TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.11.2019
16:05

Мой результат спора двух аполитичных

    Спор был о Высоцком. Оппонент был за то, что "Высоцкий не ставил перед собой задачи – спасение социализма… Высоцкий не был диссидентом и борцом с социализмом, . . .

04.11.2019
15:36

По случаю

    Случай – такой разговор в социальной сети: Один: Вы меня спросили: "Где это Высоцкий про спасение социализма, как свою сверхзадачу, вам напел?" - Я написал несколько . . .

01.11.2019
17:15

Чем чёрт ни шутит...

    Я пишу это в особо-драматический день. Несколько раз пробовал найти произведение с тайной: рассказ один прочёл, фильм один посмотрел. – Мимо. И от отчаяния . . .

29.10.2019
23:02

Спорю о вкусах

    Спорю о вкусах. Слыву за то неприятным человеком. На днях опубликовал переписку об этом в месте, где большинство мою точку зрения не разделяет. Это о Высоцком. И вот . . .

28.10.2019
19:27

Признаюсь честно

    Признаюсь честно: меня не впечатлило рассматривание репродукций картин Ларионова. Но меня зацепило, что он – глава авангардистов России. Как ни в почёте у меня . . .

27.10.2019
11:53

Фантасмагория

    Амнуэль: Я его [Михалкова] спросил, вы хотите жить в нормальной стране или в великой. Никита, ни минуты не думая, автоматически сразу ответил: в великой. Вот до тех . . .

25.10.2019
10:38

Новое время - старые песни

    Мне так каацца. А. Райкин Однажды мой лучший товарищ и всегдашний идейный противник, вновь пожелав меня уесть, сказал, что у меня в текстах перебор слова “же”. . . .

21.10.2019
14:14

Капец?

    Как побитый себя чувствую. Получил урок "отсутствующего горизонта будущего” (http://gefter.ru/archive/22681). Наткнулся там же на ссылку на книгу Магун А. Постмодернистский . . .

20.10.2019
12:59

Я волком бы выгрыз...

    Механизм создания догматизма у меня такой. – Я насобирал искусствоведческих принципов, заметил, что они взаимосогласованы, нанизал на них целые гирлянды . . .

17.10.2019
13:15

Знаете ли вы, какой первый смертный грех у католиков?

    Когда я осведомился, какой первый смертный грех у католиков – гордыня – я решил писать эту статью. Внутренняя подстраховка мне была не нужна: я две статьи написал . . .

14.10.2019
04:13

Как мне себя вести?

    Я чувствую, что повторяюсь. А не могу сдержаться и раз за разом лезу со своим уставом в чужой монастырь. Могу приесться как приставучий? Ведь сколько раз я ни . . .

13.10.2019
09:20

Даёшь романтизм!?.

    Начну издали. И, извиняюсь, с политики. Я уел сторонника нацистского влияния на политику Украины. Это – я заподозрил и оказался прав – уязвило другого, такого же . . .

11.10.2019
14:00

Проба вжиться

    Опять, больше про меня, чем про автора… Сенцова. Обвинённого в терроризме в Крыму и обмененного в порядке процесса примирения России и Украины. В связи с его . . .

10.10.2019
15:22

Что к чему

    Я б не стал писать о Зуеве, если б не прочёл его рассказ “Хорей" (2017). Но, прочитав его, я не понял, зачем это написано. Это был второй его прочтённый рассказ. В первом была такая мерзость, что я понял (или подумал, что понял), что это банальное и модное в определённых кругах “фэ” всему российскому при Путине. И что Зуев – критикан. Для проверки прочёл ещё и “Хорея” и бац: непонятность, зачем это.

    Стал перечитывать. Дошло, что "сделать ворота”, это не ворота двора какого-то, а футбольные ворота. – Я мог догадаться про футбольные? Не мог. Потому что о них – во втором абзаце и безотносительно к футболу, а в первом – безрадостная картина тундры в нецветущий период:

    "В окрестностях Харампура не было и двух прямых деревьев. Холод, вечная мерзлота под тонким слоем гнилой хвои и беспощадные океанические ветры кривили лиственницы. И каждая уродовалась по-своему”.

    Бр. О каком футболе может подуматься?

    И теперь вопрос: это у Зуева был расчёт или подсознательное?

    Если хотите анекдот, я его вам расскажу…

    У меня выработалась, может, и дурацкая, привычка всё проверять. А название Харампур мне показалось чужим каким-то. Я и посмотрел в гуглокарту (она у меня в компьютере поставлена в фавориты когда-то, когда меня товарищ подбил ею пользоваться, я с тех пор ею и пользуюсь {я вообще по старости лет не люблю перемен, что тоже оказалось знаменательным для разбора именно этого рассказа}). – Гуглокарта мне показала, что это город в Индии. – Опа. Зуев что: занимается и выдумыванием названий? – Я спросил: “Харампур Ненецкий автономный округ”. – Не фига. Всё равно показывает Индию. Тогда я спросил в поисковике: “тундра Харампур”, - и мне первой же строчкой выдало статью о деревне Харампур и Роснефти.

    Понимаете? “Англосаксонский мир не хочет даже смотреть в сторону ненцев, таких отсталых от гордого собою Запада”, - так мне подумалось. А о том-наоборот оказался рассказ. Не об отсталости!

    И эта мысль мне в голову тоже пришла анекдотически. Расскажу...

    Поисковик “Яндекс” обеспечивает оповещение, что мне на электронную почту пришло письмо: “1”. – Так, когда я полез из-за Харампура, мне это “1” и оповестило.

    Я периодически ругаюсь с одним родственником, пеняю ему, что он не русский какой-то, не любит Россию, непрестанно и, где ни попадя, ругает власть и идеалом имеет Финляндию. И вот – очередное его письмо во славу, если и не Потребления, то Самореализации на Западе. (Что миллионы туда едут исполнять те работы, которые местные презирают, он забыл.) Но – главное: меня по контрасту с недостижительностью, которую – судя по рассказу – исповедуют ненцы в отличие от приехавших туда работать русских, вдруг озарило, что исподволь Недостижительность-то и воспета. Презираемая Западом.

    "Когда счёт стал 8:8, Бондарь закричал:

    – Почему вы не вырываетесь вперёд? Почему поддаётесь?

    – Что за игра, если только мы забьём все мячи, – ответил Хорей, и Бондарь сдался”.

    Не фига себе!.. Тихой сапой. И “Хорей” – обманывающее название… (Я, когда писал это, не знал, что хорей – это длинный шест для езды на оленях.)

    Какая жалость, если Зуев ТАК пишет, будучи себе на уме, а не выражая подсознательный идеал!.. – Я ж не смогу назвать его рассказ художественным из-за отсутствия, мол, следов этого подсознательного идеала.

    Или всё же тот факт, что рассказ я прочёл и не понял, говорит, что и сознанию Зуева “зачем написано” дано не было. Я ж – фрукт не простой, а ежедневно, десятки лет занимаюсь открыванием – обязательно скрытого – художественного смысла. Если уж мне он не сразу открылся, может, я имею право всё же считать рассказ художественным?..

    Или это – простой артистизм: писать обиняком, через наоборот?

    Читаешь и всё время впечатление чего-то нехорошего… Холод, опасные медведи и бешеные песцы, корявые деревья, болото, "пустырь, где гнили черепа с шишками пантов и ошмётками мозгов”, не умеющие лаять собаки, ненцы спят вместе с собаками, делят жену с братом, традиция возить умершего по тундре, пока не настанет весна. Исполнению этой традиции по отношению к умершему Хорею его двумя дочерьми, забросившими все свои дела, а до того никогда не приезжавшими к отцу, и посвящена последняя часть рассказа.

    Казалось бы, перипетии этой перевозки должны быть никому не известны, ибо взявшие отпуск для обряда дочери Хорея жили в Салехарде и, повозив отца до весны, уехали обратно. Но конец рассказа так думать не велит.

    "Когда началась весна, сёстры перестали возвращаться в посёлок и спали в шалаше на продуваемых ветром холмах Уронхоэ. С первой капелью, когда иней растаял и деревья стали чёрными, они обмотали отца тынзяном и повесили на ветку самой высокой лиственницы в округе. Через день звери растащили тело по кускам.

    Бондарь хотел устроить другу в фактории что-то вроде памятного знака. Но не знал, как объяснить дело начальству. Как-то вечером он собрал своих водителей и запретил им срезать верёвки с деревьев в тундре. Сказал, что на этих ненецких капканах – смертельный яд, который может убить человека, впитавшись через кожу. Так появилась первая байка комсомольской стройки на Ямале”.

    (Кстати по последним словам видно, что время действия – 1986 год. Всё плохое ассоциируется с советским временем.)

    Так вот по концу рассказа можно судить, что весь он подан с точки зрения этого Бондаря. Партийного. А коммунисты-то предали коммунизм. Понимали его в духе “каждому по потребностям” при неограниченном материальном прогрессе. То есть включены были в потребительскую гонку, органичную как раз для капитализма с его принципом наибольшей выгоды.

    И такие коммунисты чужды представлению о смертельности для человечества неограниченного материального прогресса и чужды принципу другого коммунизма: “каждому по РАЗУМНЫМ потребностям”. Которым ненцы-то со своим традиционализмом больше соответствовали, чем приехавшие комсомольцы и партийцы.

    Перипетии перевозки Хорея по тундре дочери его могла рассказать, до Бондаря это могло дойти. Вот и возможно представить, что весь рассказ подан не с авторской точки зрения, а этого Бондаря. Чуждого, получается, автору. И тогда всё негативное впечатление происходит от мировоззрения Бондаря. А у автора в чём-то противоположное мировоззрение. Противоположное Марксу, упомянутому в рассказе, не предвидевшему экологической смерти человечества от прогресса.

    И вся эта политизированность и сложность вполне годится для категории идеала автора. А из-за именно политизированности и сложности как раз и можно предположить, что такой идеал находится не в сознании Зуева, а в его подсознании. То есть рассказ – художествен по моему, эстетического экстремиста, критерию.

     

    Но дадим слово и адвокату дьявола.

    Зуев мог знать, что существует в Индии город Ауровиль, где в прошлом веке попытались построить послепрогрессный, скажем так, коммунизм, что Индия родственна России по, так сказать, недостижительности в менталитете, что это может объясняться и физическим родством из-за переселения древних ариев с территории России в Индию, отражающимся, в частности, в сходстве слов-названий российских мест со словами санскрита, что "Харампур — город и река в Ямало-ненецком автономном округе. Точный перевод — "ведомые Богиней Хара"” (http://integralyoga.ru/forum/index.php?topic=349.0).

    Зная такую сложность, Зуев не мог не иметь соответствующего идеала в сознании.

    Ну что ж?..

    Попытки апеллировать к подсознательному идеалу, конечно, пока не научны. Но, что подсознание мощнее сознания, не оспаривается никем. И вполне естественно думать, что именно эта мощь (другие называют это даром Бога или вмешательством самого Бога), - именно эта мощь распоряжается, чтоб, скажем, Зуев и Маркса упомянул, и что у ненцев "нет старшего”.

     

    А всё-таки надо признаться, что как-то неприятно читать Зуева. В чём дело? – Я думал-искал и вспомнил-вычитал. У себя самого. Зуев пишет так, как писал поздний Лев Толстой, когда выражение толстовства у него прорывались в те редкие места текста (“Хаджи Мурата” {тут он в большей части текста толстовство, наоборот, прятал}), где он не прятал толстовства. Например:

    "Письмо это и деньги вернулись назад с известием, что Петруха убит на войне, “защищая царя, отечество и веру православную”. Так написал военный писарь.

    Старуха, получив это известие, повыла, покуда было время, а потом взялась за работу".

    Сухо и лаконично (подчёркнутое место).

    Вот и Зуев:

    "Маркса Бондарь не читал, но догадывался, что эксплуатация – естественна, как влечение полов. Парень из села, он выбился в начальники из бригадиров. Туда попал, проявив себя в стройотряде. Он искал какого-то проявления честолюбия у местных”.

    Можно понять Белинского, когда он так написанные пушкинские “Повести Белкина” не принял:

    "Пушкин царствовал десять лет: "Борис Годунов" был последним великим его подвигом; в третьей части полного собрания его стихотворений замерли звуки его гармонической лиры. Теперь мы не узнаем Пушкина: он умер или, может быть, только обмер на время” (http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0310.shtml).

    Впрочем, есть мнение, что все великие книги написаны плохописью. Когда большинство ещё регулярно читало, оно читало бульварную литературу.

    24 сентября 2019 г.

08.10.2019
23:02

Моё поражение

    В сей крайности пришло мне на мысль, не попробовать ли самому что-нибудь сочинить? Пушкин. История села Горюхина. Поддаюсь смахивающей на графоманство пробе . . .

05.10.2019
15:57

От отчаяния

    Памяти Гия Канчели. Раз Данелия – для меня, по крайней мере, - в фильмах “Я шагаю по Москве”, “Афоня”, “Настя” (см. тут, тут, тут, ) оказался ницшеанцем, то надо . . .

03.10.2019
21:22

Лояльность

    Я смотрел фильм Сокурова “Одинокий голос человека” (1978) лояльно, внимательно. Потому что это был фильм, запрещённый к показу в СССР и чудом спасённый от . . .

02.10.2019
15:25

ШИШ или Отзыв о романе, который я не смог дочитать до конца

    Я полностью прочёл несколько других произведений Михаила Шишкина. Даже написал о них статьи (см. тут, тут и тут). Поэтому, думаю, могу себе позволить и не дочитать . . .

01.10.2019
15:04

О мёртвом

    Умер Марк Захаров. Вот времечко было! Отличных фильмов – полно. Я, помню, за секунду определял, хороший фильм или нет. А сегодня начался какой-то сериал. Мне самые . . .

29.09.2019
21:17

Любовь зла, полюбишь и козла

    Обидела меня жизнь или нет? Я такой уродился, что люблю что-то себе усвоить и потом тому следовать. Традиционалист этакий, если политизировать, что ни попадя. Если . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100