Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Кошачий ящик Василия Пригодича  Классики и современники 
Дискуссия

Обозрение

ЕРДИТЫЕ ТРЕЛЫ ЕРДЮЧЕНКО АЗЯТ

без устали

22.01.2004
18:56

В помощь любителю изящной словесности. Русская Сафо.

13.01.2004
19:23

Постновогоднее послание украинскому президенту

09.01.2004
20:34

Осторожно, провокация!

23.12.2003
12:10

Младому поколению РП. Что читать в 2004-ом году?

20.12.2003
16:10

Повесть о советском человеке

15.12.2003
14:22

Домонгольские хроники

10.12.2003
13:18

Художник и власть

29.11.2003
16:09

Две альтернативы русского бытия

21.11.2003
13:45

Ночное светило русской поэзии

     

    В помощь филологическому студиозусу - читателю "РП". Тезисы для курсовой работы.

     

    Ночное светило русской поэзии

     

    ...Но сначала немного сетевой всячины. В конце текущего лета некий пламенный правдоруб с кошмарным псевдонимом "Цап Видрубайло" пригрозил русскоязычным канадским СМИ судебным преследованием. За что? За то, что они печатают писанину гнусного Сердюченки. Цитирую: "Серьезные люди решили собрать материал и подать в суд на канадские СМИ, которые его публикуют" (сайт berkovich-zametki.com 20 aug. 21:54).

    Покрывшись аллергической сыпью, ваш покорный слуга бежал с поля канадской публицистической брани и возвратился в возлюбленные пределы русской классики и на страницы "РП". Благодарю присутствующих за отклики на предыдущую статью о Пушкине ("Русская матрица") и приглашаю еще раз воспарить на вершины, где светятся вечные глаголы и царит божественная тишина.

     

    --------------------"------------------

     

    Дмитрий Мережковский называл Лермонтова "ночным светилом русской поэзии".

    - А Пушкина?

    - Её дневным светилом. При всей условности этих определений, они поразительно точны. Пушкин и Лермонтов являются как бы двумя полюсами русского поэтического космоса. Они задали ему координаты, которые действуют по сей день. Они заложили рибонуклеиновую решетку русской поэзии. Можно ли представить российского писателя, который обиделся бы сравнением с Лермонтовым или Пушкиным? Или английского автора, который остался бы недоволен рукоположением в новые Байроны или Шекспиры? Вот парадокс любой литературной цивилизации: она начинается с нескольких гениальных творцов, чтобы навсегда и добровольно остаться в их тени.

    Пушкин и Лермонтов поражают схожестью своих жизненных судеб. Они появляются в одно и то же историческое мгновение, в одном и том же высшем аристократическом слое, немедленно вступают с ним в затяжной латентный конфликт и добиваются того, что их раздраженным цензором становится сам царь. Проживают короткую, исполненную страстей жизнь и погибают смертью, о которой настоящий мужчина можно только мечтать: в дыму и грохоте дуэльных пистолетов.

    Как и Пушкин, Лермонтов начинает с лирических стихотворений, затем переходит к эпическим поэмам, затем к драмам ("Маскарад") и завершает свой творческий путь хрестоматийно известным романом "Герой нашего времени". Муза Лермонтова не менее полифонична, чем пушкинская: любовь, природа, родина, история, народ, власть, искусство, Бог, смерть - всё отразилось в её универсальном зеркале. Оба не избегают отчаянной эротики. Пушкинская "Гаврилиада" и лермонтовская "Сашка" по сей день являются конкурентоспособными образцами литературы "про это".

    А вместе с тем они разительно непохожи друг на друга. Лермонтовский лирический герой неспособен улыбаться. Он постоянно скорбит и страдает. Любовь на его страницах - всегда несчастная, трагическая, несостоявшаяся любовь. Если разобраться, Лермонтов не сказал о женщине единого доброго слова. К родине он тоже не питал особо приязненных чувств:

     

    Прощай, немытая Россия,

    Страна рабов, страна господ,

    И вы, мундиры голубые,

    И ты, послушный им народ.

     

    Лермонтовская природа? Она, как правило, ночная и хороша постольку, поскольку в ней нет человека. Гений Пушкина оптимистичен, исполнен жизненного тепла, гений Лермонтова, напротив, саркастичен, в нем больше от анафемы, чем от осанны. Сравним, например, их "Пророков". Оба стихотворения являются поэтическими шедеврами, но, Боже, как непохожи эти пророки друг на друга! Пушкинский пророк беспрерывно сближается с "планетой людей", лермонтовский - так же беспрерывно от нее отдаляется.

     

    С тех пор, как вечный судия

    Мне дал всеведенье пророка,

    В очах людей читаю я

    Страницы злоба и порока.

     

    Провозглашать я стал любви

    И правды чистые ученья:

    В меня все ближние мои

    Бросали бешено каменья.

     

    Посыпал пеплом я главу,

    Из городов бежал я нищий,

    И вот в пустыне я живу,

    Как птицы, даром божей пищи.

     

    Именно из пустыни начинает свой путь к людям пушкинский пророк и именно в пустыню удаляется от них пророк лермонтовский. Не "пророк", а "демон" - вот архетип лермонтовского "я".

    В чем причина такого отрицательного пафоса? Частично она в жизненном опыте поэта. К сожалению, виновником конфликтов с окружением чаще всего оказывался он сам. Из-за невыносимого характера он должен был досрочно покинуть университет. Биографы толкуют это отчисление как результат революционных настроений юного гения, но вот воспоминания его однокашника по студенческой скамье:

     

    "Профессор Преображенский, читавший изящную словесность, задал Лермонтову какой-то вопрос. Лермонтов начал бойко и с уверенностью отвечать. Профессор сначала слушал его, а потом остановил и сказал:

    - Я вам этого не читал. /.../

    - Это правда, господин профессор, - отвечал Лермонтов, того, что я сейчас говорил, вы нам не читали и не могли передавать, потому что это слишком ново и до вас еще не дошло /.../

    Так же, примерно, ответил Лермонтов и другому профессору."

     

    Перед нами типичная грубость заносчивого 18-летнего мальчишки. И увы, подобными эпизодами изобилует и учеба Лермонтова в юнкерской школе, и последующая офицерская служба. Он буквально напрашивался на конфликты по поводу и без повода. Он обладал несчастной способностью превращать во врагов даже своих знакомых и друзей. Появляется ли он на офицерской пирушке, в зале дворянского собрания, в литературном салоне - вокруг сразу же устанавливается напряженная атмосфера, прямо противоположная той, что возникала вокруг Пушкина. Дочери Николая 1-го просят у него на балу автограф - Лермонтов отвечает бестактной грубостью. Простодушный Белинский бежит к нему на гауптвахту, чтобы лично передать свое восхищение - Лермонтов обдает его высокомерным холодом. Сын французского посла де Баранта вежливо интересуется, не он ли фигурирует в одной из язвительных эпиграмм поэта - Лермонтов провоцирует дуэль. Современники свидетельствуют, что лицевая мускулатура Лермонтова была подвержена физиологическому изъяну: он был органически неспособен смеяться и даже улыбаться. Столь же несчастлива общая внешность поэта. Маленький, кривоногий, с непропорционально большой головой, лишенный пушкинского обаяния, он был исключительно несчастлив в любви, но стоило ему увлечь какую-нибудь женщину, как он сразу превращался в деспота и разражался стихами, подобными, например, следующим:

     

    Нет, не тебя так пылко я люблю,

    Не для меня красы твоей блистанье:

    Люблю в тебе я прошлое страданье

    И молодость погибшую мою.

     

    Когда порой я на тебя смотрю,

    В твои глаза вникая долгим взором:

    Таинственным я занят разговором,

    Но не с тобой я сердцем говорю.

     

    Ваш покорный слуга никогда не был женщиной, но может представить себе её реакцию в ответ на подобные признания в любви.

    В результате список любовных побед Лермонтова приближен к нулю, в то время, как о "любовном списке" Пушкина ходят легенды и даже создана специальная "литература вопроса", так называемая "парапушкинистика".

    Увы, Лермонтов не был добрым человеком. Даже причина его дуэли с Мартыновым двусмысленна. Она произошла из-за того, что Лермонтов начал донимать злыми насмешками сестер Мартынова, одна из которой осталась глуха к его ухаживаниям. Что же, Мартынов должен был поступиться достоинством родных сестер только из-за того, что их преследователем оказался знаменитый поэт? Сколь невыносимы в жизни, вообще говоря, эти творческие натуры! "Многолетнее общение с литературными знаменитостями заставляет меня с горечью признать, что их абсолютное большинство были решительно гнусны, как личность", - бросил однажды в сердцах Белинский.

    С самолюбием Лермонтова может соперничать только его талант. Его перу принадлежат непревзойденные шедевры русской лирики, но опять-таки: если Пушкин писал только хорошие или очень хорошие стихи, то не всё, написанное Лермонтовым, выдержало испытание историческим временем. Пушкин входит в золотой запас русской литературы любой строкой, любой запятой своего творчества. О Лермонтове этого не скажешь. В своих ранних поэтических опытах он часто и неуклюж, и беспомощно подражателен.

    Тем более поражают на этом фоне перлы, где простота соседствует с мудростью, а мастерство с вдохновением. "Парус", "Бородино", "Дума", "Тучи", "Утес", "Ветка Палестины", "Родина", "И скучно и грустно", "На севере диком стоит одиноко" - абсолютные, беспримесные шедевры. Под этими вечными строками с готовностью подписался бы не только Пушкин, но и любой поэт мира. А стихотворение "Выхожу один я на дорогу" достигает, по внутреннему убеждению автора этих строк, сверхчеловеческой мудрости и красоты.

    Лермонтов написал "Прощай, немытая Россия", но он же написал "Бородино", ставшее патриотическим учебником для нескольких поколений россиян. Он создал фантасмагорического "Демона", и он же - жизнедышащую "Песню про купца Калашникова". Гегелевское "несчастное сознание" уживалось в нем с гетевской "радостью бытия". И в том и другом он не знал меры. Отсюда и контрастность его вдохновения и пера.

    Пушкин завершил свой путь великими "Повестями Белкина". А Лермонтов? Написал первый и самый интересный в русской литературе роман. Интересный в буквальном смысле этого слова. Его вполне можно считать приключенческим; чего только стоит одна "Тамань". Фабульно-сюжетный механизм "Героя нашего времени" свинчен с надежностью и точностью английского замка. Он прочитывается на одном дыхании.

    Но не повествовательное мастерство сделало роман событием в русской литературе. Лермонтову удалось ухватить базовые типы русской действительности 19 века. Он, так сказать, объяснил своим современникам самих себя. Его Печорин превратился в нарицательный образ, а штабс-капитан Максимыч канонизировал тему "маленького человека" в русской литературе. Фактически "лишние люди" и "маленькие люди" становятся главными персонажами целого литературного столетия. Гоголь, Герцен, Тургенев, Гончаров, Достоевский неутомимо воспроизводили эту специфически "русскую" оппозицию, заложенную Пушкиным и Лермонтовым.

    За пределами этого очерка остались поэмы и драмы Лермонтова. Но Достоевский учил: "Есть главное, а есть самое главное". Автор смеет думать, что "самое главное" о Лермонтове он сказал.

     

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
254432  2003-11-21 14:43:13
-

254435  2003-11-21 17:45:37
Лиговский затворник http://www.prigodich.8m.com/
- Хорошо, очень хорошо...

254444  2003-11-22 19:48:50
Скептик
- Хорошо-то хорошо, но что ответить на упрёк, подобный Авторскому в адрес Ю.Дружникова ?

М.б., отправить на 34602 ?

297972  2011-12-12 19:56:49
ChuVaK
- Круто,помогло с домашкой!!! =D

297976  2011-12-12 20:53:40
Л.Лисинкер
-

Прекрасный лаконичный обзор.

Блеск! Что хорошо, то хорошо. Автору удалось:

--

"воспарить на вершины, где светятся вечные глаголы и царит божественная тишина."

--

17.11.2003
16:17

Русская матрица

10.11.2003
16:56

Таманский шиз

31.10.2003
16:56

Русофил как русофоб

22.10.2003
17:43

Галицкое Чудо-Юдо

15.10.2003
16:55

Прямоугольные истины

06.10.2003
21:23

Околомедицинское

25.09.2003
14:28

Украина - не Россия?

17.09.2003
20:01

Советский переплет

11.09.2003
12:11

Русский переплет

04.09.2003
16:30

В помощь любителю изящной словесности. Гений как шиз.

25.08.2003
18:48

Моим доброжелателям

1|2|3|4|5|6|7|8|9

 

  Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100
  Rambler's Top100