TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.09.2019
14:48

Как это назвать?

    Когда мне становится скучно, я в последнее время прибегаю к Дмитрию Быкову. Он почти обязательно ляпает что-то несусветное. (С моей точки зрения.) А область эта – . . .

25.09.2019
17:06

Взять ли грех на душу?..

    Есть у меня шаблоны при разборе художественного произведения. Ну как у всякого профессионала – секреты. Но я не люблю секретничать. Моя главная цель – научить . . .

23.09.2019
19:27

Кто: я! – и против Гоголя «Выбранных мест…»

    Гоголь: “…извлечет [народ наш] из "Одиссеи" то, что… человеку везде, на всяком поприще, предстоит много бед, что нужно с ними бороться, -- для того и жизнь дана . . .

22.09.2019
12:30

Рая знает всё

    Я тоже. Честно. Без такого самообмана ведь невозможно, чтоб автор вылез на публику со своим опусом. (Я не имею в виду теперешнее явление соцсетей, куда валят все всё.)

    Вот я знаю, как произошёл человек. – Большинство не читало книгу Поршнева “О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии” (2007), а я читал. И в результате я теперь знаю, как и искусство произошло.

    У волосатых трупоедов случилась мутация – начали рождаться недоношенные, да такие, у которых до смерти сохранялись черты недоношенности: безволосость, иная гортань (в будущем приспособленная для членораздельной речи). А главное – повышенная внушаемость. Таких младенцев стали съедать при плохой ситуации с едой. Для чего шерстистые внушатели внушали бесшёрстным внушаемым самкам дитё отдать стаду на съедение, а внушаемым самцам убить его для стада. – У внушаемых – стресс. А ещё одной мутацией было то, что, если все животные от стресса получают невроз и быстро погибают, то эти – нет. – Почему? – Потому что мозг с мутацией устроен так, что противоположные переживания (невозможно не отдать стаду дитя и невозможно отдать стаду дитя) замыкались на возбуждение третьего участка мозга (под лбом, в будущем центре речевого мышления {это совсем не сигнальная речь}). И от возбуждения этого участка особь, самка, хватает и делает что-то экстраординарное. Например, прокалывает ракушку. Не менее возбуждённые другие внушаемые самки хватают и делают то же самое с другими ракушками. (И этому ж никто не мешает – пусть себе…) А едва не обезумевшая мать берёт жилку и протягивает через все продырявленые ракушки. Совсем отпад! От такого (ожерелья) может впасть в ступор сам внушатель (вожак). И… Младенец спасён. – А у внушаемых – появилось контрвнушение (будущая вторая сигнальная система), т.е. они стали людьми, и одновременно родилось искусство.

    Произведение этого искусства выражает две штуки: 1) мы – люди, не они – звери и 2) ура жизни (из-за спасения младенца от смерти). Первое – исторически изменчивое выражаемое, второе – надисторическое, неизменное выражаемое.

    Вот ради второго и создан сериал “Рая знает всё” (2019) режиссёрами Анатолием Артамоновым и Русланом Паушу.

    Я до этого долго не мог додуматься. И понятно, почему.

    Исторически изменяющееся выражаемое за тысячи и тысячи лет стало важнее выражения вечно одной и той же радости жизни. Иные учёные даже считают возможным, например, в литературе видеть религиозно-риторический тип, светско-риторический тип. Оба нравоучительные. То есть не имеющие отношения к художественности. Целые роды искусства – сатира – не имеют к ней отношения.

    Это всё – если согласиться, что художественность – это общение подсознаний автора и восприемников. (Надеюсь, не надо особенно доказывать, что первое ожерелье творилось не сознанием, которого просто ещё не было или почти не было.)

    Предреволюционные и революционные эпохи – из-за повышенной роли сознания – очень притесняют художественность. Им публицистику давай, т.е. вообще неискусство. Оболванивание тоже имеет свои времена расцвета. Такое представляется как раз свирепствующим в России после реставрации капитализма. Эти бесчисленные сериалы с хорошими концами и с внушением, в общем, что капитализм – это хорошо.

    Так когда это безобразие доходит до уровня ОБРЫДЛО, то глотком свежего воздуха представляется произведение, в котором (по-моему, подсознательно) воспевается та самая внеисторическая радость жизни. В образе Раи.

    Вы замечали, читатель, что на младенца можно смотреть бесконечно.

    Замечали?

    Он абсолютно естественный. И для тебя совершенно ясный. Вот тянет руку к игрушке, значит, он хочет эту игрушку схватить.

    И с этой Раей, как с младенцем. Играет совершенно естественного человека. Совершенно всё в ней понятно.

    Только написал, сразу вспомнил, обратное.

    Там так. Есть служебная милицейская двухкомнатная квартира. В одной комнате живёт Рая, дочка умершего участкового, страшно уважаемого, и потому её не выселили после его смерти. А во вторую комнату поселили нового участкового. И они влюбились друг в друга. Но участковый находится в процессе развода с женой. Он от её измены сбежал в этот городок. И ему дали комнату в служебной квартире.

    На него, естественно, стали охотиться все свободные женщины. Одна – продавщица.

    А Рая работает парикмахершей. Эта парикмахерская – центр всех новостей в городке.

    Приходит одна спекулянтка и предлагает купить платья. И рассказывает, что вот такое купила себе продавщица. Успевшая прилепиться к участковому. И Рая завидует и ревнует.

    И вот тут тот самый момент, когда она поступает загадочно.

    Она говорит, что тоже покупает такое платье.

    Спекулянтка ей говорит: “Оно на тебя большое”. (Продавщица больше Раи ростом.) Рая отвечает: “Ничего”.

    И купила. И впервые не понятно, что она делает.

    А она – когда участковый привёл продавщицу к себе в гости – заставила их обоих, прежде чем переступить из лестницы в коридор, вытереть ноги об влажную тряпку. А в виде тряпки – то самое платье, которое точно такое по расцветке, какое сейчас одето на продавщице.

    Унизила! И намекнула мужчине, кого он привёл.

    И это невозможно было зрителю предвидеть – так снято.

    Понимаете, в чём перец кино? В почти абсолютной естественности этой Раи.

    Женщины ж хитрые. Их непросто раскусить. А тут... Как открытая книга. – Глаз оторвать нельзя, как от младенца.

    6 сентября 2019 г.

21.09.2019
17:25

Срыв Гоголя и Мейерхольда

    …в центре всего знавший одну лишь думу – о Боге. Тут не было ни религиозного кризиса и никакого “поворота” в религиозную сторону, – ведь Гоголь с детства был . . .

17.09.2019
16:14

Ненацеленный ли это поиск

    Я читал книгу о Тарковском. Очень ясно вырисовывалась его элитарность в отношении эстетики. И, в общем, заблуждение о себе и народе. Он сперва (“Иваново детство”, . . .

06.09.2019
13:34

Путь к non-fiction у Тарковского

    Напишу вещь, которую, наверно, нельзя будет понять, не читая другого у меня по ссылкам… С “Иванова детства” (см. тут) Тарковский был уже, скажем так, . . .

03.09.2019
20:20

Всё-таки надо дочитывать до конца

    Всё-таки книги, попавшие в шорт-лист премии “Большая книга”, надо дочитывать до конца. Меня в конце “Жизни А. Г.” (2018) Ставецкого аж чуть слеза не прошибла. – . . .

01.09.2019
09:57

Сено-солома!

    Я в смущении, читатель. Я вдруг ощутил себя в западне. Она заключается в следствии из теоретического заявления, что произведение неприкладного искусства . . .

30.08.2019
14:50

И ещё одна авантюра

    Я, наверно, извинюсь перед читателем загодя – за начётничество (если для критики меня выбрать самое плохое слово). У меня есть несколько искусствоведческих догм, и . . .

29.08.2019
19:32

Куда ж нам плыть?

    Я подумал: если моё имя кому знакомо, и я ему надоел, то меня просто не станут читать. А если кто станет, перед тем можно и повториться. Впрочем, мне и самому противно . . .

22.08.2019
11:57

Тонкость

    Обожаю чуять подсознательное. Читал некую книгу. Там персонаж сослался на некую песню. И со мной что-то стало. Я бросил читать. Полез в интернет смотреть, что это за . . .

17.08.2019
09:12

Разрыв Тарковского с Кончаловским

    В православии было так: чем хуже дела на земле, тем отрешеннее иконы. Уж как было плохо, когда крестоносцы захватили Константинополь, Византия исчезла, а вот именно . . .

12.08.2019
17:38

Перевод

    Одна профессиональная филолог, опечалилась моей деятельностью: вы вторичны. Я не удосужился спросить, что первичного сделала она. Но жизнь меня свела с другим, в . . .

09.08.2019
12:43

Я обижен

    Чем я могу оправдать существование этой статьи? – Советом не читать книгу Ермакова “Голубиная книга анархиста” (2018). Ибо к её характеристике прицепляют слова . . .

04.08.2019
09:15

По лезвию ножа

    Иду по лезвию ножа – может ничего не получиться с толкованием такой вот картины Михаила Иванова. Иванов. Галилея. Цфат. I. 1996. Надежда в одном. Я в этом Цфате был. И . . .

02.08.2019
13:31

Исповедь неудачника

    Неудачником меня считает моя ультраделовая дочка. И так называет – по-родственному откровенно. Другие, менее откровенные, молча так считают. Анекдот в том, что сам . . .

01.08.2019
12:31

Против себя самого

    Смею думать, что я не догматик. Хоть у меня полно догм. Я, признаюсь, сверяюсь с тем, что я написал ранее о ком-то, когда начинаю о нём писать новую статью. Так вот . . .

27.07.2019
09:30

Ещё один самоубийца

    Андрей Ширяев… Так случилось, что для “первого” самоубийцы, Бориса Рыжего, у меня нашлось (см. тут), чем мотивировать, что он “предвидел” смерть человечества от . . .

26.07.2019
10:59

На ноль делить нельзя, но...

    Разделить -- значит подобрать подходящее умножение. Для этого существуют специальные методы, но можно просто угадывать. Угадай, на какое число надо умножить 4, . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100