Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
18.04.2015 |
|
||
11.04.2015 |
|
||
09.04.2015 |
|
||
24.03.2015 |
Надо не писать, когда не пишется.
|
||
19.03.2015 |
|
||
09.03.2015 |
|
||
02.03.2015 |
|
||
25.02.2015 |
|
||
10.02.2015 |
|
||
05.02.2015 |
|
||
30.01.2015 |
|
||
29.01.2015 |
|
||
26.01.2015 |
|
||
26.01.2015 |
|
||
21.01.2015 |
История и Бунин, изнасилованные Михалковым.
|
||
19.01.2015 |
|
||
08.01.2015 |
|
||
07.01.2015 |
|
||
03.01.2015 |
|
||
01.01.2015 |
Что сказал Кончаловский и что сказалось. Мой дядя (самых честных правил, мещанских, не в укор будь сказано) вспомнился мне из-за фильма Кончаловского “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына” (2014). Он приехал к нам повидаться в Каунас в год, когда “офонарел” Арбат в Москве и когда главную улицу Каунаса тоже всю причесали и напудрили. Он вышел на эту улицу и выругался: “На чёрта такая красота!” А сам – из Питера. Ну то – вторая и бывшая столица; ладно. А провинции зачем щёки надувать? А год назад я был в такой израильской провинции – Цфат. Этот городок поступил с собою, как Каунас когда-то, только на всех, наверно, улицах. И уж точно – на тех нескольких, где я был. Жаль, памяти на вещи у меня нет… Что сотворил со своей квартирой, снятой нами и сдаваемой в посуточный наём и очень дорого, её хозяин, я описать не могу из-за этого изъяна моей памяти. Просто поверьте: я ахнул. Я даже записал, что увидел, но бумажка та потерялась. – Гимн Мещанству! А мой дядя раз снял хлев в пригороде Каунаса (другого помещения по сходной цене не нашлось), чтоб провести свой отпуск с сёстрами на даче. И ничего. Правда, то было несколько лет только после войны. Но всё равно. Есть разные мещане… Так Тряпицын – из минималистов, так сказать. Живёт в северной деревеньке, развозит на моторной лодке письма. Хотел бы жениться. Но очень страшен на лицо. И кажется, что фильм про то, как неудачно у него сложилась жизнь. На фоне исключительной красоты цвета сочной травы, лесов, озёр и небес. Приехала продавать свой дом одноклассница, безмужняя, с сыном. Не прочь бы к ней приластиться он. Но больно некрасив. Отвергла. Мотор с лодки украли пьяницы-соседи. Одноклассницу известили, что работа ей нашлась в Архангельске, и она уехала. Ну мотор, непонятно, то ли одолжил и купил, то ли почта подсуетилась. Всё. Обстановка бедная. Удобства на улице. Вода – из озера. В телевизоре – ерунда. Но жить можно. Только что-то на скуке акцент. Много раз снято одно и то же. Утро. Алексей просыпается, откидывает одеяло, спускает ноги в тапки (вид этих ног с высоты колен). Натягивает брюки. Идёт к озеру, что в нескольких шагах от дома, зачерпывает два ведёрка воды. Наливает в рукомойник и чайник. Есть газ. Греет воду для чая… День за днём. Одно и то же. Одно и то же. Для этого родился человек? Пусть и по красивейшему озеру развозит он почту… Загадочная сцена (а в сущности, всё ж понятно): Алексей понял, что раз у соседа застолье на дворе (чтоб больше гостей позвать), а пенсии ещё не было, то это он украл мотор. Пошёл. Трахнул кулаком по столу: верни деньги. – На него набросилась вся пьяница-семья. Повалили на землю. А он вдруг перестал драться. Лежит и бледно-голубыми глазами смотрит на такого же цвета небо. Прекрасен при всей своей некрасивости. И думает. – Все отступились в страхе. Что думает? Да то же: для чего родился я, человек? Чтоб отнимать у несчастного мои деньги – его выпивку? Встал и молча ушёл с пьянки при молчании всех. Меня ведь как озарило, что хотел сказать Кончаловский (может, и осознавая, что, да мастерски лишь намекая)? – Назавтра после просмотра мне вдруг вспомнилась фальшивая советская песня с такими словами:
И тогда я понял, зачем дал Кончаловский своему Алексею такой неожиданный поступок. Тогда вообще всё стало понятно. И почему Алексей, придя к знакомому по рыбалке генералу на космодром – тут, недалеко (Плесецк), – чтоб попросить мотор (генерал же… много может… списать, скажем, как негодный) и, натолкнувшись на первое же случайное препятствие в доступе к генералу (тот сейчас очень занят), велел полковнику просто передать от себя привет. – Алексей же гордый. Он же чувствовал себя когда-то достойным человеком. Строителем коммунизма. Невиданного на земле общества. И страна была впереди планеты всей не столько по космическим делам, а больше. Я бестактно это прямыми словами называю. Таково моё амплуа – ставить точки над “и”. У Кончаловского это много деликатнее – наплывом на гимн Советского Союза пионерских песен в воспоминании Алексея, стоящего посреди полуразрушившейся школы (деревня почти опустела от урбанизации, и в школе некому стало учиться, одни старики остались) и в присутствии серого кота-привидения (он не даёт по ночам ему забыть о сути всего-всего): “Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо…” “По улице шагает Весёлое звено, Никто кругом не знает, Куда идёт оно…” И понятно, почему под какой-то ощутимый гул бытия, на фоне поднимающейся в космос за спинами из-за леса ракеты идёт такой разговор: "- Вроде пенсию платят, и в магазинах всё есть, а люди всё равно нервные. - Время такое, Юра”. И это – в присутствии всё того же, никому другому невидимого серого кота. И почти на этом кино заканчивается. Таким кадром: Да. Это был обман – марксовый коммунизм. Но какой благородный порыв и на сколько лет охватил миллионы!.. 74 года вреда самой идее коммунизма, вреда тоталитарного (потому что коммунизм – это самоуправление), не смогли вытравить эту идею. Она вообще бессмертна, по-моему. И с первобытного коммунизма человечество началось, и всегда о справедливости мечтало, и его принципом – каждому по разумным потребностям – спасётся от глобальной экологической катастрофы. Только это будет не марксовый, а прудоновский. Не революционный, а эволюционный. Мирный. Он потому будет, наверно, не героическим, как марксовый. Или… всё же героическим? Всё же новое общество будет строиться. И – каждым… Или нет? И всегда такой народ, как русский, будет тосковать по утраченной мессианской миссии России*? И навсегда умолкла музыка с небес? 26 ноября 2014 г. * - Никаким подсознанием Кончаловский тут не грезит коммунизмом любого вида. Вот его интервью, в том числе и по этому фильму http://www.konchalovsky.ru/press/interviews/ И в нём он, ссылаясь на Чехова, говорит, что русскому человеку не хватает желания желать.- Интервью лишь подтверждает, что принимать во внимание нужно только текст произведения, а не что бы то ни было вне текста. В том же письме Чехова (от 12 декабря 1894 г.) он пишет Суворину, что он здоров. Так верить и этим словам? У меня, признаю, ужасная позиция: нецитируемость художественного смысла… недоказуемость его словами автора вне текста… непризнание слов об этом смысле никаких авторитетов… А верить надо этому гулу неизвестно откуда, вставляемому Кончаловским там и сям по ходу фильма. Это метафизический звук. Про Кончаловского не зря перед интервью сказано закадровым голосом, ссылаясь на самого Кончаловского, что на него наибольшее влияние оказали Феллини, Бергман и Чехов. Посмотрите http://art-otkrytie.narod.ru/kataev2.htm, посмотрите у меня любое о Чехове. – Все ницшеанцы. Но и русский народ – ницшеанец. Или уж во всяком случае того и гляди желающий ого-го чего. Из ряда вон выходящего. И марксовый коммунизм был-таки из ряда вон выходящим, как и метафизика ницшеанская. Пусть я не прав, назвав это из ряда вон марксовым коммунизмом. – Я ненамного извратил Кончаловского, если он – ницшеанец. Скажу более. Кончаловский вполне может недопонимать своё подсознание и спутать малость и не различить разницы между коллективистским и индивидуалистским из ряда вон, между марксовым коммунизмом и ницшеанской метафизикой. 27.11.2014
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"