TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.10.2023
17:14

Почему «Героям слава!»?

    Почему “Героям слава!”? Потому что побеждает не сила, а дух. – Врагов нужно знать до мозга их костей. “Героям слава!” это отзыв на нацистский призыв времён ВОВ . . .

16.10.2023
18:45

Болонская система не так уж и плоха

    Для болонок! . . .

15.10.2023
23:07

У попа была собака…

    Совершенно случайным образом моего внимания коснулось упоминание фильма “Тридцать три” (1965) Данелия. А у меня есть куча разборов его фильмов, в которых . . .

11.10.2023
10:14

Настырно

    Настырно – это противно. Особенно тому, у кого иное мировоззрение, чем то, к чему в синтезе из анализа, я привожу своего читателя, демонстрируя какую-нибудь . . .

10.10.2023
18:31

Что-то пошло не так

    Я почему-то никогда не помню одну цитату из Маркса. Всегда лезу в книгу, где я эти хлёсткие слова встретил, чтоб их переписать. Поскольку не помню, не могу . . .

01.10.2023
16:50

Не в театре

    Ох, и приятно, знаете, обнаруживать собственные мысли у здорово знаменитых людей. Одной такой собственной является моё наблюдение, что не принятое публикой . . .

30.09.2023
08:46

Почему я перестал смотреть сериал «Лимитчицы»

    Вообще-то я избегаю смотреть сериалы, но иногда срываюсь. “Лимитчицы” (2023) Добровой-Куликовой – такой срыв. Наверно, из-за того, случился, что там советское время, . . .

28.09.2023
16:16

Через наоборот! Пять веков спустя!

    Поразительный факт я только что вычитал: "При верной общей трактовке психологического содержания какого-либо произведения искусства — в деталях его . . .

27.09.2023
09:10

Вся рота идёт не в ногу

     

    Комичную, издевательскую над искусствоведами историю я прочёл.

    "Cодержание же... его картинам удавалось приписывать самое различное, самое произвольное содержание! А это— лучшее доказательство чуждости сезанновским замыслам какого бы то ни было вообще содержания. Тут будет кстати привести анекдот, рассказанный недавно, в “Candide”, Амбруазом Волларом, об одной из замечательных картин Сезанна, изображавшей пастуха среди обнаженных женщин. Устраивая выставку своей коллекции, А. Воллар вставил эту картину в старую раму. А на раме осталась случайно дощечка с надписью “Диана и Актеон”. Убрать ее А. Воллар позабыл, и критики, “ничтоже сумняшеся”, писали о замечательном выражении лица у Дианы и “стыдливом жесте ее служанки”. Через некоторое время устроители другой выставки попросили у того же А. Воллара “Искушение св. Антония” того же Сезанна, и случаю было угодно, чтобы А. Воллар, дав согласие, продал это самое “Искушение” кому-то другому, а на выставку послал тех же мнимых “Диану и Актеона” Сезанна; только на этот раз — без рамы, а стало быть, и без надписи. В выставочном каталоге, однако, значилось, согласно первоначальному предположению, “Искушение св. Антония”, и критика восторгалась теперь... сатанинской улыбкой у искусительницы святого мужа! А в “стыдливом жесте служанки” усматривалась особая инфернальность и т.п. Наконец А. Воллар не выдержал и спросил у Сезанна, что, собственно, тот изобразил на этой озадачивающей своим содержанием картине.— “Ничего! — ответил Сезанн.— Мне просто хотелось передать некоторые движения и краски”” (https://imwerden.de/pdf/evreinov_otkrovenie_iskusstva_2012__izd.pdf).

    Меня озадачивает авторское слово "замыслам”: я не знаю (не дочитал его вещь до конца), приведёт ли он своё “Откровение искусства” к содержанию подсознательного идеала, вдохновившего художника и не данному его сознанию, оставив там только замысел.

    И в чём здесь искомое мною содержание подсознательного идеала?

    Сезанн. Искушение Святого Антония. 1867-1869.

    Из массы репродукций в интернете я остановился на этой: только в ней есть красные оттенки в тенях на двух центральных женщинах.

    Зачем мне эти оттенки?

    Чтоб проиллюстрировать где-то прочтённые об этой картине слова о доведённом до абсурда импрессионизме.

    Формула импрессионизма какова? – Хвала абы какой жизни. – В чём состоит эта “абы какая” в жизнерадостных женщинах Ренуара? – В их неодухотворённости. Это какие-то средства увеселения и всё. – А в чём “хвала” в этих произведениях? – В частности, в сложных, до неожиданности, цветах теней.

    Вот с какой стати на правой нижней её челюсти голубое? Ничего поблизости голубого нет, чтоб от него был блик. Сколько-то похожее на голубое её платье очень далеко. А хвала – обеспечена.

    Так импрессионисты, - при всей объективной мизерности предметов, ими изображаемых (что соответствовало изрядной ужасности для очень многих тогдашнего капитализма, в виде "постоянно бредущей рядом нужды" [это о Ренуаре]), - импрессионисты в последнем итоге не унывали. А Сезанн ультрауныл. (Причин я не знаю. Может, из-за деспотизма отца.) Ещё он был женоненавистником… При тонкости душевной организации хватило, чтоб целью бегства из Этого плохого мира вообще выступило метафизическое иномирие. Как подсознательный идеал, сознанию не данный. Сознанию остаётся только что-то формалистское: "хотелось передать некоторые краски”.

    Причём упомянутое красное появилось непринуждённо, под воздействием подсознательного идеала. Сознание просто его приняло как годящееся для протеста против этих глупо жизнерадостных импрессионистов с их неожиданно цветными тенями. Приняло и обрадовалось вдруг наступившему внутреннему удовлетворению. Так что протест тут же забылся. И превратился в удовольствие формалиста своей смелостью.

    26 февраля 2023 г.

25.09.2023
10:12

Провал Венецианова и меня

    Мой провал в том, что я ничего особо странного не увидел в этой картине. Венецианов. Гумно. 1822-1823. А странного, оказалось по прочтении работы Михайлина и Беляевой, . . .

24.09.2023
13:22

И опять, как пластинку заело

    Мне подкинули ещё одну вещь Окуджавы. Не понял зачем. Чтоб я проверил 1963-й год как год поворота Окуджавы от левого шестидесятничества к правому? По дороге к . . .

23.09.2023
20:11

Ахеджакова ещё не преступила закон?

    Путин: “Кто встал на путь прямого предательства, совершая террористические и иные преступления, направленные против безопасности нашего общества, . . .

22.09.2023
12:24

Вот и опять слёзы

    И опять я боюсь: найду ли эстетическую (не моральную!) их причину. Евгений Харитонов Дети Донбасса Война. Хроническая фаза. Снаряды сыплются дождём. В . . .

18.09.2023
16:55

Дурак оказался я, а не Лесков

    Как-то не запомнилось, как я вышел на Лескова. Читал какой-то дифирамб ему по поводу какой-то его даты. И меня покорёжило, что там написано, что он писатель первого . . .

08.09.2023
10:46

Новые публикаций ограничения от 5-й колоны

    Вот это на дзен-канале было заблокировано за “язык вражды”. При запросе, за что заблокировано, блок сняли, но оставили ограничение – только для подписавшихся на . . .

04.09.2023
17:05

Спор о Бодлере

    Жаль, оппонент давно мёртв. "К концу XIX в. декаденты уже с издевательским смехом спрашивали новичков в искусстве: что такое красота? И их издевка была понятной — . . .

03.09.2023
16:30

Как пластинку заело…

    Это я про настроение, с которым берусь писать очередную статью… (Потом оно станет понятным.) – С другой стороны, конечно же, найдутся люди, которым внове мои . . .

02.09.2023
16:02

Вот, что ограничивает в доступе или вообще не публикует в России почти 5-я колона

    Вух, как меня подкузьмил один с предательством Городницкого! "Ну нельзя же так серьёзно. Вы ещё "В Сенегале, братцы, в Сенегале" проанализируйте на предмет . . .

01.09.2023
20:31

За что я благодарен советской власти, с которой цапался как мог

    Чёткий ответ я нашёл в книге одного эмигранта первой волны, на и сам так же думал: "Каждый образованный человек, по наблюдению Б. Христиансена, “протестует . . .

30.08.2023
14:06

Мандельштам как Шевчук?

    Один написал “Мы живем, под собою не чуя страны” в 1933-м, другой “Маленькую смерть” в конце февраля 2022-го, со словами: “Судный день от Пер-во-го лица, / Он желает . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100