TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.04.2015
16:46

Цепляет?

    Уже много лет (я старый), когда я начинаю читать произведение, считающееся художественным, мне через несколько строчек становится скучно. Если я вознамерился его . . .

11.04.2015
11:03

Понимаете ли вы Маканина?

    Недавно я был удивлён верностью объяснения психологом, почему маленьким детям не скучно повторять одно и то же простое действие: потому что они восхищены своей . . .

09.04.2015
09:45

Блохины.

    Их два: Николай и Валерий. И я решил, отступая от своего принципа, разбираться с ними, отправляясь от мнения живописца о них. (Принцип состоит в том, что живописец же . . .

24.03.2015
16:35

Надо не писать, когда не пишется.

    Но если ТАК разрекламировали… Фильм Лунгина “Родина” (2015)… А он оставляет меня совершенно бесчувственным… Досадно. Раз (см. тут) он, Лунгин, было, меня пронял. – . . .

19.03.2015
11:14

Вопрос на засыпку.

    …объясняла ему [Пьеру] то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти. Л. Толстой. Война и мир. Мне ясно, что катарсис, как кресало . . .

09.03.2015
20:24

Мыслимо ли...

    По одной детали произведения определить, каким идеалом был движим его автор? Я говорю о Тимофее Кулябине и его опере “Тангейзер” (2014). Одной деталью является . . .

02.03.2015
11:15

Есть ли сейчас соцзаказ?

    Речь о фильме “Батальонъ” (2015). Не смог смотреть где-то у середины кино. Из-за начавшейся череды фальши. С книгами как-то проще. Не нравится – закрываю, и всё. Привык . . .

25.02.2015
15:48

Эксперимент и его результат.

    Эксперимент состоял в следующем. Я послал в США знакомому репродукцию такой картины. Косолапов. Ленин. 1989. И попросил показать её каким-нибудь американцам, . . .

10.02.2015
16:44

"Не виноватая я..."

    (Перепечатка из журнала “ТОПОС” с добавлениями) Меня попросили, а я не отказал… Меня попросили высказать своё мнение о “Левиафане” (2014) Звягинцева… Попросил . . .

05.02.2015
15:40

Что, если это иллюстрация?

    Я хочу говорить о вот этой картине Коржева.

    Беседа. 1980 -1985.

    Мог ли Коржев в 1980 году прочесть в том же году вышедшую во Франции на русском языке книгу Бажанова “Воспоминания бывшего секретаря Сталина” (1930 и 1977)?

    Или это у него совпадение с такой вот цитатой из этой книги:

    "Чего Ленин хотел? Конечно, осуществления коммунизма. К этому после взятия власти Ленин и его партия шли напролом. Известно, что в течение трех-четырех лет это привело к полной катастрофе. В позднейших партийных изложениях это стыдливо изображается не как крах попытки построения коммунистического общества, а как крах "военного коммунизма". Это, конечно, обычная ложь и фальсификация. Провалился в эти годы коммунизм вообще. Как Ленин принял этот провал?

    Официальные ленинские выступления говорят о том, как Ленин вынужден был изобразить отступление партии перед провалом. Меня интересовало, что Ленин на самом деле об этом провале думал. Ясное дело, откровенные мысли Ленина могло знать только его ближайшее окружение, в частности, две его секретарши…

    И наконец смог поставить вопрос, что Ленин на самом деле думал о НЭПе, считал ли он, что мы перед крахом коммунистической теории или нет. Секретарши сказали мне, что они ставили Ленину вопрос именно так. Ленин отвечал, им: "Конечно, мы провалились. Мы думали осуществить новое коммунистическое общество по щучьему велению. Между тем, это вопрос десятилетий и поколений. Чтобы партия не потеряла душу, веру и волю к борьбе, мы должны изображать перед ней возврат к меновой экономике, к капитализму как некоторое временное отступление. Но для себя мы должны ясно видеть, что попытка не удалась, что так вдруг переменить психологию людей, навыки их вековой жизни нельзя. Можно попробовать загнать население в новый строй силой, но вопрос еще, сохранили ли бы мы власть в этой всероссийской мясорубке".

    Я всегда думал об этих словах Ленина, когда через несколько лет Сталин начал осуществлять всероссийскую мясорубку, загонять народ в коммунизм силой. Оказалось, что, если не останавливаться перед десятками миллионов жертв, это может выйти. А власть при этом сохранить можно. Ленина остановил Кронштадт и Антоновское восстание. Сталин перед Архипелагом Гулагом не остановился.

    Интересная деталь. Я хотел узнать, какими книгами чаще всего пользовался Ленин. Как мне сказала Гляссер, среди этих книг была "Психология толпы" Густава Лебона. Остается гадать, пользовался ли ею Ленин как незаменимым практическим ключом к воздействию на массы или извлек из замечательного труда Лебона понимание того, что, вопреки наивным теориям Руссо, то сложное вековое переплетение элементов жизни декретами фантазеров и догматиков изменить совсем не так легко (отчего после всех блестящих революций и возвращается всегда ветер "на круги своя")” (http://lib.ru/MEMUARY/BAZHANOW/stalin.txt).

    Почему мне кажется, что Коржев нарисовал именно мысль Ленина о будущем?

    Если подойти наивно-реалистически, то в гражданскую войну такой сцены быть в принципе не могло. Церковь (а ведь мы видим именно церковное окно, полузабитое уже почерневшими от старости досками), - церковь, подумав, что новая власть недолго продержится, пошла на конфронтацию с властью. После гражданской войны произошли Кронштадское и Антоновское восстание и внутреннее признание Лениным провала дела коммунизма из-за инерционности менталитета. А церковь к тому времени как раз отступила. То есть, если наивно-реалистически, то нарисован именно момент осознания провала ломать жизнь через колено.

    Но. В какое время это нарисовано! – Самый-самый застой. Самое-самое накопление контрреволюционных сил. В момент окончания картины до 1991-го оставалось 6 лет. До катастройки, так называемой, – вообще года два.

    И если Коржев – мудрец, то он провидел и этот новый переворот, опять не считающийся с менталитетом, и новое разочарование.

    Я не мудрец. Я лишь как риторическую фигуру речи пускал в те же годы по отношению к своим подчинённым, дескать, вы живёте в раю, и вас так же выгонят из рая, как Адама с Евой (они читали, болтали, вязали, бегали по магазинам, а не работали, и их нельзя было уволить: была власть трудящихся всё же).

    Но если даже такой вот я как бы угадывал будущее, то почему в настоящем предчувствии отказывать мудрецу?

    И тогда отпадает вопрос, вынесенный в заголовок.

    Это обыкновенный реализм, понимаёмый как открытие в социуме того, что никому, кроме художника, ещё не видно. Может, ему самому в словах “не видно”. А – только в образах. Менталитет – в образе слепого. Левые реформаторы – в образе Ленина. И чем неожиданнее образ – тем ближе к гениальности художник. Можно даже чуть преуменьшить эту близость: левыми ж называли себя (и долго никто не удивлялся) контрреволюционеры Ельцин и компания (если Ленина называть революционером).

    4 февраля 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
322045  2015-03-06 20:55:48
Л.Лисинкер
- Таинственная беседа Ленина с неким старцем.

Автор эссе не разбирает картину на предмет, чего там больше ? - реальности или сюрреальности. Его, автора, интересует, что же на самом деле думал Владимир Ильич за пируэт с НЭП-ом.

И это, пожалуй, очень толковый фрагмент:

--

" ... вопрос, что Ленин на самом деле думал о НЭПе, считал ли он, что мы перед крахом коммунистической теории или нет. Секретарши сказали мне, что они ставили Ленину вопрос именно так.

Ленин отвечал, им: "Конечно, мы провалились. Мы думали осуществить новое коммунистическое общество по щучьему велению.

Между тем, это вопрос десятилетий и поколений. Чтобы партия не потеряла душу, веру и волю к борьбе, мы должны изображать перед ней возврат к меновой экономике, к КАПИТАЛИЗМУ, как некоторое временное отступление.

Но для себя мы должны ясно видеть, что попытка не удалась, что так вдруг переменить психологию людей, навыки их вековой жизни нельзя.

--- ----

А раэве 1991-й - 1993-й годы это не возврат к КАПИТАЛИЗМУ ?

Это был тот же НЭП, но в другой редакции.

322047  2015-03-06 21:10:12
Куклин - Лисинкеру
- Прол Ленина и НЭП - мысль толковая. Но одна маленькая деталь, которую никто из с овременныхъ исследователей не хочет замечать: Ленин не сам родил мысль о НЭПе, ее емпау под сказал крестьянин из Подмосковьяч, так называемый "ходок", известна и фамилия его - Тихонов. А Ленин ее лишь развил, обозначив в ряде статей, которые реализовывалисчь на первых порах (такие, например, как рабоче-крестьянская итнспекцуия), но с годами и особенно во время войны их похерилиновыее руководители партии. Ленин - в отличие от его преемников - всегда готов был признать ошибки свои и стреился их исправлять. Он просто не дожил до того момента, когда НЭЖП стал тормозом развитьияч страны, которая через 11 лет вступимла в смертельную схваткуу с фашизмом. Сталин отказался в 29 году от НЭП-=а именно потому, что из-за засилья буржуазных предрассудков внутри партии большевиков обдразовалась когорта истинных врагов народа - перерожденцев, ставших и пламенных борцов революции мздоимцами, казнокрадами и так далее - тем, кого теперь называют коррупционерами. Сталин решил проблему, организованную Лениным, по-своему. И, как показывает исторический опыт, это бюывло жесткое, но гениальное решение. Что бы пели бракодабры перестройки, если бы сейчас на территории России функционировал Троетий Рейх? Конечно в унисон наследникам Геббельса. Что, впролчем, делают они и сейчас. Извините за опечатки. глаза не держут текста.

322053  2015-03-06 22:40:03
Воложин
- Прав ли я,

что ввёл сокровенную мысль Ленина в искусствоведческий разбор? Что говорит мой бог Выготский? «Мысль в литературном произведении 1) или такой же материал, как произносительная и звуковая сторона морфемы, 2) или же инородное тело».

Так это – в литературном. А я-то мысль ввёл касательно произведения живописи. Вообще безобразие! Да?

Я защищусь, если позволите.

По Выготскому произведение неприкладного искусства существует только в голове восприемника. И больше нигде! В книге его – нет, даже и в качестве литературного произведения! В картине его – нет, даже и в качестве живописного произведения!

Представляете? Произведение неприклалного искусства есть только в голове восприемника.

И состоит оно там, в голове, из: 1) сознанием воспринимаемого «текста» и 2) подсознанием выданного смутного переживания (катарсиса).

Можно детализировать первое. Оно состоит из: 1А) осознавания текстового нечто + 1Б) сознавамого сочувствия этому нечто + 1В) осознавания текстого антинечто + 1Г) сознаваемого сочувствия и этому антинечто.

Подсознательный катарсис получается от столкновения противочувствий.

А потом случается акт последействия искусства: вас озаряет (словами) что было в качестве подсознательного (катарсиса).

Вот это последнее я и ввёл в качестве слов Ленина – акт последействия искусства.

Я представил синтез, не проделав предварительно анализа. Или, как иносказательно выразился Лисинкер: «Автор эссе не разбирает картину».

В оправдание могу привести примеры, что так, бывает, поступают и очень крупные личности.

Какие «текстовые» элементы, да ещё и противоречивые, побудили меня написать статью так, как я её написал? Близость стояния (друзья!) врагов (сторонника новации наскоком, коммунизма, и представителя навыка вековой жизни, неизменяемой наскоком). Хорошо одетого победителя и плохо одетого побеждённого… Озадаченного победой и торжественного в поражении…

Я виноват, что не довёл анализ до такой степени – до выявления «текстового» противоречия? Виноват. Но можно меня и простить: это ж очевидно.

А виноват я, что в конце включил в анализ дату создания и перешёл к злобе дня даты создания? – Совсем не виноват. Потому что катарсис уже был раскрыт.

Но виноват Куклин, плюющий вообще на эстетический момент.

Кто мы тут, в ДК, когда касаемся произведения искусства? – Только говоруны про политику? – Ну добро б, когда безотносительно к произведению искусства. Но тут-то…

322058  2015-03-07 11:36:52
Скиф-азиат (к 8 марта) http://www.stihi.ru/avtor/njaoksksksmur
-
Глаза в глаза...

соски её для меня как боги...
их шпилям я припадаю в ноги...
ресницами ей соски поглажу...
след оставяю и след мой влажен...

соскок... подход ко снаряду ниже...
колки́ остатки струн жёстких иже...
удар смычка и слышны струн всхлипы,
прелюдию проливает скрипка...

перебираю на грифе струны...
и губы влажные девы юны...
у этой скрипки я буду первым,
раскрыты створки, любуюсь перлом...

322064  2015-03-07 14:03:18
Воложин
- ** - А почему тут не сюрреализм?

- Сюрреализм в самом деле тоже беспощаден в трезвости по отношению к действительности. Но для сюрреализма вопрос решён окончательно: в мире царствует Зло. И если этого сюрреалист не приемлет, то, может, он революционер? – Нет. Революционеры – исторические оптимисты (после революции наступит победа идеала Добра; как и первые христиане – после скорого второго пришествия Мессии наступит царство Божие). А сюрреалисты не такие наивные, как революционеры или первые христиане (Зло – Абсолют; оно – неустранимо в мире). И их неприятие существующего положения дел гораздо острее. Они доводят своих восприемников до состояния предвзрыва такой силы, что в результате взрыва (по инерции от отвергаемого христианства) мечтается не мир, а какое-то иномирие. Оттого сюрреализм – это вид ницшеанства.

Эмблемой сюрреализма считается кадр из фильма Бунюэля и Дали “Андалузский пёс” (1928) – см. http://tfilm.tv/8821-andaluzskiy-pes.html Там крупным планом на весь экран

показан кусок лица от переносицы до левого виска и от нижних волосков правой брови до верхней части щеки. Глаз, в общем. И глаз этот взрезывается лезвием опасной бритвы.

Понять это может какой-нибудь разочаровавшийся в советской (а потому-де в любой) действительности Мамардашвили или подобный суперинтеллектуал.

“Вот представьте себе, что мораль зависит от успеха социального дела, в котором мы участвуем в той мере, в какой мы имеем официальные слова и официальные доктрины для построения такой морали, – морально то, что служит чему-то, так ведь? Но то, что служит чему-то, станет ведь не сегодня, а завтра (по определению – мы строим светлое будущее). Так вот, если смысл сегодняшнего выявится или появится, родится только от того, как и когда будет это светлое будущее, то, простите, тогда мы – безнравственные существа сегодня. Независимо от того, совершаем мы эмпирические злодеяния или не совершаем. У нас просто нет структуры нравственности. А поскольку она у нас все-таки есть, то это говорит о том, что действительная нравственность по своей структуре расположена (если она есть) иначе. Она не расположена таким образом во времени в последовательности…

…Могу ли я, захотев иметь мысль, этим хотением ее получить в следующий момент? Или – взволноваться, захотев взволноваться? Вдохновиться, захотев вдохновиться? Есть масса событий в мире, которые нельзя получить таким образом. Нельзя получить мысль, захотев получить мысль, и нельзя взволноваться, захотев взволноваться. То, что случится через момент, следовательно, не вытекает из того, что было перед этим”.

То есть “Даёшь непроизвольность! Свободу!”

Но это вообще. А в частности?

Луна. Сон. Луну перерезает тонкое облако. Глаз разрезает бритва. Сон. Рука, оторванная, продырявленная и облепленная муравьями, лежит на земле. Титр: “Весной…” Бескрайняя пустыня. Под палящими лучами солнца по грудь закопаны в песок мужчина и женщина. Они слепы и облеплены роем насекомых. Движения нет вообще.

Кадр почти пополам делят два пространства - небо и песок (пустыня). А в центре кадра находятся герои. Верхняя часть их тел - в “небе”, а нижняя часть - в песке. Эти "трупы" находятся и в одном и в другом пространстве. “Небо” как образ видимого, сознательного, если перевести на психологический язык. И “песок” - невидимое, бессознательное (и, кстати, никто не знает точно, что скрывает “песок”, - можно лишь предполагать). – Герои мертвы не в буквальном смысле – мертвы их души.

Глаз видит и узнаёт и ведёт к осознанию. Луна – всеобщее сознание. А внутреннее зрение ведёт в иллюзии, в тайное, невидимое, в душу. У героев нет глаз, нет проводника ни в реальное, ни в сюрреальное. Хоть сияет солнце. Смерть мужчины и женщины в том, что ничто не может попасть в их души, если проводника нет.

В Андалусии, когда умирает человек, воет пес, для того чтобы оповестить весь город.

По кому воет пес, кто умер? - Умерли эти люди, у которых нет прохода в душу. Умерли мы. Коллаж из толкования Прокоповой http://www.kinomag.ru/review-rvz9.html).

Как и любое ницшеанство, сюрреализм страшен.

А страшна ли картина Коржева?

Доверительное касание двух тел друг друга кричит, что тут не сюрреализм.

30.01.2015
12:39

Пожалейте меня, люди!

    Я загнал себя в угол. Пытаясь объяснить себе и другим, что хотел сказать автор своим произведением (что само по себе трудно), я ещё приказал себе сделать это путём . . .

29.01.2015
21:40

Это и значит - вчитывать?

    У меня есть некие убеждения. С ними я подхожу к неоконченной картине Давида “Клятва в зале для игры в мяч” (1791). Быстро становится известно, что это именно . . .

26.01.2015
16:00

Я попал?

    Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один . . .

26.01.2015
11:47

Хорошо, когда сходится.

    По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя. У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть . . .

21.01.2015
11:15

История и Бунин, изнасилованные Михалковым.

    Мне легче всего начинать с себя… Ну и всё же я – инструмент познания… Так я, кажется, виноват перед Буниным. Дело давнее… Я назвал его реалистом в “Солнечном . . .

19.01.2015
17:30

Получится ли?

    Взять предложенное стихотворение: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если . . .

08.01.2015
10:56

Заметка зануды.

    Зануда эта – я. Я часто начинаю с себя, потому что иначе меня могут вообще не понять. Есть разные жанры критики. Я представляю тот, когда критик ищет идеал, которым . . .

07.01.2015
14:14

С рыжим дружбы не води...

    Может ли кто согласиться со мною, что это неприятно, если ты читаешь роман или смотришь на живописное полотно и тебе понятны движущие автором силы? И наоборот, если . . .

03.01.2015
22:20

Из-под палки.

    Так получается, читатель, что то, что вы сейчас принялись читать, я пишу нехотя. Первый раз такое. Разбирать произведение, словно из-под палки… Объясниться? Я как-то . . .

01.01.2015
15:46

Что сказал Кончаловский и что сказалось.

    Мой дядя (самых честных правил, мещанских, не в укор будь сказано) вспомнился мне из-за фильма Кончаловского “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына” (2014). Он . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100