TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.10.2023
17:14

Почему «Героям слава!»?

    Почему “Героям слава!”? Потому что побеждает не сила, а дух. – Врагов нужно знать до мозга их костей. “Героям слава!” это отзыв на нацистский призыв времён ВОВ . . .

16.10.2023
18:45

Болонская система не так уж и плоха

    Для болонок! . . .

15.10.2023
23:07

У попа была собака…

    Совершенно случайным образом моего внимания коснулось упоминание фильма “Тридцать три” (1965) Данелия. А у меня есть куча разборов его фильмов, в которых . . .

11.10.2023
10:14

Настырно

    Настырно – это противно. Особенно тому, у кого иное мировоззрение, чем то, к чему в синтезе из анализа, я привожу своего читателя, демонстрируя какую-нибудь . . .

10.10.2023
18:31

Что-то пошло не так

    Я почему-то никогда не помню одну цитату из Маркса. Всегда лезу в книгу, где я эти хлёсткие слова встретил, чтоб их переписать. Поскольку не помню, не могу . . .

01.10.2023
16:50

Не в театре

    Ох, и приятно, знаете, обнаруживать собственные мысли у здорово знаменитых людей. Одной такой собственной является моё наблюдение, что не принятое публикой . . .

30.09.2023
08:46

Почему я перестал смотреть сериал «Лимитчицы»

    Вообще-то я избегаю смотреть сериалы, но иногда срываюсь. “Лимитчицы” (2023) Добровой-Куликовой – такой срыв. Наверно, из-за того, случился, что там советское время, . . .

28.09.2023
16:16

Через наоборот! Пять веков спустя!

    Поразительный факт я только что вычитал: "При верной общей трактовке психологического содержания какого-либо произведения искусства — в деталях его . . .

27.09.2023
09:10

Вся рота идёт не в ногу

    Комичную, издевательскую над искусствоведами историю я прочёл. "Cодержание же... его картинам удавалось приписывать самое различное, самое произвольное . . .

25.09.2023
10:12

Провал Венецианова и меня

    Мой провал в том, что я ничего особо странного не увидел в этой картине. Венецианов. Гумно. 1822-1823. А странного, оказалось по прочтении работы Михайлина и Беляевой, . . .

24.09.2023
13:22

И опять, как пластинку заело

    Мне подкинули ещё одну вещь Окуджавы. Не понял зачем. Чтоб я проверил 1963-й год как год поворота Окуджавы от левого шестидесятничества к правому? По дороге к . . .

23.09.2023
20:11

Ахеджакова ещё не преступила закон?

    Путин: “Кто встал на путь прямого предательства, совершая террористические и иные преступления, направленные против безопасности нашего общества, . . .

22.09.2023
12:24

Вот и опять слёзы

    И опять я боюсь: найду ли эстетическую (не моральную!) их причину. Евгений Харитонов Дети Донбасса Война. Хроническая фаза. Снаряды сыплются дождём. В . . .

18.09.2023
16:55

Дурак оказался я, а не Лесков

    Как-то не запомнилось, как я вышел на Лескова. Читал какой-то дифирамб ему по поводу какой-то его даты. И меня покорёжило, что там написано, что он писатель первого . . .

08.09.2023
10:46

Новые публикаций ограничения от 5-й колоны

    Вот это на дзен-канале было заблокировано за “язык вражды”. При запросе, за что заблокировано, блок сняли, но оставили ограничение – только для подписавшихся на . . .

04.09.2023
17:05

Спор о Бодлере

    Жаль, оппонент давно мёртв. "К концу XIX в. декаденты уже с издевательским смехом спрашивали новичков в искусстве: что такое красота? И их издевка была понятной — . . .

03.09.2023
16:30

Как пластинку заело…

    Это я про настроение, с которым берусь писать очередную статью… (Потом оно станет понятным.) – С другой стороны, конечно же, найдутся люди, которым внове мои . . .

02.09.2023
16:02

Вот, что ограничивает в доступе или вообще не публикует в России почти 5-я колона

    Вух, как меня подкузьмил один с предательством Городницкого! "Ну нельзя же так серьёзно. Вы ещё "В Сенегале, братцы, в Сенегале" проанализируйте на предмет . . .

01.09.2023
20:31

За что я благодарен советской власти, с которой цапался как мог

    Чёткий ответ я нашёл в книге одного эмигранта первой волны, на и сам так же думал: "Каждый образованный человек, по наблюдению Б. Христиансена, “протестует . . .

30.08.2023
14:06

Мандельштам как Шевчук?

     

    Один написал “Мы живем, под собою не чуя страны” в 1933-м, другой “Маленькую смерть” в конце февраля 2022-го, со словами: “Судный день от Пер-во-го лица, / Он желает твоей смерти сильней, чем ты жить!”. Первый не выдержал раскулачивания, которое было началом новой волны репрессий, второй – СВО на Украине, последовавшей после зачистки протестного движения подростков. Оба стали на миг коллективистами. У первого “мы” с самого начала стихотворения, у второго местоимение первого лица лишь символ “мы”, а к концу стихотворения и просто внедряется в текст. И оба – индивидуалисты. А названные сочинения – произведения прикладного искусства (второсортного на мой, эстетического экстремиста, взгляд).

    Но, если честно, я это всё – для кликабельности написал. Потому что мой интерес к Мандельштаму 30-х годов в том, что, когда он после долгого молчания вернулся к писанию стихов, то он обернулся искренне желающим внутренне примириться с большевиками, что выразилось в стиле (лучше сказать – идеостиле) импрессионизма, “формула” которого: хвала абы какой жизни. Искренность, думаю, привела к подсознательности такого идеала. А подсознательное и есть мой главный интерес. Совсем не могущий совпасть с интересом многих и многих. Вот я и прыгаю, как рыба на берегу.

    Ну и как почти всегда эта статья – спор с очередными учёными: Михаилом Кукиным и Олегом Лекмановым. У них речь о кусочке стихотворения “Еще далёко мне до патриарха...” (1931).

    Они, вообще-то, молодцы. Признали импрессионизм стиля тогдашнего Мандельштама (2 раза применили соответствующее прилагательное). Но они не пользуются понятием идеостиля, а главное – “формулой” его. И поэтому от них ускользает негативный оттенок “абы какой жизни”. Они это стараются представить позитивным.

    (Я беру в кавычки “формулу” до сих пор, потому что формула идеостиля – не принятое словосочетание. Общепринятая формула идеостиля Высокого Возрождения [гармония низкого и высокого] является единственной общепринятой формулой. Все остальные идеостили такой общепринятости пока лишены. Вот и пришлось брать в кавычки.)

    Обсуждаемый ими отрывок такой:

     

    Вхожу в вертепы чудные музеев,

    Где пучатся кащеевы Рембрандты,

    Достигнув блеска кордованской кожи,

    Дивлюсь рогатым митрам Тициана

    И Тинторетто пестрому дивлюсь

    За тысячу крикливых попугаев.

    Их, Кукина и Лекманова, похвала отправляется от удачи. Никакого Кащея у Рембрандта нет, и никакой тысячи попугаев нет у Тинторетто, и никакой рогатой митры – у Тициана. Но им удаётся всё же их объяснить. Это само по себе удивительно эрудировано. И тонко. И сами учёные Мандельштама хвалят за умение уловить характер живописи перечисленных художников означенными словами.

    Перед цитированием надо упомянуть, что авторами показано, что картины всех троих были в списке кандидатов на продажу заграницу для целей обретения денег для индустриализации страны.

    "Если наша гипотеза верна, то логика упоминаний о Рембрандте, Тициане, Тинторетто <…> в <…> стихотворениях Мандельштама могла быть примерно следующей: пусть я никогда больше не увижу эрмитажные картины великих итальянцев и голландца, это меня не слишком удручает. Их работы легко “пересоздаст” мое творческое воображение, ведь хватает же мне одной или двух мелких деталей, чтобы сквозь ландшафт Москвы проступила экзотическая Азия (Азербайджан и Китай) или Италия [это всё реалии текста стихотворения “Еще далёко мне до патриарха...”]. <…> То есть, говоря “вхожу в вертепы чудные музеев”, Мандельштам имеет в виду <…> лирический герой входит туда не буквально, а в своем воображаемом путешествии”.

    И, мол, ура.

    Так это не ура, а абы какая жизнь. Она была б настоящей, а не ерундой, если б Мандельштам мог воспрепятствовать продаже шедевров, мог бы иметь средства посетить Азербайджан ещё раз, принципиально мог бы поехать в Китай и Италию. А раз всего этого у него нет…

    Спросите, а в чём состоит хвала (абы какой жизни)? – Да звучностью стихов. Вот гляньте, как в каждой строчке повторяются звуки "р” и "рт – рд – тр”.

     

    Вхожу в веРТепы чуДные музеев,

    ГДе пучатся кащеевы РембРанДТы,

    ДосТигнув блеска коРДованской кожи,

    Дивлюсь РогаТым миТРам Тициана

    И ТинТоРеТТо песТРому Дивлюсь

    За Тысячу кРикливых попугаев.

    Не знаю, как кому, а мне такое обнаружить – сласть.

    .

    Сидя в тепле за столом перед компьютером, когда там наши вот уж скоро год спасают страну. И чёрт его знает, спасут ли, если дойдёт до ядерного оружия.

    Но, если спасут, то такие мои радости точно распространятся в народе когда-то в будущем.

    16 февраля 2023 г.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100