TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.05.2020
09:04

Гриффитс

    Разрешите мне, читатель, просто придать иллюстрации к давнему тексту, их не содержавшему. Hеизвестный художник первой половины XIX века. Мужик лапти плетет, старуха . . .

03.05.2020
11:00

Несграбность эсэсэсэровская

    Поплакать в жилетку хочется… Я себя загнал в трудное положение. И это не только хорошо – я люблю преодолевать умственные трудности. Но и плохо – а что, если я . . .

30.04.2020
09:25

Воодушевлённый

    Воодушевлённый ходом мысли о различии декадентства и символизма (см. тут) как сатанизма и некого извода безрелигиозного христианства (да простится мне такое . . .

29.04.2020
09:43

Теоретические нестрадания

    Жаль не записал… Где-то я читал, как полезно, чтоб теория не была проработанной. Тогда её создатель сохраняет свежесть восприятия. Он не несёт перед теорией . . .

27.04.2020
17:25

Ох, уж эта интертекстуальность...

    Все новые поколения требуют “прекрасного прошлого”, раз будущего больше нет, обычного будущего, которое должно наступить, и даже не прекрасного. Подогора. На . . .

26.04.2020
10:02

Неминуемый провал

    Текст, что ниже, огромной трудности для постижения. Но мне так нравится преодолевать трудности, что я уверен, что найдётся ещё кто-то, кому этот пример преодоления . . .

25.04.2020
11:15

Как я разбирался в прошлом

    Меня заставил разбираться в прошлом Дмитрий Быков. Западник (думаю, правильно будет так его назвать). По мне, экстремисту не только эстетическому, но и . . .

22.04.2020
13:34

Бегство от скуки

    Во время сидения на самоизоляции в пандемию короновируса со мной случилась неприятность: как-то не находилась очередная большая книга об искусстве, чтение . . .

21.04.2020
17:55

Два кино в один день

    Два кино в один день – извинительно для карантина. На конец одного я наткнулся на каком-то из каналов ТВ – “Дамы приглашают кавалеров” (1980). Режиссёр Киасашвили . . .

19.04.2020
21:01

Выдохнули!

    Это я себе скомандовал пуститься в очередную авантюру. Почему авантюра? – По нескольким причинам. Во-первых, в науку об искусстве не вошло такое полезное . . .

15.04.2020
18:53

Это новизна наблюдения или нет?

    Некто Охоцимский написал по поводу библейских эскизов Иванова:

    "Штраус объяснил Иванову, что “вначале был образ”, а Библия – это лишь его словесное описание. Этот первичный образ он и стал рисовать”.

    Мифический.

    Так я что-то не читывал конкретных примеров сравнения писания Штрауса с деяниями Иванова. – Продолжу начатое (начало тут).

    Штраус.

    Отрицательный факт казни Христа и сопутствовавших действий

    "...приходилось истолковывать так, чтобы они утратили свой отрицательный характер и по возможности обратились в устои веры, чтобы их отрицательная ценность превратилась в ценность положительную и клеймо позора обратилось в знак почетного отличия” (https://e-libra.ru/read/129041-zhizn-iisusa.html).

    Если показать, что Христос был поко`рен наказаниям, как "это было предсказано Исаией в изречении, которое истолковывалось в мессианском смысле: "Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим, лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания" (50:6) [то] Иисус тем самым показал, что он есть тот, кем не хотели признать его ослепленные враги” (Там же).

    Пожалуйста, Иванов так и рисует.

    По рядом с собой положенной снятой одежде понятно, что снял Он её сам. Никто Его не связывал перед побоями. Он сам взялся за кольцо, вделанное в стену, чтоб палачам было удобнее Его бить.

    "Что даже первый ученик Иисуса малодушно от него отрекся, это опорочивало только самого ученика и обнаруживало слабость человеческой натуры, и в этом горько раскаивался впоследствии сам малодушный ученик; однако это отречение свидетельствовало также о высшем естестве и достоинстве Иисуса, ибо он сам предсказал это отречение, и предсказание его исполнилось в точности” (Там же).

    Иванов. Выход с тайной вечери.

    Образ предсказания дан в каком-то повторении цвета накидок Иисуса и Петра.

    Поэтическая красота (искусство слова в пику искусству вымысла) предсказания, как-то скрадывающая позор самого впоследствии почитаемого апостола, Петра, Штраусом порицается:

    "В рассказе Марка поэтическая фантазия рельефно проявилась в замечании о том, что прежде, чем петух пропоет в эту ночь дважды, Петр отречется от Иисуса трижды. Это сопоставление однократного пения петуха с троекратным отречением Петра – крайне неудачный вымысел и не заслуживает более подробного рассмотрения”.

    А Иванов со Штраусом не согласился и обеспечил красоту цветовым контрастом плащей Иисуса и Петра со всем остальным. И – перед нами воплощённое в цвете волшебство предсказания.

    Штраус:

    "В легендах той эпохи грядущее несчастье или бедствие часто предвещалось тем, что замкнутые двери внезапно раскрывались сами собою”.

    Пожалуйста.

    Иванов. Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на распятие.

    Причём от солнечного затмения (явления естественного) Иванов отказался: тень отбрасывают ворота, мужчина и две женщины слева.

    Штраус:

    "Матфей здесь сообщает как о том, что увидели у гроба обе Марии, так и о том, что произошло там перед их приходом, а именно "сделалось великое землетрясение" и сошел ангел с небес, как молния сверкающий, и отвалил камень от гроба, а стражники при гробе устрашились и стали как мертвые. Это последнее обстоятельство Матфей отмечает, очевидно, с той целью, чтобы показать, как и почему устранилось сопротивление стражников, о которых упоминает лишь Матфей и ничего не сообщают прочие евангелисты”.

    Пожалуйста.

    Иванов. Ангел отваливает камень от двери гроба.

    Даже более чем как мёртвые. Их вообще трудно увидеть. Если б не согнутая в колене нога одного воина, остальные повергнутые казались бы почвой.

    Штраус:

    "Если мы еще ближе всмотримся в отношение цитат Юстина к отдельным нашим евангелиям (за исключением четвертого), то увидим, что они более всего согласуются с Евангелием от Матфея… Но иногда замечается также сходство с Лукой… При этом он пытается согласовать обоих евангелистов по таким пунктам, по которым они между собой расходятся. Например, со слов Луки он сообщает, что ангел Гавриил предрек Марии ее беременность, и затем со слов Матфея, ничего не сообщающего об этом предсказании, повествует о том, как Иосиф усомнился в своей обрученной невесте и только в сновидении был наставлен на путь истины”.

    Что у Иванова об этом?

    Но лучше – без тени от света Господня.

    Иванов. Сон Иосифа (“Не бойся принять Марию, жену твою”).

    Сомнения Иосифа изображены горестной позой его на полу, схватившегося за лысую голову. Так, пожалуй, и заснуть невозможно. Или это момент его просыпания от озарения во сне: увеличенный живот Марии на кровати сияет, как солнце, по мановению правой руки Гавриила. – Чудо!

    Штраус:

    "Праотцы еврейского народа тоже были пастухами и среди стад своих получали откровения свыше. Первому Спасителю народа иудейского, Моисею, ангел Господень явился в то время, когда тот пас стада своего тестя Иефрона, или Иофора (Исх. 3:1), а предка Мессии, Давида, Бог призвал из овечьего загона, близ Вифлеема, чтобы пасти избранный народ Божий (Пс. 77:70; 1 Цар. 16:11), точно так же и греко-римская легенда повествует о своих героях Кире и Ромуле, что они росли и жили среди пастухов. Вот почему в данном случае первого извещения о рождестве младенца – Мессии были удостоены убогие и кроткие пастухи в поле, а не фарисеи и книжники и не жестоковыйный царь Ирод в столичном городе Иерусалиме”.

    Пастухи в поле, так пастухи в поле…

    Иванов. Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа.

    Почти нет в этом чуда? – Читаем дальше про свет великий:

    "Ангел является пастухам ночью, и "слава Господня осияла их"; эта деталь основана на следующем представлении: по словам Исаии (9:2), народ, блуждающий ныне во тьме, увидит свет великий, и "на живущих в стране тени смертной свет воссияет". Это пророчество отнесли к Мессии-Иисусу как Матфей (4:16), так и Лука, повествующий о детстве Иисуса (2:32); он есть "Восток свыше", свет, просвещающий во тьме (Ин. 1:5), а потому ассоциация идей приводила к той ночной сцене, которая нарисована Лукой. Ангел, явившийся пастухам и осиявший их светом славы Господней, возвещает им, что в городе Давидовом родился Спаситель, который есть Христос-Мессия, и он подтверждает истину своего благовестия указанием на то, что, вернувшись в город, они найдут в яслях спеленутого младенца. Так и пророк Исаия (7:14) подал царю Ахазу "знак", заявив, что некий не родившийся еще младенец при рождении своем получит имя, означающее радость, да и вообще еврейская легенда любит подтверждать истину пророчеств, божественное происхождение заповедей или высокое призвание угодников Божиих исполнением второстепенных, лишь на ближайшее будущее рассчитанных прорицаний (например, 1 Цар. 3:34; Мф. 21:5; Деян. 10:5-17). Когда ангел досказал свое благовестие, явившееся с ним бесчисленное воинство небесное стало славить хором Бога, а пастухи затем идут в город…".

    И этот поход изобразил Иванов.

    Иванов. Славословие пастухов.

    Воинство небесное – это, наверно, то, что мы видим на эскизе в ночном небе над городом.

    Кроме эскиза “Выход с тайной вечери”, всюду чего больше: иллюстрации слов Библии или изовымысла? – Я боюсь, иллюстрации слов. Что не красит художника. Спасает его только адресация к своим, тоже глубоко верующим людям.

    Хотя светящийся живот – это что-то.

    Но красоты цвета и рисунка Иванов явно избегает. – Почему?.. В эскизе “Выход с тайной вечери” исключение… – Это из-за духовидности? Не должно быть материального удовольствия? Или просто не всюду получалось совместить

    Иванов. Тайная вечеря.

    Чтоб доказать, что тут все 12 апостолов и Иисус, я преобразовал эту картинку, увеличив контрастность и обведя тонкими белыми дугами макушки (всмотритесь – увидите).

    А вот текст Штрауса, подводящий к духовидности, правда, одного только Иисуса:

    "Последователи Иисуса не могли представить себе своего убиенного Мессию простым заурядным мертвецом или нереальным бесплотным призраком, поэтому у них сложилась вера в то, что он воскрес и вознесен был к Богу на небеса, а на почве такого верования создавалось у них представление об Иисусе, воскресшем и вознесенном на небеса, как о существе, которое по достоинству своему по меньшей мере равно прочим небожителям, то есть ангелам, или даже превосходит их, так как сам Бог даровал ему "всякую власть на небе и на земле" (Мф. 28:18). Но Иисус не мог быть равен им, если бытие его началось лишь с момента человеческого рождения, тогда как ангелы появились уже в момент сотворения Вселенной; чтобы сравняться с ними в этом отношении, он должен был существовать уже до момента своего человеческого рождения, а в момент рождения он как личность не появился впервые, а только сошел на землю, или перешел от прежней сверхчувствительной формы бытия к земной форме существования…

    … Наименование Иисуса "началом создания Божия" (Апок. 3:14) стоит на рубеже именно такого идеального и реального воззрения, к которому приводили также некоторые черты моисеевой истории сотворения Вселенной. Как известно, в первой книге Моисея имеются два рассказа о сотворении человека. В одном (1:27) говорится: "И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". Во втором (2:7) говорится, что Бог Иегова слепил человека мужа из праха и вдунул ему дыхание жизни и затем сотворил ему жену из ребра его. Этот двойной рассказ навел новейших критиков на мысль о том, что первая книга Моисея составлялась из нескольких различных записей, а иудейских мыслителей он натолкнул на следующее открытие: если в одном рассказе говорится, что человек сотворен по образу и подобию Божию, а в другом, что он сотворен из праха, то, значит, в первом случае речь идет о человеке сверхчувственном, небесном, а во втором – о чувственном, земном”.

    Иванов, желая рисовать миф, духовное, попробовал в таком, крайне одухотворённом, виде попробовать нарисовать и вариант “Тайной вечери”.

    Нематериальность всех, а не только одного Иисуса означала, что в этой сцене предлагается людям не новая вера, а её символ (об этом и более материальном варианте “Тайной вечери” см. тут). Художник искал, какой вариант доходчивей об этом говорит.

    Другая причина создания Ивановым двух вариантов – варианты сцены в Гефсиманском саду.

    По Штраусу первые 3 апостола (Матфей, Лука и Марк) унизили Иисуса, показали его в слабости – молящим Отца о миновании мук. Что заметил 4-й евангелист, Иоанн, и дал легенду, которая "более продуманна и планомерна”:

    "…его [4-го евангелиста] Иисусу надлежало явиться на поле брани уже во всеоружии самообладания и мужества”.

    Иванов. Молитва в Гефсиманском саду (Моление о чаше).

    Иванов. Христос в Гефсиманском саду.

    Остаётся только вспомнить о своей идее-фикс, что художественно только то, что несёт следы подсознательного идеала автора, является неприкладным искусством, способом общения подсознания автора с подсознаниями восприемников, и не художественно (а несёт только эстетическую ценность {поразительно точно выражает знаемое переживание}), - не художественно то, что следов подсознательного идеала не несёт. Есть даже специальный термин для того, к чему приложенными оказались библейские эскизы Иванова – иеротопия. Это создание конкретных сакральных пространств, рассматриваемое как особый вид творческой деятельности.

    Творческой-то творческой, но получается, что библейские эскизы Иванова не художественны, ибо приложены к идее личностного (чуть ли не по-лютерански) переживания Бога (в пику засушенности официального православия его времени).

    8 апреля 2020 г.

14.04.2020
18:30

Народное творчество

    Разозлили меня один лялякающий товарищ. Восхитился народным творчеством во время карантина из-за короновируса. Вот один из объектов его восхищения. Я, по его . . .

10.04.2020
10:46

Это плохо

    Это плохо, что назвали "настоящей революцией” (https://news.mail.ru/society/36906463/?frommail=10) открытие того, что левша Леонардо да Винчи пользовался обеими руками, когда рисовал . . .

09.04.2020
16:26

Удар

    Я получил крепкий удар по моему самому яркому наблюдению – что в “Явлении Христа народу” Иванова никто Христа не видит. А если не по наблюдению, то по выводу из . . .

07.04.2020
15:53

Ну что поделать...

    Каждый плюс, как говорится, имеет свой минус. Так и со мной, толкователем произведений неприкладного искусства. Слишком много их истолковал. Настолько много, что . . .

05.04.2020
09:47

Микены и Украина

    Есть шанс что-то внятное сказать о такой вот скульптуре. Богиня со змеями (малая). Ок. 1600 г. до н. э. Фаянс, глазурь, пигменты, обжиг. Можно объяснить, почему . . .

04.04.2020
22:40

Авось...

    Авось, сама трудность задачи сотворит чудо, и я смогу… Ну чего уж мелочиться? – Смогу увидеть у Полозковой в подсознательном идеале – только не плюйтесь – . . .

03.04.2020
18:03

Почему Бродский писал по-русски и вне родины

    Бродский разочаровался во всём Этом свете. Естественно. Стал ницшеанцем. То есть его подсознательным идеалом было принципиально недостижимое метафизическое . . .

02.04.2020
11:11

Всё глубже и глубже и глубже. (Читаем Лосева.)

    Всякий стиль углублен до мировоззрения, а всякое мировоззрение конкретизировано и доведено до стиля. Лосев. Прочли, читатель, эпиграф? А я хочу ещё большей . . .

31.03.2020
12:22

Поражение, почти равное победе

    Я вздумал опубликоваться в рецензируемом журнале. Смешно началось. За эл. почтой следят и вставляют соответствующую рекламу. Ну вдруг вставили рекламу помощи . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100