TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель. Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как . . .

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его . . .

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник . . .

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

21.08.2020
10:40

Что Нестеров ницшеанец, многих оскорбит...

    Я люблю следовать логике. И если она меня приводит – уже не впервые (см. тут) – к тому, что Нестеров ницшеанец, то я это и обнародую, ещё раз, буде такое подтвердится . . .

20.08.2020
10:17

Жуть

    Меня когда-то, давным-давно, в отрочестве, посетила жуть от мысли, что на всех концах Вселенной электрон имеет одни и те же свойства. Мне в этом виделся след . . .

19.08.2020
10:02

Пуантилизм выражает буддизм

    Чюрлёнис его когда-то отругал: "Segantinis puikus, tačiau per daug didelis technikas" (http://www.prodeoetpatria.lt/index.php/tevyne/knygos-uz-tevyne/185-m-k-ciurlionis-kurejas-ir-zmogus-stasys-yla). – Перевод: "Сегантини хорош, однако . . .

18.08.2020
08:49

Неужели это открытие?

    Вы, читатель, меня проверите. Мне кажется, что я сделал открытие. Оно связано со словами Флоренского: "…в этом диптихе головы двух позади стоящих фигур больше, . . .

17.08.2020
12:57

О безумной сложности - просто

    Я вчера посмел высказать суждение о подсознательном идеале Пушкина, когда он писал “Телегу жизни” (1923). И меня так замучили сомнения, что я решил к теме вернуться. . . .

16.08.2020
15:22

Голь на выдумки хитра

    Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо. Мефистофель, переодетый в Фауста, ученику. Я был лично знаком с одним поэтом. И не думаю, что он соврал, сказав, . . .

15.08.2020
10:24

Негонимый Каллима

    Объективность заставляет признать, что понятие “идеостиль” полезнее понятия “стиль”. Я поймал себя на мысли, что надо немедленно дать пример. Уподобляясь . . .

14.08.2020
08:58

Сближение

    Сегодня день рождения поэта Бориса Петровича Корнилова, автора слов песни “Нас утро встречает прохладой…”.

     

    Сегодня одновременно произошли два случая. Одно – получил очередное письмо из России с очередным выпадом адресанта против власти. Второе – открыл стихотворение Корнилова “Вошь” (1932), заставившее меня полезть в Интернет с запросом: “тиф в СССР в конце 20 – начале 30 годов”.

    "Первопричиной этих событий, конечно, была коллективизация, которая привела к массовой миграции населения в города и к расцвету беспризорничества,

    А города с их ударными стройками совсем не были готовы к наплыву беженцев из голодающей деревни. Говоря современным языком, для них не было никакой инфраструктуры: ни жилья, ни магазинов, ни поликлиник, ни больниц” (https://chel.aif.ru/society/35_rayonov_porazheny_sypnyakom_v_1934_godu_yuzhnyy_ural_perezhil_epidemiyu_tifa).

    Вошь

     

    Вошь ползет на потных лапах

    по безбрежию рубах,

    сукровицы сладкий запах

    вошь разносит на зубах.

    Вот лежит он, смерти вторя,

    сокращая жизни срок,

    этот серый, полный горя,

    полный гноя пузырек.

     

    Как дробинку, можно трогать,

    видеть глазки, черный рот,

    из подмышки взять под ноготь -

    он взорвется и умрет.

     

    Я плыву в сознанье рваном,

    в тело налита жара,

    а на ногте деревянном

    засыхает кожура.

     

    По моей мясистой туше

    гибель верная идет,

    и грызет меня и тут же

    гниду желтую кладет.

     

    День осенний смотрит хмуро.

    Тридцать девять.

    Тридцать пять.

    Скачет вверх температура

    и срывается опять.

     

    Дурнота, тоска и муки,

    и звонки со всех сторон.

    Я плыву, раскинув руки,

    я - уже не я, а он.

     

    Разве я сквозь дым и стужу

    пролетаю в край огня?

    Кости вылезли наружу

    и царапают меня.

     

    Из лиловой грязи мрака

    лезет смерти торжество,

    и заразного барака

    стены стиснули его.

     

    Вот опять сиделки-рохли

    не несут ему питье,

    губы сини, пересохли -

    он впадает в забытье.

     

    Да, дела непоправимы,

    ждали кризиса вчера,

    и блестят, как херувимы,

    голубые доктора.

     

    Неужели же, товарищ,

    будешь ты лишен души,

    от мельчайшей гибнешь твари,

    от комочка, ото вши?

     

    Лучше, желтая обойма,

    гибель верную яви,

    лучше пуля, лучше бойня -

    луговина вся в крови.

     

    Так иль сяк, в обоем разе

    всё равно, одно и то ж -

    это враг ползет из грязи,

    пуля, бомба или вошь.

     

    Вот лежит он, смерти вторя,

    сокращая жизни срок,

    этот серый, полный горя,

    полный гноя пузырек.

     

    И летит, как дьявол грозный,

    в кругосветный перегон,

    мелом меченный, тифозный,

    фиолетовый вагон.

     

    Звезды острые, как бритвы,

    небом ходят при луне.

    Всё в порядке.

    Вошь и битвы -

    мы, товарищ, на войне.

     

    1932

    Разница между авторами письма и стихов – принципиальная. Первый не хочет пальцем о палец ударить, чтоб число безобразий в стране уменьшить (он-де не специалист). Он преуспевает в полутворческой сфере, и на что он ни жалуется в письмах, по его собственному признанию, его лично не касается. Второй вшей воспринимает как внешних и внутренних врагов социализма, который свой. Сама грязь, понимай, есть следствие наличия этих врагов. (В чём-то он даже прав. Приняв силовой путь к коммунизму, естественно возбудить враждебность противников его {не себя же винить в выборе силового пути, он казался единственно возможным}. Враждебность извне обещала скорую войну. Чтоб к ней готовиться, пошли на силовую коллективизацию на селе {тракторам не годится черезполосица личных наделов земли}.) Силовая коллективизация была идеей Троцкого, присвоенная Сталиным себе. Корнилову, троцкисту в душе, плевать на тяжбу вверху. Раздрай в деревне есть продолжение революции. Ничего не поделаешь. И вошь из-за того раздрая – такой же естественный враг социализма, как и все остальные его враги. И – приемлется в таковом качестве: "смерти торжество”, “пуля, бомба или вошь”. “Всё в порядке. / Вошь и битвы…”. Знаменательна даже предударная рифма: "товарищ / твари”.

    Неприятие плохого у нынешнего, по сути, врага России, и некое приятие плохого у воителя за страну.

    Я в противоречии привык видеть залог художественности. – Так не являются ли художниками оба?

    Нет. Художественность – это когда воспевается два “хорошо” (или два “плохо”). У Корнилова одно хорошо – битва за социализм, другое для-себя-хорошо – это всяческая негативность живому у вши: "на потных лапах”, “сукровицы сладкий запах”, “враг из грязи”, “дьявол грозный”. – Два “хорошо сталкиваются” и дают выражение третьего хорошо – идеала трагического героизма.

    А у адресанта такого столкновения нет. Есть столкновение наличного материального “плохо” с идеальным “хорошо”. Значит, он живёт не художественно.

    Сближения с Корниловым получилось лишь внешнее.

     

    29 июля 2020 г.

13.08.2020
09:02

Проверка

    Предисловие. Всё, что я ни пишу, имеет скрытую связь с написанным мною ранее. Если оказывается, что я ранее ошибался, я место ошибки у себя на сайте помечаю красной . . .

12.08.2020
14:27

Религии как бунт

    Религии родились в бунте против самого наличия на свете смерти и несчастий. В бунте, не в смирении. Древнеегипетская, например. Оттого мумии фараонов там. – Якобы . . .

11.08.2020
11:02

Второсортное искусство

    Признаюсь, что действую по принципу: “Если я тебя придумала – стань таким, как я хочу”. Я беру, притворяюсь, что общественность приняла мои предложения. И дальше . . .

10.08.2020
08:23

Одно спасение - что ошибки учат

    Я, похоже, опять ошибся. Только я разобрался с “Конём” (1983) Битова (см. тут), что там вполне осознаваемое исповедание постмодернизма (ничто недостойно ранга идеала), . . .

09.08.2020
09:18

Без дипломатии

    Дипломатия требует теперь, при непопулярности идеи коммунизма, помалкивать о нём. Но я человек антидипломатичный. Плевать мне, что я от этого проигрываю. За то я . . .

08.08.2020
08:38

Амикошонство?

    Это будет статья про один рассказ Толстого (1881 года) про то, как сапожник Семён спас от смерти голого человека зимой. Надел на него, что на самом было. Привёл домой . . .

07.08.2020
23:17

Предзаря Оттепели

    Недавно читал очень яркие упрёки Путину, нарушившему историческую правду тем, что не сказал он, что главной причиной победы в Великой Отечественной Войне была . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100