TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


20.07.2023
08:10

Что бы это значило?

    Я сперва покажу, а потом начну рассуждать. Гребенков. Ни названия, ни даты создания картины я найти не смог. Художник, Гребенков, Михаил Николаевич, жил в 1922-1995 гг . . .

19.07.2023
19:10

И опять Прилепин не прав

    Ленин: Когда я умгу, вы мне *** отгежьте. Члены ЦК: Зачем, Владимир Ильич?! Ленин: Эта политическая пгоститутка Тгоцкий скажет: “Ленин умег – и *** с ним”. – И опять . . .

17.07.2023
15:55

Если долго мучиться, что-нибудь получится?

    Начинаю писать с самозаданием: найти тот изъян того прогресса для Сосноры во “Всадниках” (1959–1966), из-за которых ему приходилось закусывать губу до крови . . .

16.07.2023
08:02

Православие?

    Мне, как воинствующему атеисту, не нравится похожесть нынешней истории на Апокалипсис (с Антихристом-Западом) и противостоящую Злу Святой Русью, хранимой Богом . . .

15.07.2023
11:43

Вариант разгадки Филатова

    Мне понадобилось чётче проговорить для себя (и для других желающих), как мог автор “Пушкина” (см. тут) публиковать графоманские (см. тут и тут) “Тот клятый год уж . . .

13.07.2023
09:48

Гениален ли «Федот» Филатова

    Преднамеренность искусства не создаёт. Вейдле Вспоминая комнату, в которой я в раздражении подошёл к телевизору и выключил Филатова, читающего в телестудии . . .

08.07.2023
09:38

Как посмел Рембрандт покуситься на гравюру Сегерса? Переделал!

    Вот так. Сегерс. Товий и ангел. 1633. Рембрандт. Бегство в Египет. 1651. К Рембрандту в руки попала медная доска Сегерса. Он правую часть заполировал и выгравировал . . .

05.07.2023
19:08

Инна Чурикова умерла

    У меня началась чёрная полоса: не о чём писать. Когда у меня полоса светлая? Когда я натыкаюсь на книгу очень умного учёного, занимающегося искусством. Если мой . . .

04.07.2023
16:54

Ход мысли

    Оспариваемая мною Кира Долинина огорчила: очередная её заметка в книге “Искусство кройки и житья. История искусства в газете, 1994–2019", которую я собрался . . .

25.06.2023
14:43

Крепко рискую

    Состязаясь с Кирой Долининой (она не касается вопроса “что этим хотел сказать автор”, а я только этим и занимаюсь), я крепко рискую. Ответить на такой вопрос – . . .

21.06.2023
10:38

Давненько не брал я…

    Давненько не брал я тексты Киры Долининой для присобачивания отсутствующего в них рассказа, что этим хотел сказать художник. Теперь очередь пришла к такой её . . .

20.06.2023
15:15

Назвали Караваджо революционером в живописи, а что эта революция выражала духовно – молчок

    Газеты ХVI в. были преимущественно рукописными и не имели строгой периодичности… Несмотря на незатейливость этих газетных предтеч, они, несомненно, сыграли . . .

15.06.2023
14:58

Вожжа под хвост попала

    Очень многие на меня набросились за выведение Леонида Филатова графоманом. Может, то стихотворение было исключением? – А ну – другое… НЕ ЛЕТИ ТАК, ЖИЗНЬ О не . . .

12.06.2023
15:51

Россия – страна героев

    У немецких детей головы имеются, а у русских они есть. Вычитанное когда-то откуда-то. Страшно об этом говорить… Особенно, когда мне лично ничего такого не . . .

11.06.2023
18:24

Обычная хитрость

    Если б у меня была способность к дипломатичности, мне, может, было бы легче продвигать даже и крайности. Вот одна. Люди молчаливо признают разницу в качестве . . .

10.06.2023
09:56

Ну вот опять…

     

    Уж который день я провожу в поисках в интернете стихов о Донбассе, которые вызовут у меня невольные слёзы. Сколько перечитал стихов – уйму. – Один за другим не трогают. – Замечательный повод моим несчастным оппонентам назвать меня безнравственным. Они, бедные, не знают, что искусство, неприкладное особенно, и наука, его изучающая (да и не только его) – аморальны в некотором смысле. Мне это открыла теория художественности по Выготскому. А эту теорию с 1965 года никто из русскоязычных не применят на практике. С 1971 года она переведена на английский язык. И хоть я его почти не знаю, но думаю почему-то, если б кто-то заграницей эту теорию принял для практики, до меня б дошло в переводе.

    А донбасская тема теперь конъюнктурна. Вот я и подумал, что надо этим воспользоваться и сделать некий штурм во имя Выготского и как можно больше найти и разобрать стихов о войне на Донбассе, явно сочинённых под действием закона (это естественный закон, не закон гуманитарных наук), открытого Выготским (его стихийно исполняют все художники пера, кисти, резца и т.п.).

    Явность состоит в текстовой противоречивости. ЧТО-ТО, словами невыразимое, мучает автора, ибо он не может найти, как ему выразить это невыразимое. Он впадает в изменённое психическое состояние. В нём контроль сознания ослабляется, и из подсознания выплёскиваются на бумагу (если это стихи) текстовые противоречия, которых сознание, будучи в нормальном состоянии, не разрешило б руке написать.

    Как это ни дивно, такое читателю не бросается в глаза. А единственное, что читатель осознаёт как связанное со стихом, это внезапный свой плач. Ну или другое сильное проявление эмоции. Я на плаче зациклился из-за трагической темы Донбасса.

    Причина плача читателю остаётся недоступной.

    До неё может докопаться только человек со вкусом или с большой практикой по выявлению противоречий.

    Последним являюсь я. Но и мне далеко не сразу доходит, в чём же противоречие вот тут вот.

    Вот и сейчас. Я всё, что выше написал, написал ещё не зная, что ж меня заставило заплакать в этот раз. И мне придётся статью не кончить, если меня не озарит, в чём тут дело. (Так, собственно, с каждой статьёй.) – Вот эти стихи.

    Я их читаю под мысленный ритм гораздо более поздней песни Чичериной “Рвать” (слова которой меня не тронули; а музыка – да).

    Олег Русских

    Услышь его, Господи…

     

    Я увидел во дворе стрекозу,

    Дверь открыл и побежал босиком,

    Громыхнуло что-то словно в грозу,

    Полетело всё вокруг кувырком.

    .

    Пеплом падала моя стрекоза,

    Оседал наш дом горой кирпича,

    Мамы не было а папа в слезах

    Что-то страшное в небо кричал.

    .

    Зло плясали надо мной облака,

    Мир горел, его никто не тушил,

    Кто-то в хаки меня нёс на руках,

    Кто-то в белом меня резал и шил.

    .

    Я как мог старался сдерживал плач,

    Но когда, вдруг в наступившей тиши,

    Неожиданно заплакала врач

    Понял, что уже не стану большим.

    .

    Умирает моё лето во мне,

    Мне так страшно, что я криком кричу,

    Но кто в этом виноват а кто нет

    Я не знаю... да и знать не хочу...

    .

    Мне терпеть уже осталось немного,

    И когда на небе я окажусь,

    Я, на всех на вас, пожалуюсь Богу!

    Я там всё ему про вас расскажу...

    2014

    Я в 2014 ждал, что Путин отдаст приказ армии наступать на Киев и прекратить нацизм на Украине. Многие, наверно, тогда обиделись, что он этого не сделал. (Хорошо, хоть сейчас исправился.) И жаловаться Богу персонажу надо именно на Путина.

    Но где ж в стихотворении противоречие?

    (Мне пришлось вставить выше предложение о музыке, чтоб потянуть время, ибо я в тупике… И, кажется, эта уловка удалась.)

    Столкнулись шоковое отчуждение мальчика от всего происходящего (наблюдение как бы со стороны, безэмоционально и объективно) с наблюдением субъективным, но и как бы тоже со стороны.

    Вот два критических случая в моей жизнь. Один такой.

    Я раз, почти не умея плавать, полез за пацанами переплывать очень маленький пруд. Чуть не лужу. Они мне смеются с противоположного берега: куда, тут же глубоко! Я не поверил и попробовал стать. Дна не было, и я скрылся под водой. Я испугался и потерял ориентацию. И забарахтался. Шло время. Воздух кончился. Я уже глотнул воду вместо вдоха. Понял, что этак я утону. Взял себя в руки. Перестал барахтаться, чтоб пойти на дно и так узнать, где верх. Определился. Присел и изо всех сил оттолкнулся ногами и выскочил над водой по пояс. И… Какой же красивый был невзрачный знакомый пейзаж! Трава – ярко-зелёная! Небо – ярко-голубое. И, кажется, я на 360 градусов всё вокруг видел. – Необычное всё. И как незнакомое.

    А другой раз почти остановилось время.

    В командировке. Я с сослуживицей шли из гостевого дома на завод. Я ей что-то болтал, а она заслушалась, полностью мне доверившись с ориентацией, как оказалось. Мы подошли к шоссе с большим движением, которое надо было перейти. Продолжая болтать я глянул налево, не увидел машин и ступил на мостовую. Она за мной. Но, уже поворачивая голову обратно, я увидел отчаянно мчавшегося мотоциклиста. И ступил обратно на тротуар. А она нет. И… Медленно взлетела над мотоциклистом, медленно перелетела через него и медленно опустилась на асфальт головой.

    Вот и тут – совершенно отчуждённые картины: "Полетело всё вокруг кувырком”; "Пеплом падала моя стрекоза” (наверно, замедленно, а не только потому, что пепел очень лёгкий и висит в воздухе); "Оседал наш дом горой кирпича” (тоже, наверно, замедленное время, и безэмоционально так); "Мамы не было” (ну, не видно, мол, ну и что?); "папа в слезах / Что-то страшное в небо кричал” (так это ему – страшное, а на самом деле, может, и нет страшного). "Зло плясали надо мной облака” - так это они злые, а мне-то что. "Мир горел, его никто не тушил” (и мне до лампочки, что это так). – В общем, как посторонний Этому свету реагирует мальчик. У него от шока даже нет боли. Сверхжизнь. И так далее. А вот "Понял” он – от внежизни, так сказать. Это иное отчуждение.

    Вот тут-то я и заплакал.

    .

    Обычно я не останавливаюсь на обнаружении противоречий. Это только первая часть теории художественности по Выготскому. Дальнейшее в ней – это констатация, что от их столкновения в душе происходит подсознательный катарсис (от аристотелевского катарсиса – ноля переживаний – отличающийся содержательностью, не данной сознанию). Так сам-то Выготский в содержание катарсиса не вдавался (за одним исключением). И правильно. Это уже не область психологии (а он был психологом). Это уже область литературо- и искусствоведения.

    И я, наверно, поступал не правильно. Стал расшифровывать содержание, исходя из духа времени. А это ж вилами по воде писано. Ну и массу людей оттолкнул такой, мол, мутью.

    “Фэ” Путину – таково, наверно, содержание катарсиса этих стихов. Зачем-де оставил Донбасс на растерзание.

    И тогда вы понимаете, читатель, почему никто-никто не хочет применять теорию Выготского? Учёные ж чуют, что, как не удержался раз сам Выготский от толкования катарсиса, так будут делать все и не один раз. И как тогда власти править таким образованным народом?

    P.S.

    Не знаю, чем это объяснить… Может, вечной влюблённостью в мою покойную жену… Но мы с ней сошлись во мнении, что не доверяем Розенбауму. И вот я узнал, что он сочинил музыку на эти стихи и спел. Я послушал и не принял его песню. Нет того исступления, как у Чичериной в “Рвать”.

    26 декабря 2022 г.

08.06.2023
15:51

И опять, и опять… И почему-то не надоедает

    У меня есть всякие изъяны. Когда жена смертельно заболела, я с её слов чего только ни готовил на кухне. А она умерла – я всё забыл и помню только как варить борщ и . . .

07.06.2023
12:08

Не смотря на ляпы

    Я чувствую себя словно перед непостижимой тайной – перед нежданными слезами, которые набегают невольно, в каком-то месте, когда читаешь стихи. И хоть я знаю теорию . . .

06.06.2023
19:21

Хвала безграмотности

    На днях я раскритиковал Леонида Филатова за графоманское стихотворение. И одной из придирок была запятая, поставленная, чтоб обозначить паузу. Её обозначать . . .

03.06.2023
14:27

Почему-то не могу отвязаться от этой предательницы Вольтской

    Когда я стал читать газеты – сперва “Пионерскую правду”, потом “Комсомольскую”, потом “Известия” – я стихи пропускал. Что это такое, мне открылось только при . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100