андреем, и Линой представлен безукоризненным и обманываемой женщине, и нам, зрителям. Но не способствующими. У телефона якобы банка, куда звонит Анна Сергеевна проверять, выиграл ли её билет 100000 долларов, Лину окружают её знакомые, предоставившие ей свой телефон. Так они громко ржут. Такое ржание не может не быть не слышно в телефоне Анны Сергеевны. Но она… не слышит. Это опять многостороннее издевательство режиссёра. Как я, чистоплюй, ставил свою подпись не под безукоризненно исполненным чертежом, а под протоколом несуществующего испытания опытного экземпляра батарейки. Не всё – ради денег, но – всё всё-таки. – Хохот Бога… “Всё – для себя!” – таков был тогда, да и остался теперь, принцип жизни на Украине. И Муратова, живя там тогда, над этим поиздевалась. Достаточно скрыто. Для сокрытия сделав Андрея фантастически обаятельным, весёлым и изобретательным, а Лину (Рената Литвинова) – фантастически женственной и красивой.

    Когда-то, в фильме “Короткие встречи” (1967), - та рукопись не сохранилась, - я в сущности определил идеал Муратовой как настоящий социализм в пику лжесоциализму, что был в СССР. Это из сегодня вспоминая. Передо мной тогда не стоял проклятый вопрос, подсознателен ли её идеал. Я чуял всем существом то, что теперь называю подсознательным идеалом. Было в фильме ЧТО-ТО, словами невыразимое.

    А вот в 2004-м, если идеал тот остался в Муратовой неизменным, Остался ль он в категории подсознательного? И в 67-м веял трагизм от фильма. Но тогда это был идеал типа трагического героизма. Что могло с ним стать за почти 40 лет? Он эволюционировал в очередной – типа благого для всех сверхбудущего (раз случилась реставрация капитализма)? Так и оставшись в подсознании?

    От огромного относительно настоящего пессимизма такого идеала в текст проходят "образы, связанные со смертью, гниением, разложением, болезнью” (https://profilib.org/chtenie/11822/uilyam-shekspir-gamlet-prints-datskiy-41.php).

    Бомжовая жизнь Андрея и Лины вполне годится для такой роли. А артистизм этой пары параллелен гениальности Гамлета у Шекспира, в произведении с тем же типом идеала, возникшего от маячения перед Англией того же капитализма, что наступил, вот, тут. Правда, во времена Шекспира слова “капитализм” ещё не существовало. Зато уже давно существовала “Утопия” Томаса Мора, повлиявшая, возможно, на мечтательную “Бурю” Шекспира. Но “Гамлет”-то написан раньше. Про него точно можно предполагать, что идеал при создании его был подсознателен. – А как с Муратовой? Странности, какие я нашёл в фильме, они что: намекают на благое для всех сверхбудущее? – Я было нацеливался на простой скрытый критицизм по отношению к капитализму. Скрытая сатира, мол. И тогда никакого подсознательного идеала. Но неизменный настоящий социализм достаточно неожидан. И потому фильм я могу себе позволить считать художественным (т.е. о незнаемом).

    11 марта 2021 г.

20.04.2021
15:53

Слова Кандинского о конкретных картинах своих

    Вообще-то я считаю, что слова автора о произведении вне этого произведения мало стоят, если произведение рождено подсознательным идеалом. В самом деле, идеал-то . . .

20.04.2021
15:52

Слова Кандинского о конкретных картинах своих

    Вообще-то я считаю, что слова автора о произведении вне этого произведения мало стоят, если произведение рождено подсознательным идеалом. В самом деле, идеал-то . . .

19.04.2021
19:43

Бесович этот художник Файбисович

    Когда-то победившая буржуазия, будучи очень довольна своим главенствующим положением, силою обстоятельств заставила художников воспользоваться академическим . . .

18.04.2021
12:17

Польза ненависти (художник Сергей Иванов)?

    Только что послушал песню Монеточки. Праздник контрнасилия Мы купили апельсин, он у нас всего один, Но его мы не съедим и друзяшкам отдадим. Эта долька для . . .

17.04.2021
22:37

Ишь, Ишин!

    Неудобное состояние: я глянул на ряд картин Ишина, и мне сразу стала ясна причина его ненависти, выразившаяся в примитивизме. Ишин. Утро в Норильске. 1965. Неудобство . . .

16.04.2021
12:50

Почему сесть в лужу – хорошо (речь о Тургеневе)

    Лет 10-15 тому назад я иногда получал отклики электронными письмами на свои публикации в интернете. Теперь годами не откликается никто. Или поумирали отзывчивые . . .

15.04.2021
15:30

Не только авангардизм есть дегуманизация искусства

    Стал я читать статью “Авангардизм как дегуманизация искусства" Тер-Абрамянца и растерялся: с чего начать оспаривать? Каждая фраза не верна. Ну, начну с такой: . . .

12.04.2021
18:37

Враги Василия Кандинского

    На Кандинского навешивают некое благочестие в виде приверженности третьему Откровению. Первое – Ветхий Завет, второе Новый Завет, третье будет после третьего . . .

11.04.2021
13:33

Я не верю футуристу, мол, Зданевичу

    Я не верю, мол, футуристу Зданевичу, когда он в 1913 году пишет о Наталье Гончаровой: "…работы в стилѣ футуристов (“Фабрика”, “Городъ ночью”)” . . .

10.04.2021
10:56

Смысл стихотворения «Дыр бул щыл»

    Я исхожу из догмы, что футуристы были обуреваемы тем в окружавшей их реальности, что можно было по их разумению отнести к прогрессу в наступившем ХХ веке, веке . . .

09.04.2021
15:38

Художественный смысл богатства голоса Высоцкого в радиоспектакле Эфроса «Мартин Иден»

    Уважаемый читатель, зашедший сюда читать случайно! Я не стану тебе подыгрывать – увлекать тебя. Мне не хочется быть рабом обстоятельств, одним из которых является . . .

07.04.2021
15:35

Что делать?

    Я был совсем благополучен со своим выводом по нескольким полуабстрактным картинам Кандинского (см., напр., тут), что он ницшеанец. То есть крайний из крайних . . .

06.04.2021
14:09

Всё зря

    Не первый раз… Выхватываю слово из текста искусствоведа Манина и от него пляшу. Назаренко. Декабристы. Восстание Черниговского полка. 1978. "Картина Татьяны . . .

05.04.2021
12:02

Ещё одна попытка понять Хлебникова

    На этот раз попробую понять “Учитель и ученик” (1912) Хлебникова. У меня попыток в самое последнее время уже несколько, кто следил. И всё укладываются в футуризм, как . . .

04.04.2021
19:06

Загадка искусства

    Недавно я вычитал, что ещё 2,5 тысячи лет назад, Платон, загадку искусства разгадал. Он это выразил на ему современном языке – со словом Музы (с большой буквы). Но . . .

02.04.2021
15:29

Упрямый Идиатуллин

    Странную книгу я читаю – “Бывшая Ленина” (2020) Идиатуллина. Впечатление, что автор, словно марсианин, тайно прилетевший изучать землян. Что-то много ему не . . .

02.04.2021
13:03

Мерзость у примитивизма?

    Так случилось, что в детстве я рисовал гораздо лучше своих сверстников. Меня даже маме предложили отдать в школу-интернат при Академии художеств, когда она . . .

31.03.2021
15:25

Когда Сергей Михалков был честен

    В затруднении я. Не знаю, с чего начать… Переполняет меня. Переполняет переживание того, что я, вообще-то, своим не считаю. А ещё горе, что, чтоб объяснить, в чём дело, . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100